html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Марина Разбежкина: «Реальность — это то, что ты сам понял»

На Одесском международном кинофестивале российский сценарист, режиссёр и преподаватель Марина Разбежкина провела мастер-класс «Охота на реальность». С её разрешения Bird In Flight публикует отрывок из выступления, в котором Разбежкина рассказывает, как одиночное путешествие на болота повлияло на её отношения с действительностью.

Марина Разбежкина

Российский сценарист и режиссёр, преподаватель в творческой мастерской «Режиссура документального кино и документального театра» высшей школы журналистики НИУ ВШЭ, руководитель конкурса документальных работ «Охота за реальностью». Автор более 30 документальных картин и двух художественных полнометражных фильмов, победитель множества российских и зарубежных кинофестивалей. Лауреат национальной премии «Лавр», член КиноСоюза, Гильдии неигрового кино и телевидения, Российской академии кинематографических искусств «Ника», Европейской академии киноискусства.

Реальность — одно из понятий, не определяемых через словарь. Каждый видит её по-своему. Как и раньше, люди чувствуют потребность получать представление о ней из достоверных источников, в то время как СМИ становятся всё более агрессивно-врущими и агрессивно-нереальными. Вместо них сегодня таким источником становится документальное кино. Задумывались ли вы о том, как конструируется изображаемая в нём правда?

Ещё подростком я заинтересовалась, что происходит с действительностью, если её пропустить через объектив. Как меняется она от того, что её перерабатывает чей-то художественный взгляд? В нашей однокомнатной квартире была огромная библиотека — мамина коллекция составляла приблизительно 8 000 книг. Помню, когда она затеяла ремонт и позвала мастера, чтобы оценить стоимость работы, тот зашёл, посмотрел, хмуро сказал: «В библиотеках не работаю» и удалился. И вот, разыскивая в недрах этих бумажных завалов информацию об оптике и искажениях, я наткнулась на книжку какого-то француза, где он описывал, как японцам впервые показали картины эпохи Возрождения. Сюрприз был в том, что они их не смогли увидеть, попросту не смогли их воспринять. Тип художественного изображения и принципы работы с реальностью на востоке в корне отличались от европейских — японцы не использовали перспективу; живопись, к которой они привыкли, была плоскостной и двухмерной. Подопытные вертели из стороны в сторону картины, которые кажутся нам простыми и понятными — Рафаэль, Леонардо — и не могли разобрать, как на них смотреть. Где у рисунка верх, а где низ? Что на нём вообще нарисовано?

Японцы вертели из стороны в сторону картины, которые кажутся нам простыми и понятными — Рафаэль, Леонардо — и не могли разобрать, как на них смотреть.

История потрясла меня. Я не верила: как человек может так не видеть? Мне было 16 лет, в этом возрасте кажется, что весь мир к тебе недоброжелательно настроен. Я пришла к выводу, что любимые книги меня обманывают, что жизнь устроена совершенно по-другому. Но как? Я решила проверить, насколько окружающая реальность соответствует книжной.

razbezhkina_02
Кадр из фильма Марины Разбежкиной «Яр».

Как раз тогда я дочитала Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» — дилогию про жизнь старообрядцев-кержаков. В XIX веке во время Никоновского раскола они бежали на территорию сегодняшней Нижегородской области и первыми осели там на керженецких болотах. Я решила узнать, что сейчас происходит в местах, описанных в книге, и в полном одиночестве отправилась по их следам в местность, напоминавшую тайгу. Я двигалась в точности по маршруту Мельникова-Печерского, но, к сожалению, ни одной из описанных им деревень уже не существовало. Там всё было как в средние века: глухо, смутно и непроходимо. Я пробиралась по гати — дороге, выстланной брёвнышками по болоту. Когда там жили люди, они меняли сгнившие участки, но ко времени моего приезда там никто не жил и все дороги были разрушены.

Одним из сильнейших переживаний, которые я испытала на этом пути, стало попадание в трясину. Знаете ли вы, что когда человек тонет в болоте, он не ощущает страха? Ему хорошо. Он уходит в тепло, в колыбель и не замечает, как погружается всё ниже. И если рядом нет другого человека или бревна, за которое можно ухватиться, он непременно погибнет. Погибнет спокойно и без паники — он поймёт, что умирает, только когда погрузится по ноздри и начнёт захлёбываться. Но будет уже слишком поздно.

Иногда нужно почувствовать, что задыхаешься, чтобы начать сопротивляться действительности, начать воевать за свою жизнь, свою собственную реальность.

Когда несколько лет назад я снимала саамов на Кольском полуострове, я увидела, как местные вытаскивают из трясины целые упряжки. Я стала свидетельницей того, как молодой и неопытный парень с повозкой из трёх оленей стал медленно уходить под воду. Ничего нельзя было сделать — тяжёлым животным было не выбраться, они не понимали, что тонут, и быстро шли ко дну. Тогда оказавшийся рядом опытный пастух набросил верёвку на шею самого старого оленя и начал изо всех сил его душить. Только когда зверь понял, что что-то угрожает его жизни, он стал выбираться. Я не люблю метафоры и запрещаю студентам использовать их при работе с фильмами, но этот случай — отличная метафора из жизни. Иногда нужно дойти до самой крайности, почувствовать, что задыхаешься, чтобы начать сопротивляться действительности, начать воевать за свою жизнь, свою собственную реальность и свою позицию.

razbezhkina_01
Кадр из фильма Марины Разбежкиной «Оптическая ось»

Как вы догадались, 16-летняя я не утонула в болоте. Меня спас человек с собакой и большой окладистой бородой. Он вытащил меня и привёл в крошечное поселение на пять домов. Это были самые настоящие и самые последние кержаки, которые жили на том месте уже четыре века и ни разу не выходили из леса. Они ничего не знали о том, что существует рядом. Они ничего не знали про то, что мир уже живёт по совершенно другим законам. Они говорили на другом языке, близком к древнерусскому. Было понятно, что скоро и они исчезнут, уже навсегда.

Вы помните, с чего я начала рассказ? Я шла проверить, насколько книжная реальность соответствует окружающей.

Я несла им картинки, вырванные из журнала «Огонёк». Тогда журнал занимался просветительством и публиковал репродукции из Третьяковской галереи и Русского музея. В основном печатали простые и понятные для широкой аудитории произведения: Сурикова, Шишкина и других русских реалистов. Я несла с собой по болотам несколько вырванных оттуда картинок, чтобы проверить на кержаках историю о японцах, не сумевших разглядеть Мадонну с младенцем. Это был идеальный эксперимент — местные не могли ничего знать о русской живописи XIX—XX веков.

Я несла с собой по болотам несколько вырванных оттуда картинок, чтобы проверить на кержаках историю о японцах, не сумевших разглядеть Мадонну с младенцем.

Я оставила репродукции на столе в доме, где меня приютили, и стала наблюдать. Когда хозяева хаты, двое пожилых старообрядцев, их заметили, они начали вертеть в руках эти бумажки, не понимая что с ними делать. Старики не видели на них шишкинский лес, не различали лиц, тел. Их зрение просто не воспринимало той второй реальности, что была на картинках. Они знали какую-то другую.

Это происходит и с нами. Мы тоже не подозреваем, что многое не можем увидеть. Документальное кино — это способ расширения пространства нашего зрения, угла обзора, инструмент для понимания невербальных языков. Без них мы многое пропустим или поймем неправильно. Я редко показываю студентам своё кино — страшно, что они станут похожими на педагога. Страшно, что в попытках подражать кому-то они начнут транслировать чужую реальность вместо того, чтобы попытаться понять, что происходит в окружающей их современности.

Моё первое одиночное путешествие на болота изменило мою жизнь. На протяжении последующих пятнадцати лет всё своё свободное время я использовала, чтобы исследовать другие глухие и отдалённые места: тайгу, север Архангельской области, Сибирь. Не как турист, с песнями под гитару у костра — нет, я всегда шла одна. Естественно, это отразилось на моей преподавательской деятельности. Все мои ученики снимают в одиночку, на протяжении 14 месяцев обучения им нельзя делать групповые проекты. Каждый снимает абсолютно авторское кино: сам ищет историю, героя, самостоятельно разрабатывает сюжет, снимает как оператор, работает со звуком и светом, монтирует. Он проходит путь конструирования своей реальности один.

razbezhkina_04
Фото: Антон Парфёнов

Работа в документальном кино не может быть комфортной. Камера — продолжение вашего тела. Оно должно чувствовать боль, страх и холод — если это то, что чувствуют ваши герои. Если они голодны — должны быть голодны и вы, если они в отчаянии — вы тоже должны его ощущать. Одиночество помогает обострить эти чувства.

Я думаю, что реальность каждого из нас — это то, что ты сам понял и хорошо освоил. Мы должны выстроить свои отношения с ней самостоятельно и сами понять, что окружает нас и наших героев и почему мы живём именно так, а не иначе.


(Полная видеозапись мастер-класса.)

Фото на обложке: Антон Парфёнов.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с birdinflight.com

11

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • birdinflight.com
          • документальное кино
          • домен birdinflight.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции