html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Лев Лурье и Анатолий Белкин о пиве за 11 коп., москвичах и первых заработках

О детстве и пиве за 11 копеек

Анатолий Белкин:

Мое детство прошло в Александровском саду, куда я часто ходил с няней. У нее было три абсолюта: я, Ленин и пиво. Возможно, в другом порядке: я, пиво, Ленин. Так вот, в Александровском саду была детская площадка, где неподалеку стоял такой длинный ларек и там давали пиво. Няня брала себе большую кружку, а мне — маленькую с подогревом. И, конечно, я возвращался с прогулки розовощекий, совершенно пьяный и после хорошо спал. Поэтому моя мама — известный детский врач-психиатр — думала, что мы очень хорошо гуляем на свежем воздухе. Однажды она ушла с работы раньше и застукала, как няня вливала в меня остаток кружки за 11 копеек. Был дикий скандал — няню выгнали. Мне, как теперь выяснилось, была нанесена травма, после которой я до сих пор не оправился.

О школе

Анатолий Белкин:

В школе при Академии Художеств учеников было всего 263 человека и от нас не требовали ничего — только рисовать. Конечно, это наложило определенный отпечаток. Была разнарядка от министерства культуры вылавливать талантливых мальчиков и девочек по всей стране. Когда я учился в 7-м классе, у нас появился такой «отловленный в Дагестане» одноклассник с бородой. Это был милейший человек: родители послали его в какой-то местный большой город то ли за рахат-лукумом, то ли за сушеным мясом. Он приехал на ослике и остановился порисовать — там его и поймали работники этого министерства, привезли в Ленинград и поселили в интернате на заднем дворе Академии. Он не очень хорошо говорил по-русски, однако был замечательным художником: мощно-природный, нерафинированный, абсолютно бескультурный колорист. Но действительность победила талант и долго он у нас не продержался: приехали его родители, такие же бородатые, как и он сам, и забрали сына.

О советских годах: «старичках», книгах и Пикассо


Лев Лурье:

Важное значение для советской эпохи имела эпическая устная культура. Библию, Ницше, Кьеркегора, например, было элементарно не прочесть. Эти книги передавали из уст в уста и очень значительным персонажем был «старичок» — человек, который рассказывает то, о чем в книгах не прочитаешь.

Анатолий Белкин:

Была такая замечательная история с живописцем Гертой Михайловной Неменовой — ее даже «старушкой» назвать нельзя — красавица. Видимо, у нее был роман с графиком Рудаковым, который в 29-м году, еще до железного перелома, вывез ее в Париж и сказал:


— Мы пойдем к Пикассо: он только что расстался с балериной Ольгой Хохловой и обожает русских красавиц. Пикассо покажет тебе свои картины, как художнику. Если тебе не понравится — молчи.

Они отправились к Пикассо и тот действительно обалдел: Неменова — прекрасно говорит по-французски, элегантная, художница еще и из Петербурга — здесь все сошлось. Пабло все демонстрировал Герте Михайловне свои полотна, а она рот прикрывала от зевоты: совершенно чуждое ей искусство. Наконец Пикассо спросил:


— Ну, как вам?
— Ничего вроде, — отозвалась Неменова.

Как она потом вспоминала, дальше последовал кошмар: Рудаков быстро ее вывел на лестницу и отшлепал. Больше они к Пикассо не ходили. Вот от кого это было можно узнать? Только от «старичков».

Вообще нам повезло: история переплетений искусства и судеб может случиться только в больших городах, к числу которых Петербург, безусловно, принадлежит. Я не согласен со Львом Яковлевичем, что прочесть книги было невозможно: удивительно, ничего нельзя было купить, но все читали — и Джойса, и Роб-Грийе. Я так скажу что мы больше обсуждали не литературу, а «кто с кем». Сейчас просто все доступно, а вот читают ли — не знаю.

Лев Лурье:

Читают, но совсем по-другому. Когда ты выковыриваешь изюм из булки как это делали мы, нужно проявить некоторую прыть, чтобы что-то понять. Это очень важное искусство намека: грубо говоря, книг Ницше нет, но в журнале «Русское богатство», есть рецензия на Ницше. Такое восстановление — более глубокая работа.

О переходе от поэтики к живописи

Анатолий Белкин:

Скажу точно, что к началу 70-х город был поэтическим. После мощного толчка — Бульдозерной выставке в Москве в 1974-м году — наступило время художников: на авансцену вышли люди, которые занимались не словом, а красили картинки.

Лев Лурье:

На выставке в ДК Газа на Кировском заводе выстраивались батальоны людей, окруженных милицией. Когда желающих посмотреть картины набиралась тысяча, их запускали внутрь дома культуры: там они должны были очень быстро пройти мимо работ Белкина и Богомолова, чтобы не заразиться этой идеологической напастью и выйти. Такого энтузиазма я больше не помню: думаю, что во время восстания декабристов так же стояли на Сенатской площади. Какой там Айвазовский в Третьяковской галерее…

О мастерских

Анатолий Белкин:

Когда есть тотальный контроль, нет возможности за всем уследить. Мастерские художников — невероятная привилегия и огромный недосмотр советской власти: они предполагали личную жизнь, которая по вечерам превращалась в общественную. Это был чердак или подвал — часто страшная комната, и ты — ее хозяин. И эта атмосфера сделала прививку, превратила нас в абсолютно не политизированных людей, но, конечно, и помогла провести юность ярко и выработала вкус. Я вообще убежден, что хороший вкус часто спасает от совершения плохих поступков

О заработке

Анатолий Белкин:

Первые деньги я официально заработал, когда газета «Смена» послала меняя нарисовать процесс стройки двух домов. Невероятно гордый собой, я сдал работу и получил 4 рубля 26 копеек. Художники были глухо-знаменитыми: нас «кормил» журнал «Костер», иногда журнал «Аврора». Помню, мне однажды доверили сделать иллюстрацию к рассказу Вадима Шефнера о зубной боли: платили за место, которое картинка займет на полосе. И я скомпоновал: сверху небо, внизу люди с зубной болью. Выходит журнал: небо обрезали наполовину, то есть рублей на 25.

О частном покупателе

Анатолий Белкин:

У меня был разный опыт: года три назад мне позвонили и сказали, что приедут посмотреть картины. Для этого оцепили весь двор и посадили на крышу снайпера. Во времена коллекционеров-мастодонтов так не происходило: они заходили скромно, интересовались жизнью художника и по-настоящему его любили. Это были совершенно другие люди, они иначе себя вели и иначе покупали. Однажды ко мне из Москвы приехал великий коллекционер Яков Евсеевич Рубинштейн с супругой. Ему было уже 70 лет, но долгое время он ко мне обращался «Анатолий Павлович», когда мы подружились, я прератился в «Толеньку». Так вот он и говорит:

— Анатолий Павлович, вы не уступите нам с женой Татьяной Викеньевной вашу акварель?

Я про себя думаю: «не просто уступлю, а счастлив буду». Мне было 24 года, я — наглый и конечно, гений, как и все в 24. Свои работы обычно продавал за 100 рублей, а тут решил отдать за 150. Говорю цену и сам дрожу.

Он отвечает:
— Анатолий Павлович, безусловно, эта вещь стоит этих денег, но мы с Татьяной Викентьевной поиздержались в дороге. Голубчик, вы не уступите нам ее за 100 рублей?

И далее:

— Анатолий Павлович, вы не будете возражать, если половину суммы я передам вам немедленно, а другую пришлю чеком?

Я делаю вид, что каждый раз получаю чеки, и соглашаюсь: «Конечно, Яков Евсеевич, как вам будет угодно!», но сам не знаю, что делать дальше. Наконец приходит неказистый конверт, а внутри — мятенькая бумажка с цифрой 50. За такую, ясное дело, никто мне не заплатит. Я отправился в центральную сберкассу и взял все документы: паспорт, метрику, справку о прививках. В сберкассе на меня даже не взглянули и молча отсчитали 5 раз красненькие десятирублевые.

О москвичах и петербуржцах

Анатолий Белкин:

Я думаю, что все разговоры об особой петербургской-ленинградской школе немного выдуманы. Вот, Москва грубая, а мы не такие богатые, но супер-духовные, привыкшие к серому небу над «лимонной Невою», — как писал Мандельштам.


Лев Лурье:

Вот Анатолий Павлович не видит различий, а я вижу. В Петербурге культурный слой больше, чем в Москве. Культурный слой — это всегда результат праздности. Если человек все время работает, ему некогда читать. Поэтому у нас чуть более начитанные и насмотренные люди.

 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с sobaka.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • sobakaru
          • москва
          • школа
          • литература
          • рубль
          • лето
          • газ
          • искусство
          • завод
          • париж
          • выставка
          • домен sobaka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции