html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Лето красное пропели. Итоги фестивального сезона оказались лучше прогнозов

Итоги фестивального сезона оказались лучше прогнозов

В миллиард рублей оценивают сегодня российский фестивальный рынок. Хотя еще в начале этого года казалось, что фестивали стали для зрителей недоступной роскошью и на рынке концертных зрелищ под открытым небом будет пусто. Однако прошло лето и выяснилось, что фестивали по-прежнему интересны не только публике, но и спонсорам.

БОРИС БАРАБАНОВ

Иногда спонсоры возвращаются

Всего пять месяцев назад (см. "Деньги" от 16 мая 2016 года) мы писали о том, что при нынешнем состоянии рынка зрелищ рентабельность концертного мероприятия находится около нуля и лето — "последний бой организаторов зрелищ за зрителя". Судя по информации, которой располагают "Деньги", бой выигран. Причем эта информация не только от промоутерских компаний, но и от продавцов билетов.

Самая, пожалуй, важная новость состоит в том, что у многих фестивалей улучшились отношения со спонсорами. Для больших фестивальных предприятий под открытым небом это крайне важно.

Чтобы понять, в какой степени организаторы фестивалей зависят от коммерческих спонсоров, можно привести пример "Усадьбы. Джаз". По словам продюсера фестиваля Марии Семушкиной, чтобы выйти на уровень рентабельности, ей нужно, чтобы 60% бюджета было покрыто денежными поступлениями от спонсоров, а 40% — продажей билетов. Судя по тому, что в Москве (точнее, в усадьбе "Архангельское") фестиваль в этом году "вышел в небольшой плюс", эта цель в целом достигнута. Как говорит Мария, "не хватило пары тысяч проданных билетов, чтобы чувствовать себя уверенно".

В случае с "Усадьбой. Джаз" следует иметь в виду, что это настоящий международный фестиваль, число стран, из которых едут музыканты, достигает десяти и расходы на их приезд нередко берут на себя посольства. По словам организаторов, сложная политическая обстановка никак не сказалась на международных контактах "Усадьбы".

Об улучшении "инвестиционного климата" на фестивальных просторах говорит и продюсер санкт-петербургского фестиваля Stereoleto Илья Бортнюк. Он отмечает не только рост количества спонсоров, но и тот факт, что 80% из них обратились к фестивалю сами. А продюсер фестиваля "Дикая мята" Андрей Клюкин оценивает спонсорскую долю в бюджете примерно в 25%, но при этом отмечает прирост аудитории примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. Тут, правда, нельзя не отметить, что в этом году "Мяте" повезло и с погодой.

С военными по любви

Аналогичные тенденции фиксирует и Юрий Донцов, продюсер самого крупного российского фестиваля под открытым небом — "Нашествие": "В этом году у нас был рекордный спонсорский бюджет. Уже сейчас есть уверенность в том, что в 2017 году он еще вырастет и составит не менее $1,5 млн. Это позволит нам сделать качественный прорыв. Не исключено, что фестиваль продлится на день дольше (сейчас его продолжительность составляет три дня.— "Деньги"). Вероятно, мы построим третью сцену. И сможем существенно продвинуться в области дизайна. Все же нам не дает покоя красота, которую делают на фестивале Alfa Future People в Нижнем Новгороде".

К слову, Министерство обороны, чье участие в "Нашествии" так активно обсуждали в прессе пару лет назад, спонсором фестиваля не является. "У нас с Министерством обороны все по любви",— говорит господин Донцов.

Организаторы "Нашествия" считают выставку военной техники "одной из развлекательных зон", а выгода от этого сотрудничества находится целиком в области пиара. Для фестиваля это, например, возможность попасть в итоговую программу "Время", получить около сотни новостных сюжетов на федеральных телеканалах и тысячи публикаций в прессе.

Своих мало

На первый взгляд в гораздо меньшей степени проблема поиска спонсоров должна волновать фестивали, которые проходят под эгидой крупных коммерческих брендов, такие как Alfa Future People (Альфа-банк), Ahmad Tea Music Festival (чай "Ахмад") или Bosco Fresh Fest ("Боско"). Однако все устроители данных фестивалей в той или иной мере декларируют стремление к финансовой независимости от материнского бренда.

"Нам сложно искать спонсоров, имея в самом названии фестиваля название компании,— говорит продюсер Bosco Fresh Fest Илья Куснирович.— Но при этом средств Bosco нам недостаточно даже для того, чтобы выйти в ноль".

У фестиваля, который делается в рамках рекламной стратегии большого бренда, есть и еще одно слабое место. Эта стратегия направлена прежде всего на развитие основного бизнеса, приоритеты могут меняться.

Скажем, если, организуя Bosco Fresh Fest, компания "Боско" прежде всего привлекла внимание к новому направлению в своей одежде, то не факт, что, решив эту задачу, она захочет остаться в музыкальной индустрии.

И господин Куснирович на сегодняшний день не может дать стопроцентную гарантию того, что Bosco Fresh Fest состоится в 2017 году, по крайней мере в том же виде, в каком он существовал в прошедшем сезоне. И это несмотря на то, что с привлечением сторонних спонсоров у фестиваля в итоге все сложилось более чем удачно.

Точно так же в истории фестивального бренда "Ласточка", дебютировавшего этим летом в "Лужниках", многое зависело от юбилея. Спорткомплексу в этом году исполнилось 60 лет. Фестиваль задумывался как праздничная история, включающая в себя как музыкальную активность, так и все направления, присущие городским праздникам: спорт, еду и проч.

По словам одного из организаторов "Ласточки" Андрея Саморукова (компания Pop Farm), инициатива исходила от "Лужников", а его команда подхватила идею фестиваля с качественной поп-музыкой, какого еще не было в России. В итоге на афише появились модные Мэклмор и FKA Twigs, а также Hurts.

Деталей относительно следующего года у господина Саморукова пока нет, однако можно надеяться, что "Лужники" захотят развивать музыкальные активности на своей территории в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Хедлайнер против бренда

Отношения со спонсорами меняются, но ключевые игроки все же рассчитывают прежде всего на свои силы. Фестиваль "Максидром", вернувшийся в этом году в летнее концертное расписание, по словам главы компании TCI Эдуарда Ратникова, собрал примерно €300 тыс. спонсорских бюджетов, однако основной бизнес предприятия все же держался на билетном вале. Фестиваль выпустил билеты в продажу сравнительно поздно, в марте, однако продал более 36 тыс. билетов на площадку "Открытие Арена".

Хотя господин Ратников считает некорректным вопрос, состоялся ли бы "Максидром", не будь у него контракта с группой Rammstein, роль хедлайнера в коммерческом успехе фестиваля сложно переоценить.

Были, конечно, и сопутствующие факторы: весьма солидный разогрев в лице Editors и IAMX, бесплатные релакс-зоны вокруг площадки, дополнительный инфоповод в виде 25-летия радио "Максимум", но "русская народная" группа Rammstein, не в первый раз преодолевающая в Москве барьер в 30 тыс. проданных билетов,— решающий фактор.

Сам промоутер согласен с тем, что, если у него будет на руках контракт с AC/DC или Metallica, вопрос поиска спонсоров также отойдет на второй план. Ясно, что бренд "Максидром" для его компании не столь важен, как громкое "продающее" имя на афише. Легендарный фестиваль — отдельная история с периодами большого успеха и долгого затишья.

Тем не менее фигура хедлайнера вполне может уйти в тень, если продукт фестиваля — уникальная атмосфера, особый тип переживания и специфический зрительский контингент.

В качестве примеров можно привести и фестиваль Alfa Future People, который начинает продавать билеты до объявления хедлайнеров, и "Нашествие", и многострадальную "Кубану", которая в этом году во второй раз прошла в Риге.

Фестивальное разнообразие

Исходя из оценок PriceWaterhouseCoopers, рынок музыкальных шоу-мероприятий в России стоит $400 млн, или от 23 млрд руб. до 27 млрд руб. Фестивальный рынок специалисты оценивают в 1 млрд руб.

Представитель билетного оператора ponominalu.ru Михаил Минин на круглом столе "Итоги фестивального лета", который недавно прошел в образовательной компании RMA, описал динамику роста цен на билеты следующим образом. В 2012 году средняя стоимость билета на фестиваль в европейской части России составляла 2 тыс. руб., в 2013-м — 2700 руб., в 2014-м средний билет остался в пределах 3 тыс. руб. только потому, что Ahmad Tea Music Festival придерживался крайне щадящей ценовой политики.

В 2015 году на среднюю цену влияло то, что Bosco Fresh Fest хоть и сделал впервые платный вход, но продавал билеты по 1 тыс. руб., в противном случае можно было бы сказать, что поход на фестиваль в Москве стоит 3700 руб.

В 2016-м новым интересным игроком на фестивальном рынке продавцы билетов считают бутиковые фестивали типа "Боль" с узким форматом и количеством зрителей от 1,5 тыс. до 3 тыс. человек. По словам господина Минина, их появление говорит о том, что подросло поколение, которое ни один из существующих фестивалей не удовлетворяет ни по лайн-апу, ни по атмосфере, ни по стоимости билетов.

А вот ситуация с электронными фестивалями в этом году лучше не стала. Напротив, скандал с отменой фестиваля Outline за несколько часов до его начала продемонстрировал, насколько сложными остаются отношения этой субкультуры с "мейнстримом", насколько она все еще "сомнительна" для тех, кто принимает важные и окончательные решения. Уверенно себя чувствуют, пожалуй, только титаны — Alfa Future People и Sensation. Петербургский букер Рита Данилова (Royal Promotions), специализирующаяся на организации диджейских "привозов", характеризует ситуацию совсем радикально: "Я бы сказала, что сейчас гастрольный рынок в сегменте танцевальной музыки отсутствует как таковой! По сравнению с 2015 годом в 2016-м ситуация улучшилась; сейчас сцена находится в таком вялотекущем стабильном состоянии, но сосредоточена вокруг Москвы. В регионах гастролей нет, а если они и проводятся, то точечно и единично. Привоз какого-либо артиста даже в Москву — для нас это все еще событие, будь то Тиесто, Соломон или наша соотечественница Нина Кравиц". И это при том, что рокеры и альтернативные артисты в диапазоне от Deep Purple и Rammstein до The Prodigy и Three Days Grace вполне "тянут" российские турне и туры по странам бывшего СССР.

Наконец, самая неожиданная новость от билетных операторов — стремительно растущие продажи билетов на зарубежные фестивали. На финском фестивале Flow в этом году побывали примерно 3-3,5 тыс. россиян. Сказалась и близость к Санкт-Петербургу, и программа, многие участники которой до России так и не доехали, и экономика. Иногда дешевле съездить в Хельсинки из Питера на маршрутке и купить сравнительно недорогой билет, чем тратиться на фестиваль в России. И опять же — приключение, что для молодой аудитории немаловажный фактор.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.rumoney
          • фестиваль
          • концерт
          • инвестиции
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции