html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Механические бойцы: автомобили, которые помогли приблизить Победу

У каждого участника Великой Отечественной войны было свое орудие: винтовка у пехотинца, тугой бинт и жгут у санитарки, штурвал у летчика. А главным оружием шоферов были автомобили. Вчерашние мирные машины переоборудовались и становились военными, на них перевозили раненых, боеприпасы, медикаменты и продовольствие, с их помощью осуществляли переброску войск. «Вокруг света» рассказывает о нескольких легендарных отечественных машинах, которые помогли приблизить Победу.

Полуторка: герой блокады Ленинграда

Пожалуй, первый автомобиль, название которого вспоминается в связи с Великой Отечественной войной, — знаменитая полуторка, она же ГАЗ-АА (а с 1938-го — ГАЗ-ММ). Ее смело можно считать самой массовой советской машиной первой половины прошлого века. Вплоть до конца 1960-х полуторки колесили по дорогам страны. Внешне это был самый обыкновенный грузовик, простой и неказистый, но вот судьба у него оказалась героическая.

GettyImages-645692845.jpg
ГАЗ-АА

Сегодня, заглядывая в кабину полуторки, диву даешься: посади туда современного водителя, он не то что воевать — просто ехать по прямой, наверное, не смог бы. В грузовик приходилось втискиваться: сиденье узкое, жесткое, крыша низкая, такая, что и невысокий достанет до потолка макушкой. Педали тугие, и чтобы нажать на них, нужно усилие, да еще какое. Запуск двигателя — целый ритуал, требующий сноровки и физической силы.

С началом войны «комфорта» для водителя в этом автомобиле стало еще меньше. С полуторки пропали зеркало заднего вида, глушитель и многие другие детали. До войны у машины были округлые крылья, теперь они приобрели грубую угловатую форму, а делать их стали из кровельного железа. Даже дверей, и тех не осталось. Фронтовая полуторка приобрела угрожающий вид. Минимализм объяснялся просто: в разгар войны срок службы, точнее срок жизни такого автомобиля, исчислялся порой даже не неделями, а днями.

Казалось бы, простота конструкции должна была снижать эксплуатационные качества полуторки. Но нет, морозы ей были нипочем: машина была совершенно неприхотлива как к маслу, так и к горючему и чинилась буквально «на коленке». Водители быстро привыкали и учились обслуживать грузовик. Фронтовики рассказывали совсем уж удивительные вещи. Как-то раз один автомобиль вернулся с рейса…. без карбюратора, но на ходу! Находчивый водитель на пару с помощником заливали бензин прямо во впускной трубопровод, используя при этом дополнительный топливный бачок и самодельный марлевый фильтр.

1974_CPA_4367.jpg
Почтовая марка СССР с изображением полуторки. 1974 год

Пожалуй, одна из самых важных страниц в истории полуторки связана с ленинградской блокадой. Осада города началась в сентябре 1941-го, и уже 1 октября рабочие и инженеры стали получать по карточкам 400 граммов хлеба в сутки, а остальные — по 200 граммов. Других продуктов практически не было. Сегодня каждый знает и про обойный клей, и про кожаные ремни, из которых в Ленинграде варили бульон. На мельницах вскрывали полы, собирали мучную пыль. Воспоминания блокадников страшны в первую очередь своей обыденностью.

Единственным не осажденным участком, через который можно было держать связь с «большой землей», для города оставалось Ладожское озеро. Как только оно замерзло, по еще неокрепшему льду незамедлительно проложили магистраль. Только полуторки могли преодолевать этот путь. Конные обозы были слишком тихоходными, а прочие грузовики — «студебекеры» и ЗИСы — чересчур тяжелыми.

На льду Ладожского озера через каждые несколько километров стояли регулировщики и были оборудованы пункты для забора воды. С неба «блокадную артерию» контролировали зенитная артиллерия и истребители — они отражали атаки противника. Внизу расчищали путь тракторами. Если на льду появлялись трещины или воронки, их укрывали деревянными мостами. Средняя скорость движения составляла 35–40 километров в час. И днем и ночью водители ехали без света или с замаскированными фарами, совершая при этом по четыре рейса за смену.

Из записок военного автомобилиста Семена Матеки

Теперь из Ладоги выплыл целый город — с ремонтными мастерскими, стоянками для машин, диспетчерской службой, медицинскими и обогревательными пунктами. В свете фар казалось, будто поднялся из-подо льда сказочный град Китеж. И вправду, вдоль трассы раскинулся город-призрак, город-невидимка. Люди жили здесь в брезентовых палатках и снежных домиках, облитых для прочности водой. Для шоферов же жильем служила машина. Мы приспособили нашу «полуторку» и под кухню, и под печку. Спали мы урывками, положив голову на руль. Спишь — и все время начеку. Стоит только услышать команду — тут же нажимаешь на стартер. А потом урвешь еще десяток-другой минут где-нибудь на погрузке или разгрузке.

В первую блокадную зиму Дорога жизни существовала 152 дня. По ней эвакуировали полмиллиона человек. Нормы выдачи хлеба начали понемногу повышать, но главное — в Ленинграде появился неприкосновенный запас продовольствия.


ЗИС-5: подспорье «катюши»

Этот автомобиль стал настоящей фронтовой рабочей лошадкой. Военные шоферы ласково называли его «Захаром Ивановичем». По массовости выпуска ЗИС-5 несколько уступал знаменитой полуторке, зато грузоподъемность его была почти в два раза больше. Помимо этого, машина была настолько проста в обслуживании и ремонте и настолько надежна, что на фронте она стала незаменимой.

ZIS-5_truck_1933.JPG
ЗИС-5

В основе грузовика, сконструированного еще в начале 1930-х годов на заводе АМО, лежала разработка малоизвестной американской фирмы Autocar Dispatch SA, потом у нас наладили выпуск собственных деталей, устроили испытания и обнаружили некоторые просчеты заокеанских конструкторов. В итоге грузовик почти полностью переделали, поменяли и коробку передач, и двигатель, и многие другие узлы. Так была создана надежная машина, адаптированная к нашим, еще довоенным дорогам. Большая часть деталей делалась или из чугуна, или из дешевой стали, или из дерева. Машина могла ездить на любом бензине и потреблять любое моторное масло. Предприятие к тому времени уже переименовали в Завод имени Сталина, так что новая модель получила название ЗИС-5.

ЗИС-5 мог перевозить три тонны груза, поэтому в обиходе грузовик называли трехтонкой. В кузове можно было разместить несколько десятков бойцов — вдвое больше, чем в полуторке. ЗИС-5 также выполнял роль масло- и топливозаправщика, на его удлиненном шасси устанавливали прожекторы противовоздушной обороны и зенитные пушки. На базе грузовика конструировали походные типографии, операционные, лаборатории. К середине войны ЗИС-5 составлял почти половину фронтового автопарка.

1280px-Zis-5_firetruck.JPG
Пожарный автомобиль на базе ЗИС-5 довоенной сборки

Военный шофер был не просто шофером, но еще и механиком, причем подчас очень изобретательным. Люфты в узлах закручивали проволокой. Расплавленный вкладыш вырезали из солдатского ремня, и ехали так несколько десятков километров. В лютые морозы отогревали мотор тлеющим кирпичом, который на ночь замачивали в бензине. Чтобы не уснуть в пути, в кабине подвешивали армейский котелок с болтами — он гремел и бил по затылку.

«Захар Иванович» демонстрировал чудеса проходимости, особенно для машины, у которой ведущими были только задние колеса. Там, где немецкие автомобили застревали, ЗИС проезжал спокойно. При этом еще и заводился в любой мороз, а отрицательные температуры тоже не всегда были по зубам германской технике.

Именно ЗИС стал первым автомобилем, на который установили легендарную «катюшу». Грузовик ЗИС-6 был построен на базе ЗИС-5, только колесная формула у него была 6 на 4 — для большей проходимости. Так машина весила почти четрые тонны и подходила для массивной ракетной установки. Правда, для залпа установку нужно было повернуть на 90 градусов относительно продольной оси грузовика. Из-за этого порой автомобиль раскачивало, и тогда точность залпа могла теряться. И все-таки, долгое время «катюшу» ставили именно на ЗИС.

Эмка: незаменимый штабной

У автомобиля ГАЗ-М1 и фронтовой грузовой полуторки общие корни. Во всяком случае, прототипами для обеих моделей послужили машины корпорации Ford. Так, эмка появилась благодаря модели Ford А. Последний, в свою очередь, был прямым преемником легендарного Ford Т, с которого, собственно, и началась массовая автомобилизация Америки. В итоге наша горьковская машина была похожа на «жестянку Лиззи», как ласково называли «Форд» за океаном. Некоторые детали были взаимозаменяемыми. Обе машины без проблем потребляли любое топливо, но в больших количествах.

GettyImages-514195552.jpg
ГАЗ-М1

Первые автомобили, собранные советскими специалистами после подписания договора с Генри Фордом, были точной копией американских, но вскоре наши инженеры начали их дорабатывать. Стал мощнее двигатель: уже не 40, а 50 лошадиных сил. Был добавлен бензонасос, усилена рама, а доисторические колеса на спицах заменились цельноштампованными. Так появилась наша эмка, которая успела обзавестись множеством модификаций. Сколько раз она упоминается в воспоминаниях ветеранов, сколько песен о ней написано! Даже немцы, когда им удавалось добыть трофейный ГАЗ-М1, охотно пересаживались на наш автомобиль, ведь германские машины бесславно вязли в русских топях и болотах.

С началом войны большая часть легковых автомобилей была отправлена на фронт. У легковых машин было множество функций. Одни использовались для доставки боеприпасов и продовольствия в горячие точки, другие перевозили личный состав, третьи выполняли роль боевой единицы. Горьковская эмка хорошо зарекомендовала себя в качестве штабного автомобиля, но для военных операций требовались машины с более высокой проходимостью.

1280px-GAZ_67B-5116.JPG
ГАЗ-67

И такой армейский вездеход не замедлил появиться. Это ГАЗ-67, он же «русский виллис», он же «Иван-виллис», он же «козлик». Каких только прозвищ не давали этой машине! Хотя американский ленд-лиз здорово помог нам на фронте, но, к чести отечественного автопрома, аналог легендарного «виллиса» появился у нас еще до Великой Отечественной. Даже больше: полноприводный армейский вездеход мы сконструировали чуть ли не первыми в мире — еще в 1938 году. Речь о семействе ГАЗ-61. Впрочем, машина была слишком сложной в производстве и слишком тяжелой.

В январе 1941-го тогдашнему наркому машиностроения Вячеславу Малышеву попался на глаза снимок, где американский Bantam ползет по ступенькам Белого дома в Вашингтоне! Как это нередко бывало в СССР, был немедленно отдан приказ: сделать такую же. И, что самое интересное, сделали менее чем за два месяца.

Первый полноценный фронтовой внедорожник назывался ГАЗ-64. У него были некоторые недостатки — например, этот автомобиль нередко опрокидывался при резком повороте, не вписывался в стандартную колею. Тем не менее ГАЗ-64 достойно показал себя во многих сражениях, в частности в битве за Москву. Его использовали для быстрой переброски с места на место противотанковых пушек с расчетом и боекомплектом. Всего было выпущено 686 таких машин.

* * *

После окончания войны механические фронтовые лошадки еще долго трудились, помогая восстанавливать страну, а сегодня многие из них стоят в музеях, а то и вовсе превратились в памятники под открытым небом. Например, под Пермью одна из полуторок стоит на гранитном пьедестале. Михаил Горожанинов, родившийся в этих краях, получил повестку на второй день войны и уехал на фронт вместе со своей машиной. Прошел с ней всю войну, чинил ее неоднократно, доехал до Берлина и вернулся на ней же назад, в родной совхоз, да еще и работал потом на полуторке одиннадцать лет мирного времени. Даже к месту вечной стоянки грузовик подъехал сам. Надпись на постаменте гласит: «Воинам-водителям, автомобилю-бойцу».

Фото: ullstein bild Dtl. / Contributor / Getty Images, commons.wikimedia.org, Sah68 / commons.wikimedia.org, Snowleopard / commons.wikimedia.org, Anadolu Agency / Contributor (в анонсе)/ Getty Images, ShinePhantom / commons.wikimedia.org

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с vokrugsveta.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vokrugsveta
          • памятники
          • палатка
          • домен vokrugsveta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции