html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Лицом к стене: Выставка украинского художника превратилась в тюремную камеру

В польском городе Люблине, расположенном в полутора часах езды от украинской границы, открылась персональная выставка харьковского художника Николая Ридного «Лицом к стене». В экспозиции впервые наиболее полно представлены его работы последних лет — от знаковых «Слепого пятна» и «Обычных мест» до произведений, показанных впервые. Катерина Яковленко рассказала, почему выставка заслуживает внимания.

Николай Ридный 33 года

Художник и режиссер из Харькова, живет в Киеве. Сооснователь группы художников и галереи SOSка. Участник Венецианской биеннале 2015 года All the World’s Futures (куратор — Окви Энвезор). Соредактор онлайн-журнала «Просторы».

Последние годы Николай Ридный работает с темой незримого, с обманом — как визуальным, так и идеологическим. Его выставка «Лицом к стене» построена так, чтобы зритель ощущал на себе материальность тирании взгляда и надзора. «Наше общество — общество надзора», — утверждал Мишель Фуко, и «Лицом к стене» — одна из удачных иллюстраций этой мысли.

Белое галерейное пространство поглощено сумраком. Темнота — важная составляющая выставки: это и художественная форма, и метафора. С одной стороны, темнота использована в политическом контексте — как некое знание, которое скрыто от глаз зрителя. Это метафора политического популизма, неграмотности, жизни во время войны, постправды, цифровой и массовой культуры. С другой стороны, темнота формирует ощущение тесноты и опасности.

ridnyi0021

Архитектор выставки Дана Космина превратила квадратное галерейное помещение в коридор с «массивными» стенами, на которых размещены работы. Это — важная визуальная уловка. Рассеянный свет создает ложное ощущение монументальности, превращая легкие блоки из пенопласта в почти нерушимые бетонные конструкции, а галерейное пространство — в место контроля и перевоспитания. Привычные камеры наблюдения в данном контексте обретают особенный характер и дополняют экспозицию. В этом пространстве посетитель выставки — одновременно и тот, кто смотрит на происходящее со стороны, и герой фильма «Зеленая миля», попавший в исправительное учреждение.

ridnyi0018
«Серые кони», стоп-кадр из фильма. 2016 год
ridnyi0019
«Серые кони», стоп-кадр из фильма. 2016 год
ridnyi0020
«Серые кони», стоп-кадр из фильма. 2016 год

В современном искусстве зритель получил возможность активно участвовать в художественных процессах. Однако на выставке «Лицом к стене» эта функция отсутствует. Здесь предоставляется лишь один возможный вариант участия в процессе: «приставленный лицом к стене», человек безучастно ходит по назначенному маршруту и пассивно всматривается в изображения и движущиеся картинки. Видео, фотографии и коллажи становятся чем-то вроде «новой картины», которую можно лишь созерцать.

Такие «традиционные отношения» между зрителем и работами усиливают нарратив. Многие произведения художника говорят о насилии — например, символическом, как в работе «Под подозрением», где автор подчеркивает маниакальное отношение обывателя к слежке и «всемирному заговору». Или же — о насилии физическом: над собственным телом, как в видеоработе No Regrads, где подростки наносят себе раны; или о насилии в публичном пространстве, что отображено в видеоработе «Обычные места»; государственном насилии правых популистов — в «Лицом к стене»; и, наконец, о войне, которая красной нитью проходит во многих работах Ридного.

ridnyi0011
«Ни о чем не жалею», стоп-кадр из фильма. 2011—2016 годы
ridnyi0012
«Ни о чем не жалею», стоп-кадр из фильма. 2011—2016 годы
ridnyi0015
«Ни о чем не жалею», стоп-кадр из фильма. 2011—2016 годы
ridnyi0013
«Ни о чем не жалею», стоп-кадр из фильма. 2011—2016 годы

Репрессивность усиливается за счет повторения. В No Regrads крутящаяся виниловая пластинка превращается в железные цепи, которые закреплены на подростках: их тела движутся в той же динамике, что и пластинка. Подобное движение по кругу можно заметить и в фильме «Нет! Нет! Нет», который начинается с крупного плана художника, размешивающего краску. Монотонное повторение одного и того же образа, одного и того же действия, как в оруэлловском романе, формирует привязанность, механичность и безучастность. Автоматические действия приводят к тому, что участники процесса утрачивают возможность рефлексировать и осмыслять процесс. Также автоматически и апатично подростки и молодые люди собирают автоматы в видео «Укрытие» и фильме «Серые кони».

ridnyi0016
«Нет! Нет! Нет!», стоп-кадр из фильма. 2017 год
ridnyi0017
«Нет! Нет! Нет!», стоп-кадр из фильма. 2017 год

Новые серии, «В сумерках» и «Лицом к стене», расположены друг напротив друга. «В сумерках» — единственная работа, которая размещена в столе под стеклом. В ней автор «скрывает содержимое» с помощью краски-спрея для граффити. Лишь часть остается видной. Эти снимки — о насилии полиции по отношению к активистам.

ridnyi008
«В сумерках», черно-белая фотография. 2018 год
ridnyi009
«В сумерках», черно-белая фотография. 2018 год
ridnyi0010
«В сумерках», черно-белая фотография. 2018 год

Серия «Лицом к стене» также не показывает содержание напрямую: фашистскую символику автор заклеил жевательными резинками, из-за чего ее почти не видно. В основе этой работы — реальная история о девушке-подростке из постсоветской страны, которая набила себе на лбу свастику. Потом она стала заклеивать татуировку пластырем, а затем и вовсе решила свести — это «не по хайпу». Жвачка — удачный образ, способный передать беспечность, культурный и идеологический инфантилизм молодежи. Отсутствие у нее критического подхода, стремление к легкости и «хайпу» создают условия для моды на праворадикализм. Жвачка затвердевает, становясь устойчивой, — то же происходит с идеологией, если ее не подвергать сомнению.

ridnyi001
«Лицом к стене», черно-белая печать, жвачка. 2018 год
ridnyi002
«Лицом к стене», черно-белая печать, жвачка. 2018 год
ridnyi003
«Лицом к стене», черно-белая печать, жвачка. 2018 год
ridnyi004
«Лицом к стене», черно-белая печать, жвачка. 2018 год

Выставка Ридного критикует радикализацию мирового общества. И эта экспозиция важна не только для Польши, в которой сейчас при власти консервативная партия «Право и справедливость», но и для Украины, где недавно произошли погромы ромских поселений, где уничтожили выставку Давида Чичкана «Утраченная возможность» и запретили выставку «Воспитательные акты».

Войны, теракты и силовые разгоны — одна из тех составляющих, которые формируют «мирную» реальность человека XXI века. Ридный укрывает информацию от уставших граждан, но создает яркий образ, который обрастает все новым контекстом — для поляка, украинца или россиянина.

Выставка открыта в люблинской муниципальной галерее «Лабиринт» до 15 июня 2018 года.

Все фото: Wojciech Pacewicz, предоставлено галереей Labirynt
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с birdinflight.com

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • birdinflight.com
          • полиция
          • война
          • домен birdinflight.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции