html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Меня преследуют: Краткая история автомобильных погонь в кино

Меня преследуют: Краткая история автомобильных погонь в кино

То, что погони на экране — это идеальный аттракцион, было известно еще режиссерам немого кино. Такие сцены есть в ранних вестернах, комедиях с Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном, даже в трехчасовом шедевре Д. У. Гриффита «Нетерпимость» имеется гонка на колесницах. К появлению скоростных автомобилей многие приемы экранного кар-чейза уже были наработаны. Например, параллельный монтаж — быстро переключаясь между догоняющим и убегающим, можно долго держать зрителей в напряжении.

Но беспрецедентная скорость автомобиля (в моторе одного спортивного «Понтиака» 400 лошадей из вестернов Джона Форда!) волнует кровь и без всякого удвоения монтажом, а его маневренность позволяет выстраивать сложную хореографию и географию погони. В «Детективе Буллитте» (1968) Стив МакКуин преследует наемных убийц по Сан-Франциско, его «Форд Мустанг» подлетает вверх на холмах и визжит шинами, вписываясь в повороты узких улиц (профессиональный автогонщик МакКуин сам выполнял все трюки). Тем не менее это только одна из сцен почти двухчасового фильма и даже не кульминационная! То же самое можно сказать о грандиозной гонке во «Французском связном» (1971) Уильяма Фридкина, где Джин Хэкмен на машине преследует поезд метро.


«Французский связной»

«Водитель» Хилла устроен похожим образом. В первую очередь это нуар с ограблениями, полицейскими осведомителями и роковой женщиной Изабель Аджани, а три автомобильные сцены как будто только обозначают силовые точки сюжета. Но, как заметно из названия, акценты здесь расставлены иначе: главного героя в исполнении Райана О’Нила интересуют, кажется, только адреналин и искусство вождения. Во всяком случае, все обычные для голливудских гангстеров мотивации — деньги, влияние, женщины — ему совершенно чужды (увлечение героиней Аджани оказывается, как обычно бывает в нуарах, непростительной слабостью). Как бусидо для самурая, для безымянного Водителя главное — его призвание как таковое, без автомобиля его жизнь не имеет смысла.


«Водитель»

Так в 1970-е машина превращается из обычного реквизита, нужного для развития сюжета, в его центральный элемент. В дебюте Стивена Спилберга «Дуэль» не происходит ничего, кроме охоты грузовика-бензовоза за легковушкой трусливого коммивояжера. То, насколько этот фильм лишен подтекстов и смыслов, по-своему восхищает. Мотивации дальнобойщика-убийцы так и остаются неизвестны, если не считать, конечно, что это преувеличенная до абсурда дорожная агрессия, знакомая каждому, кто когда-либо садился за руль. Бензовоз — такое же опасное чудовище, как акула из «Челюстей», и характерно, что его жертва (а вместе с ней и мы) так и не увидит лица водителя, только руку и ковбойские сапоги. Соперник главного героя расчеловечен, как будто это 40-тонный Peterbilt по собственной воле атакует легковушку.

Послевоенный американский образ жизни нельзя представить без машины. Почти везде в этой стране пешеход испытывает столько неудобств, точно он человек с ограниченными возможностями. Автомобиль стал продолжением тела — то ли киберпанк, то ли воплотившиеся в жизнь мечтания русских футуристов. «Дуэль» начинается кадром, снятым в движении с бампера — такие же есть в «Водителе». В погонях этот прием выглядит особенно эффектно, но еще это как словно взгляд с точки зрения самой машины, который невозможно отделить от взгляда водителя.

Так же почти врос в автомобиль герой «Исчезающей точки» (1971), который два дня не покидает места за рулем, убегая от полиции через полстраны. Фильм, снятый в эпоху Вудстока, вписан в контркультурный канон вместе с «Двухполосным шоссе» (1971) Монте Хеллмана. В последнем меньше экшена, но и там тоже бесконечная гонка теряет изначальный смысл и превращается в самоцель, в способ существования для поколения беглецов.
«Двухполосное шоссе»

«Двухполосное шоссе»

В жанровом кино сцены погонь усложняются. В «МакКью» (1974) с Джоном Уэйном впервые исполнен трюк с машиной, которая переворачивается вокруг своей оси (он стоил тяжелых травм каскадеру). А оригинальный «Угнать за 60 секунд», вышедший в том же году, построен вокруг серии гонок с участием нескольких автомобилей (и включает несколько взрывов) общей продолжительностью в 40 минут.

Кино про машины превратилось в отдельный жанр категории Б, иногда прорывающийся в первую лигу. Таков случай австралийского «Безумного Макса» (1979) и его сиквелов. В прокате подобные фильмы обычно размещались где-то рядом со слэшерами и эротикой — такое соседство неудивительно, ведь удовольствие от тех же «60 секунд» совершенно физиологического рода.

В увлечении машинами есть нечто непристойное. Понятно, что оно тесно связано с мужским достоинством. Тарантино посвятил этому вопросу свой оммаж жанру — фильм, известный в России как «Доказательство смерти». «Маленький член» — такой диагноз выносит одна из героинь антагонисту, увидев его спорткар, и, вероятно, не ошибается. Каскадер Майк окажется маньяком, и дело закончится гонкой на выживание.


«Доказательство смерти»

Сложные постановки с машинами продолжились в «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985) и «Ронине» (1998), но к 2000-м жанр был испорчен упрощающими задачу цифровыми спецэффектами. Бесконечная франшиза «Форсаж» уже с самого начала, в 2001 году, не была озабочена сложным сюжетом. В последовавших семи (пока) сиквелах ситуация принципиально не изменилась, зато хронометраж последних частей уже приближается к двум с половиной часам. Принцип новейших экшен-фильмов (а погони есть почти в каждом из них) опять же порнографический. Неважно, почему герои встретились и поженятся ли они, счастливая развязка известна заранее. Самое интересное — то, какими путями они к этой развязке стремятся. Всегда, конечно, интереснее, когда все происходит естественно и без обмана, так что если культурная ценность «Форсажей» или «Острова» (2005) Майкла Бэя может обсуждаться, то в величии «Дороги ярости», снятой почти без компьютерной графики, сомнений нет ни у кого.


«Малыш на драйве»

Обаяние автомобиля понятно: он предмет, целиком принадлежащий миру эстетики, а не морали. Вот, например, в 2010-х вышло два фильма, вдохновленных «Водителем». Оба о молчаливых гонщиках-виртуозах, выполняющих заказы для мафии. Николас Виндинг Рефн в «Драйве» с Райаном Гослингом добавляет крови и розового цвета, но сохраняет нуарную атмосферу первоисточника. Эдгар Райт в «Малыше на драйве» создает дурашливую подростковую вариацию сюжета, кино с подрагивающими под музыку конечностями. Фильмы Рефна и Райта мало похожи друг на друга, но и в том и другом случае к их главным героям могут быть этические вопросы.

Таких вопросов нет только к автомобилям. Как точно резюмировал один персонаж Андрея Платонова, «человек так себе — ни плох, ни хорош, а машины равномерно знамениты».

Автор Андрей Карташов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • метро
          • женщины
          • режиссеры
          • искусство
          • полиция
          • гонки
          • комедии
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции