html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Мат, Чукотка, Вагыргын. Как русские жители пограничья оказываются ненужными центру и враждебными коренному населению

В конце июня на московской арт-сцене произошло, казалось бы, малозначительное, но очень показательное событие. Администрация фонда «Екатерина», принимавшая у себя выставку дипломных работ учеников Школы Родченко — главного местного учебного заведения в области современного искусства, отказалась экспонировать фильм Катерины Карамазовой «Вагыргын», заявив, что наличие в нем «нецензурной лексики» противоречит «общепринятым нормам морали» и являет собой пример «общественно-порицаемого поведения». Вроде бы — это всего лишь выражение обыкновенного псевдоморального ханжества — неожиданного для институции, претендующей на показ прогрессивного искусства, но, к сожалению, нередкого в современной консервативной культурной ситуации.

Дело, однако, сложнее.

Фильм «Вагыргын» — антропологическое кино, использующее прямую речь, а «нецензурная лексика» в нем — естественная часть речи и живого языка его главных героев.

Ими стали простые русские люди отдаленной и брошенной северной национальной окраины — охотники, бродяги и золотоискатели из отдаленных поселков Чукотского автономного округа. Жители таких почти опустевших мест, как Билибино (за последние 30 лет население городка уменьшилось втрое — с 15 до 5 тысяч человек), выживают тундрой: охотой, рыбалкой, добычей золота и мамонтового бивня. Они рассказывают о своих случайных встречах со смертью в тундре: о моментах, когда замерзали в ней зимой и лишь случайно нашли пустое зимовье, когда едва не приняли друг друга за медведей и не убили в страхе, когда их машины тонули в полноводных чукотских реках. Они «санкционированно» или «несанкционированно» охотятся, пьют чистый спирт, их знакомые и друзья случайно тонут и погибают в жесткой природной среде.

Естественна и лексика этих «свободных людей с оружием» (как один из них называет себя, критикуя новые ограничения на владение огнестрелом). Она, конечно, включает в себя и просторечие, и мат.

«Неопределенный артикль „бля“» звучит там ровно столько, сколько он и должен звучать у мужчин их возраста и социального положения (тем, кого от него коробит, можно только посоветовать немного расширить свой мелко-мещанский кругозор).

Запрещая экспонирование «Вагыргына», хозяева фонда «Екатерина», казалось бы, отстаивающие «консервативные духовно-нравственные ценности», демонстрируют прямую русофобию. Они начисто отказывают массам населения в праве быть представленными в культуре. Национал-патриотические лозунги «моральной чистоты» здесь как никогда вскрывают свою классистскую сущность. Они оказываются направленными не против никому не известных «разлагающих нацию врагов» — но против большинства русских мужчин.

Однако колонизация и запрет на представление простых людей с окраины — отнюдь не единственная система власти, проявившая себя в этой ситуации.

Фильм назван «Вагыргын» — в переводе с чукотского «существование, житье» и одновременно «происшествие, событие». Он состоит из статичной визуальной сцены — небольшие озерные волны набегают на берег. За озером — вечные и не меняющиеся, покрытые снегом сопки, над которыми медленно встает солнце. Аудиоряд — серия рассказов о потенциально смертельных, но счастливо закончившихся случаях в тундре, прерываемых горловым пением чукотско-эскимосского государственного ансамбля «Эргырон» («Рассвет»).

Всё кажется идеально гармоничным, и в этой гармонии заложено глубокое противоречие. Горы, горловое пение, да и само название фильма Карамазова идентифицирует с вечностью, а русских охотников, передвигающихся на тягачах по тундре, — с современностью.

Образы «вечности» — единственное, что присутствует в фильме от коренного населения полуострова. В то же время содержательная, антропологическая часть кино полностью посвящена местной русской культуре и образу жизни (представителем этой культуры является и выросшая на Чукотке режиссерка).

Обсуждая фильм, она говорит: «все снимают про Чукотку о том, как чукчи разводят оленей или ловят китов, а я снимаю о русских», «чукчи живут в этом десять тысяч лет, и они все такие же — а русские олицетворяют современность». Это полностью колониальный взгляд.

Русская чукотчанка Катерина Карамазова отказывается от экзотизирующего взгляда на Чукотку московских режиссеров, но продолжает рассматривать чукчей и эскимосов как экзотический субъект, элемент «вечности».

«Современность» может полностью заимствовать избранные элементы их культуры, но вот быть представленными их носителям — совершенно необязательно. «Современный», живущий в настоящем, а не в выдуманной «культурной вечности тундры», чукча для режиссерки оказывается, по-видимому, попросту невозможным.

Карамазова игнорирует то, что и чукотский образ жизни, и чукотская идентичность, и чукотская культура — одновременно современны и полностью сконструированы столетиями сначала имперской, а затем — и в особенности — советской колонизации.

Она говорит о чукотских практиках поклонения духам, перенятых местными советскими людьми, но игнорирует то, что в условиях интенсивной советской борьбы с религиозными пережитками и строительства на Чукотке нового, модернистского советского общества могли выжить лишь те практики, которым позволено было выжить.

Она использует треки ансамбля «Эргырон» и игнорирует то, что он является естественной частью советской сети фольклорных оркестров, которые заменяли живые локальные практики на универсальную культуру — «национальную по форме и социалистическую по содержанию». Чукчи и их сложная история и культура оказываются для Катерины сведены к «сельской архаической народности», о которой можно снимать лишь цветистое «этнографическое кино».

Как фильм, так и позиция режиссерки оказываются блестящим по красоте и художественному качеству отражением взгляда и идентичности русского колонизатора с этнической окраины, отражением взгляда, который порой презрительно называть «ватническим». В обсуждении она цитирует своих героев, возмущающихся тем, что они не относятся к «коренным народам» («я здесь родился, и у меня здесь родилось четверо детей, почему я не коренной?»), при этом одновременно утверждая «коренной», «исконный» характер всей жизни и всех практик чукчей.

Ситуацию вокруг «Вагыргына» и двухуровневую систему дискриминации и угнетения, сложившуюся вокруг него, несложно сопоставить с ситуацией Новороссии (ДНР и ЛНР).

Герои фильма Катерины Карамазовой — «свободные» и «малоуправляемые» мужчины с оружием, остающиеся тем не менее четко в рамках русско-советской идентичности. Они идеально вписались бы в мир полевых командиров и сотрудников силовых структур Новороссии, в этот куда более заметный и медиатизированный постсоветский фронтир. Образ ополченца Донбасса и образ героя «Вагыргына», вечно попадающего в мутные истории, связанные с близостью смерти и использованием оружия, несложно сопоставить. Несложно представить и как один превратится в другого с тем или иным изменением жизненных обстоятельств.

Отношения героев фильма с чукотской культурой близки к отношениям с украинской культурой официальной идеологии ДНР и ЛНР (напомню, что украинский язык формально является одним из государственных языков непризнанных республик). При этом — и в ситуации Новороссии, и в ситуации Чукотки — культура и язык коренного, предшествующего индустриальному освоению Донбасса или же, соответственно, Крайнего Севера, населения воспринимаются как культура хотя и существующая, но сельская, варварская, примитивная. Попытки же подчиненных в прошлом сообществ достичь политической независимости или культурного равноправия воспринимаются пограничными русскими как прямая националистическая агрессия, лишенная всякой легитимности: «Сельская культурная автономия у вас есть — что еще вам надо?!»

Периферийные русские оказываются между двух систем власти. Они слишком похожи на жителей имперского центра, чтобы быть «милыми туземцами». Коренное же население постепенно берет свое — неважно в ходе ли борьбы за независимость (как в бывших республиках СССР) или же из-за изменения численности населения (как на опустевшем Крайнем Севере). С другой стороны, русское население пограничья представляется элите криминализованными жителями бывших индустриальных районов. Сами они продолжают себя отождествлять с единым российским пространством, не осознавая того, что там они не нужны. Это отождествление, соединенное с осознанием своей современности и культурного превосходства, не дает русским пограничья наладить отношения с коренным населением. Поэтому оно тоже воспринимает их как чуждую и опасную группу, политическое и культурное влияние которой должно быть как можно более ограничено.

В итоге пограничные территории с преобладающим русским населением оказываются бедными, нестабильными и зачастую крайне конфликтогенными регионами.

Есть ли выход из этой ситуации двойного противостояния — где-то тихого, а где-то — в разных регионах российского пограничья, приводящего к многообразным конфликтам разной степени напряженности? Быть может, он в том, чтобы пограничные русские типы, сообщества «ватников» смогли бы признать себя в качестве отдельных сложившихся этнокультурных групп и были бы признаны в качестве таковых. Чтобы они стали сообществами, на равных вписанными в историю регионов, где им выпало находиться.

Кому еще рефлексировать о собственной культурной и властной позиции в сложившихся этнокультурных иерархиях, как не прогрессивным современным художницам, происходящим из пограничных регионов и стремящимся туда снова?

Смогут ли они заново осознать собственную позицию и собственную историю, смогут ли преодолеть колониальную оптику с одной стороны и дать возможность быть представленными своим сообществам и их культуре с другой — большой и политически важный вопрос.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • донбасс
          • ополченцы
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции