html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Месса с массой преимуществ // «Реквием памяти Жоскена Депре» на фестивале «Опера априори»

Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ   |  купить фото

«Реквием памяти Жоскена Депре» на фестивале «Опера априори»

В римско-католическом кафедральном соборе Москвы в рамках четвертого фестиваля «Опера априори» состоялась мировая премьера «Реквиема памяти Жоскена Депре». О том, как в жесте поклонения великому полифонисту к «Реквиему» его фламандского ученика Жана Ришафора присоединились пять современных авторов из России, Австрии и Франции, рассказывает ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ.

К месту исполнения — в собор на Малую Грузинскую — народ стекался в неакадемический вечерний час. Из-за затянувшейся католической службы у публики была получасовая возможность настроиться на нечто сакральное, простирающееся за рамки официального академического события. Трансляциями на сайте собора и на канале М24 «Опера априори» поддержала репутацию фестиваля, чье партнерство с современными технологиями вдохновлено просветительством и радикальной открытостью миру, которые так под стать выведенному на фестивальной афише адресату события.

Жоскена Депре современники именовали «князем музыки», а страны и города спорили за честь считать его своим, почти как это было с Гомером. Свой путь от мальчика-хориста до настоятеля базилики Нотр-Дам во французском городе Конде-сюр-л`Эско Жоскен прошел с опытом сначала певчего, а затем и автора музыки для Сикстинской капеллы в Риме. Венецианский издатель Оттавиано Петруччи, Гутенберг нотопечатания, тиражировал его тридцать две мессы и сборники мадригалов, а его рукописи бережно коллекционировались для хранения в папском архиве.

В 1532 году Жан Ришафор, как считается, посвятил памяти Жоскена свою «Заупокойную мессу» (Missa pro defunctis), едва ли не прекраснейший реквием Ренессанса. После знакомства с мессой в исполнении одного из европейских ансамблей куратор проекта Арман Гущян придумал пополнить семь частей дореформенной католической мессы эпизодами, которые написали композиторы нашего времени. В спутники свежеоткрываемому коллеге-фламандцу из века шестнадцатого попали продвинутые авангардисты Алексей Сысоев и Владимир Раннев, австрийский органист и импровизатор Клаус Ланг, французский просветитель и электронщик Франк Кристоф Езникян.

Сверхзадачей, кажется, была отнюдь не попытка усмирить авторов нашего времени практическими предписаниями мессы Ришафора, написавшего ажурное вокальное сочинение для мужских и мальчиковых голосов, а серьезная попытка реставрации жанра. Дело в том, что после Моцарта и тем более после Верди, в чьем «Реквиеме» оперные громокипения поддерживают соответствующий градус апокалиптики, историей музыки оказался напрочь забыт ангельский звук, под который во время старинной заупокойной мессы душа усопшего направлялась, препоручаемая силам небесным, в горние парадизы.

Вступлением именно к такому путешествию стал эпизод Армана Гущяна, где на веретено плывущего звука скрипки накручивались блаженные реплики хора, а в синкретическом единстве смычка и вокала обозначились идеальные для освобожденного духа перспективы. Хоровой фрагмент Владимира Раннева «Dies irae» отчетливо показал четыре куплетные фазы вознесения: после шелестящих, крошимых, как сухая листва, хоровых скороговорок, которые поднимались все выше и выше, усилие каждого куплета подытоживал мощный мужской унисон. Инструментальным сопровождением фрагменту Алексея Сысоева стала комбинация альта с тремя парами деревянных палочек, на которых выстукивали ритм крестовидно размещенные участники. В этой ритмической рамке проступал опрятный и нездешний «lux perpetua», «вечный свет», в даруемости которого обозначилась какая-то действительная иррациональная правда. В свете этой нелинейной музыкальной правды казалось логичным, что в эпизоде «Libera me» у Клауса Ланга текст рассыпался на произносимые по отдельности гласные и согласные, а в заключительном, наиболее продолжительном фрагменте «In paradisum» у Франка Кристофа Езникяна эпилогом к образу райского сада в сопровождении электронного саундтрека прозвучали две строфы из стихотворения Рильке «Розы». Дивные голоса московского вокального ансамбля Intrada под управлением Екатерины Антоненко ренессансными посланниками несли лирическую мысль ХХ века о незаменимости «одной-единственной розы», без которой «никогда не смогли бы мы говорить ни о наших надеждах, ни о нежных моментах в постоянных отъездах». Незаменимым, как начинание, выглядел в итоге и сам «Реквием памяти Жоскена Депре» — событие, вполне сопоставимое с семнадцатилетней давности «Страстями по Матфею-2000», собравшими для жеста коллективного поклонения Баху в англиканской церкви Святого Андрея всех на тот момент актуальных российских композиторов, поэтов и музыкантов.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • москва
          • премьера
          • фестиваль
          • память
          • церковь
          • россия
          • франция
          • австрия
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции