html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Мимолетности»: Как разговорить музыканта?

Режиссер Владимир Непевный («Дрейден-сюита», «Кому это нужно») представил фильм «Мимолетности» о композиторе и музыканте Вячеславе Гайворонском, авторе музыки к фильмам Евгения Юфита и Олега Ковалова. Увидеть картину можно будет осенью, а пока что можно посмотреть фрагменты фильма и прочитать текст Никиты Елисеева о том, как разговорить музыканта, творчество которого возникает en passant — мимоходом.

 

 

Или, как снять адекватный творчеству и личности музыканта документальный фильм? В этом случае, музыканта надо разговорить, верно? А он ведь привык разговаривать по-другому. «Понятным сердцу языком твердить о непонятной муке» или радости. «Понятным сердцу» — вот в чём загвоздка. Как это «понятное сердцу» о в принципе «непонятном» перевести в слова и изображения? Какой эксцентричный ход для этого надо придумать?

Владимир Непевный, автор фильма о музыканте и композиторе Вячеславе Гайворонском, такой ход придумал. Его кинолента «Мимолётности» начинается так. (Кстати, почему «Мимолётности»? То ли это отсылка к замечательному (и самому музыкальному) мультипликатору, Алексееву, к его фильму En passant («Мимоходом») — всё ж таки первый свой фильм Владимир Непевный снял про Алексеева, и это был вообще первый фильм про изобретателя игольчатого экрана; то ли напоминание о фортепианных миниатюрах Сергея Прокофьева «Мимолётности». Скорее всего, и то и другое…


«Мимолетности». Реж. Владимир Непевный. 2018.

«Возвращаюсь на первое», как писал во времена оны Аввакум Петров. «Мимолётности» начинаются так: крыша, мотки колючей проволоки, чтобы на другую крышу не перебрались, панорама города, башня Московского вокзала. На крыше сидит печальный человек (художник Сергей Ковальский) в руке у него стопка. На крыше появляется Вячеслав Гайворонский. Обнимается с тем, кто уже давно на крыше. Сергей Ковальский даёт стопку другу, разливает водку по стопкам. «Ну, за что будем пить?» — «За время», — быстро отвечает Гайворонский. «За время, которого нет», — усмехается Ковальский. Выпивают. Некоторое время молчат. Гайворонский после паузы говорит: «Вот кто-то сказал: процесс — всё, конечная цель — ничто. Вроде бы верно и кажется, что мудро, но вот как-то не нравится мне это, не согласен я с этим. Как-то так хочется остановить, что ли, процесс, запечатлеть, понимаешь?»

В этот момент я, зритель, не смог не улыбнуться: вообще-то всякий, кто прошёл через десятый класс советской школы и советский институт, помнит эту цитату из истории КПСС. Это же афоризм Эдуарда Бернштейна — оппортуниста, социал-шовиниста, лидера германской социал-демократии, предавшей дело рабочего класса и мировой революции: «Движение — всё, конечная цель — ничто!» Конечно, она запоминалась. Но никто до сих пор не заметил укоренённости этого афоризма в германской интеллектуальной традиции; никто не обратил внимания на связь этого афоризма с… «Фаустом» Гёте. Да и сам Гайворонский это заметил, не заметив. Сердцем понял, что это не просто афоризм, но парадокс.

Объясняю: Фауст проиграет Мефистофелю, когда воскликнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Он это и восклицает в конце поэмы, но проиграл Мефистофель, потому что Фауст хочет остановить процесс вечно длящегося творчества, чтобы оно длилось вечно. Не застопорить движение, а сделать его неостановимым, вечно длящимся в это самое мгновение, в этот самый миг. Браво, Гайворонский!

Пока я всё это соображал, Гайворонский что-то интересное говорил о памяти, но я упустил нить этих рассуждений. Услышал только деловитую, спокойную справку режиссера Владимира Непевного за кадром на фоне репетиции струнного квартета. Непевный рассказывает, чтобы ввести в курс дела зрителей, несколько ошеломлённых выпиванием на крыше под аккомпанемент Эдуарда Бернштейна и Иоганна Вольфганга фон Гёте: мол, есть в Петербурге такой музыкант и композитор Гайворонский. Не любит, когда его называют джазовым музыкантом, хотя его свобода, его радостная готовность к импровизации — оттуда, из джаза. Учился в консерватории, но поскольку не мог творить в условиях советской несвободы, стал… врачом. 15 лет проработал хирургом в больнице имени Карла Маркса. А потом, всё же, не выдержал. Вернулся к музыке. К исполнению и к сочинительству. И вот я (говорит Непевный) впервые услышал в 1989 году его вместе с контрабасистом Владимиром Волковым. И был потрясён свободой, лёгкостью. Такого я никогда не слышал. Вот запись этого концерта.

Собственно, краткая справка дана. Информация (не люблю это слово) выложена — дальше фильм. Музыкант и его музыка. Остановленные мгновения, мимолётности, которые длятся.


Вячеслав Гайворонский в фильме «Мимолетности».

Вот он сидит и рассуждает о музыке. В кадр врывается маленькая девочка, очень красивая, дочка, надо полагать, Гайворонского, растопыривает пальцы и нападает на взрослого: «Белка. Беееелка, вот такая беееелка!» Что бы я сделал, окажись в ситуации Гайворонского? Рассердился бы — мешает же. А он смеётся. «Нет», говорит, «мешаешь, погоди…», а та не унимается со своей белкой. Тогда становится видно, что Гайворонскому нравятся помехи. Он — по-настоящему свободный человек, и потому признает за другим право на такую же свободу. Нравится маленькой девочке кричать про какую-то белку? И хорошо, и прекрасно. Зачем он будет её обижать? Стоят ли все рассуждения о музыке, даже самые мудрые, обиды маленькой девочки? Нет, не стоят.

Или сидит Гайворонский за столом, а рядом женщина-керамистка расписывает блюдо. Музыкант молчит, разглядывает её работу, а потом говорит: «А может, так и оставить? Не раскрашивать?» Женщина: «Нет… Белое на белом как-то… не так, не хорошо…» — «Ну, тогда ладно. А вот бывает так: человек подойдёт к холсту, к бумаге, оставит несколько линий, просто несколько линий — и видна школа, видно: это — художник…» — «Ты это к чему?» — «К тому, что так бывает, вот, — показывает на картину, висящую на стене, — а раз так бывает в живописи, то и в музыке, наверное, так же бывает, верно?» Женщина пожимает плечами: «Наверное. Не знаю…» Берёт блюдо, уходит.

О школе, о традиции, кстати, Гайворонский рассуждал более чем интересно. Вот это рассуждение я, пожалуй, постараюсь воспроизвести, потому что это ведь не об одной только музыке, и даже не столько о музыке, сколько … о свободе: «Каждый на чём-то вырос. Кто-то на „Битлз“, кто-то на „Тристане и Изольде“ Вагнера, кто-то на Массне… Это хорошо? Это плюс? Плюс, да? Ассоциативное мышление, школа, есть на что ориентироваться. И минус… Потому что это превращается в ритуал, в закрытость, ты закрыт, ты не можешь воспринять что-то другое, не можешь создать что-то другое. Плюс и минус — так во всём. Здесь тоже так…»

Камера любит Гайворонского.

Его скупые, размеренные жесты. Ещё бы нет, хирург и музыкант не может быть суетлив, он привык к точности движения рук, как снайпер, как сапёр.

Его крупные черты лица. Чаще всего Непевный снимает Гайворонского в профиль. Профиль медальный. Я всё смотрел на этот профиль, и думал: кого мне напоминает этот музыкант? Вагнера? Есть что-то… Но Вагнер — злой. Даже в профиле видно, какой он — злой. А Гайворонский — добрый. Врач, привыкший к тому, что на больных не кричат. Но кого-то он мне напоминал. И я понял, кого — того человека, которого я никогда не видел, но представлял себе его именно таким. Композитора Иоганна Крайслера, выдуманного Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, главного героя гофмановского романа «Житейские воззрения кота Мурра». Фантастического романа во всех смыслах: кот Мурр изорвал дневники своего хозяина для того, чтобы использовать листы дневника в качестве прокладок между страницами своей автобиографии. Кошачьи воспоминания перемежаются размышлениями и впечатлениями его хозяина, музыканта. И вот то, каким предстаёт со страниц этого удивительного текста Крайслер — это и есть Гайворонский. По крайней мере, я себе даже внешне так себе представлял этого героя.

Вот тоже удивительный момент рецепции, восприятия: не успел я про это подумать, или это почувствовать, как в кадре появился кот. Огромный, короткошёрстый, вытянувшись во всю длину, он покорно лежал на руках у музыканта, а музыкант, дурачась, изображал будто кот это не кот, а гитара, и он на этой гитаре бряцает. Куклачёв курит. Всякий, кто хоть раз имел дело с котами, а особенно с короткошёрстыми, понимает, что увиденное на экране почти невероятно. Коты (а особенно, короткошёрстые) мало, кому могут позволить так с собой играть. Причём, ясно, что Гайворонский не дрессирует кота так, как муштрует своих несчастных кошек Куклачёв. Просто кот настолько его любит, что соглашается на перформанс.

Опять же, подзуженный Гофманом, я представил себе, как этот кот записывает в свой дневник: «Я очень люблю своего хозяина. Я покорен ему. Потому что любовная, осознанная покорность есть основа основ истинной философии. Но хозяин странен, очень странен. Сегодня он взял меня на руки и изображал из меня гитару. Это странно, нелепо, это даже оскорбительно для меня, но я покорен, ибо люблю своего хозяина…»

Вот с покорностью у Гайворонского, как и у Крайслера, сложности. Видно, как он любит свободу, как он готов к неожиданностям, к случайностям. Ведь свобода это и есть готовность к неожиданностям, к случайности, к чуду. На той же крыше Гайворонский подходит к самому краю, оглядывает окоём и говорит: «Здорово. Непонятно, куда смотреть, помнишь, как у Мамонова: „Куда смотреть?“ Это вот самое… интересное, да? Куда смотреть?» При этом никакой разболтанности. Потрясающая собранность и точность в своём деле. Понимание этого дела.

 

 

Непевный снимает подготовку к исполнению музыкального сочинения Владимира Чекасина «11 строф на слова Ф. Ницше». Трио — ударник, Владимир Тарасов, труба — Вячеслав Гайворонский, мультиинструменталист Владимир Чекасин. Три музыканта обсуждают, что и как они будут играть. Они настолько увлечены, что не обращают внимания ни на зрителей, которые в зале ждут начала концерта, ни на человека с кинокамерой. Говорят на своём каком-то языке: «Вот тут туруру, трампам, понимаешь?» — «А ну да, „Жизель“, сцена охоты: туту, трампам, бам…» — «Ну да, что-то вроде…»

Изумительная сцена, потому что очень хорошо видны характеры: насмерть серьёзный, нервничающий Чекасин; ироничный, очень умный Тарасов; весёлый, добрый, готовый откликнуться на шутку Гайворонский. Это тем более хорошо, что шутит-то Тарасов профессионально. Только музыканты понимают, что тут смешного… Они и понимают. Гайворонский весело хохочет, а Чекасин сдержанно улыбается, потому что, конечно, смешно, но господа, господа, мы же готовимся музыкально выразить Ницше/Заратустру, какие шутки, какие хиханьки, хаханьки? Заратустра не позволяет.

Потом звучит фрагмент этой музыкальной композиции, снятый замедленно, чтобы мы не только услышали странную красоту музыки, но и красоту движений музыкантов, ударника, саксофониста, трубача; то, как они существуют в музыке или существуют музыкой. Насчёт существования музыкой и в музыке Непевный делает и вовсе удивительную вещь. Вот то самое: «как разговорить музыканта…». Он сажает Гайворонского слушать запись его же, Гайворонского, музыки и просит (это вне кадра, вне фильма), чтобы музыкант рассказал о том, что он сделал. Музыкант рассказывает. По ходу мимолётности музыки, мимоходом. Рискну воспроизвести: «Шествие. Там за окнами… Может, карнавальное… Виолончель… Вопрос, — рисует в воздухе большой знак вопроса, — вопрос… Тревога? Нет, вопрос… Он стихает, нет, он растворяется. Он уже не важен. Звуки всё гуще, ещё гуще, ещё гуще…» И разводит руками, дескать, ну вот как-то так. Так получилось.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • режиссеры
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции