html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Легкое сдыхание // «Три сестры» в постановке Константина Богомолова в МХТ имени Чехова

Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

«Три сестры» в постановке Константина Богомолова в МХТ имени Чехова

В своей версии «Трех сестер» Константин Богомолов смог заставить зрителя заново услышать истертый текст. Рассказывает Алла Шендерова.

В «Трех сестрах» Богомолова текст произносят быстро, не унижая аляповатой эмоциональной раскраской. Тон задает Ольга (изумительная Александра Ребенок): «Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина…. И тогда также били часы». На столе пищит электронный будильник. Дав залу отсмеяться, Ольга продолжает, остальные очень точно подхватывают ее тон. Через несколько минут в зале воцаряется тишина, как на концертах в консерватории: публика настраивает ухо, а заодно и глаз. Оформление Ларисы Ломакиной — это, как всегда, павильон, но на этот раз не дом, а контуры, остов дома, выстроенный из люминесцентных ламп (перед приходом ряженых холодный свет сменят цветные огоньки), три дивана: бирюзовый, желтый и серый, обычный стол и четыре экрана — над сценой и по бокам. Оформление очень красиво, но заявляет о себе так же сдержанно, как и актеры. А они особо не артикулируют (помогают микрофоны), обходятся без жестов, так что не всегда можно понять, как они относятся друг к другу,— за разгадкой обращаешься к экрану. Там вроде все то же — квелые, будто помятые лица, минимум грима, красивые, но без излишеств платья сестер — словно все торопились и живут, как и говорят, впроброс.

Тут случается первый взрыв. Оторопь охватывает, когда странный мальчик Тузенбах (Дарья Мороз) — бледный, с точеным слогом и военной выправкой, но в кургузом френче, впервые смотрит на Ирину (Софья Эрнст). Осторожно, чуть скосив глаза, но во взгляде спрятана такая жадность, нежность, да просто вся его жизнь там, в той точке слева: когда Ирина уходит, лицо Тузенбаха выключается, как лампочка.

Или вот еще. Будете на спектакле, гляньте, как незамужняя Ольга смотрит на Вершинина (Дмитрий Куличков). Тут роман можно написать — полный страсти, но безнадежный: нет у Вершинина сил ухаживать за застенчивой училкой. Вот Маша (Александра Виноградова): похожа на Ольгу, но смело выставляет ножку в разрез платья и даже норовит сесть на кавалера верхом — с ней легче. Кто восемь лет назад смотрел «Wonderland-80» — богомоловскую версию «Заповедника» Довлатова, приправленную кэрролловской «Алисой», тот помнит, как Куличков играл главного героя — он не только задыхался в советском безвременье, он в нем подыхал: идея эмиграции была для него столь же реальна, как для нынешнего Вершинина — монолог о жизни через 200 тысяч лет.

Богомолов на этот раз ничем не разбавляет текст пьесы, что-то он явно подрезал, но общую мелодию не нарушил. Как и у Чехова, чем дальше, тем чаще подтекст прорывается в текст: латынь Кулыгина (Кирилл Власов) — совсем юноши, отрастившего усы, чтоб походить на начальника, звучит как мат, а его реплика «Я счастлив» в четвертом акте звучит неприличной издевкой. Так что ближе к финалу зал все чаще хохочет.

Но интереснее вот что. Примерно с середины, после антракта, заново настроив ухо, ты слышишь невероятное: актеры так корректны с текстом, что он явно отвечает им взаимностью. И ты вдруг впервые понимаешь, что значат все эти «мы отдохнем, мы увидим небо в алмазах…»

«С тех пор его искусство не вступало в прямые отношения с жизнью» — так Анатолий Смелянский, многолетний помощник Ефремова, а потом Табакова, пишет про знаменитых «Трех сестер» Эфроса, задушенных ровно 50 лет назад — в 68-м, когда вступать в прямые отношения с жизнью стало очень опасно. Попробуем избежать параллелей.

Спектакль Богомолова демонстративно эмигрирует из той сегодняшней реальности, где «один ушел совсем», а другие знакомятся с материалами следствия. Вместе с ним эмигрируют и его герои. Они нашли себе этот дом, вернее, остов дома, нашли текст, который, как ни старались сто лет, еще можно отскрести от фальши.

«Скорее бы она как-нибудь кончилась, эта наша несчастливая жизнь»,— говорит в «Вишневом саде» Лопахин. Вот почему даты на экране — 1884, 1885, 1886 — мелькают так быстро. В этом спектакле не надо говорить, надо поскорее избавиться от жизни, как от надоедливой пошлячки Наташи (Светлана Устинова) — от нее не сбежишь, так лучше жениться. Потому Андрей (деталь: Кирилл Трубецкой говорит «Я вас люблю-люблю» — как говорят «пока-пока») и женится: быстро, презирая себя,— так он хватает со стола куски, не дожидаясь трапезы. И вот уже Наташа, хозяйка дома и хозяйка жизни, норовит усесться с сестрами на диване — это трудно и всем неудобно, но сестры удержатся от скандала — у них есть вкус.

Изживание, изжевывание жизни, как холодной котлеты (их ненавидел Чехов), прерывается неожиданными вспышками радости. И однажды вся компания не удержится, поверит искоркам, что забегали по остову дома, и станет ждать ряженых. Тузенбах выпьет, смачно закусит сигаретку и сядет за пианино. «Давайте выпьем, Наташа, сухого вина» — кабацкий хит Андрея Державина Дарья Мороз поет под «фанеру», держа руки высоко над клавишами, не оскверняя инструмент симуляцией. Изумительно поет — осторожно, глухо, но так, что все вдруг бросятся подпевать. Споют пару строчек, опомнятся и стихнут. И потом гадай: пели — не пели? И что пели — может, строчку «Давай уедем отсюда сейчас» — или другую?

Почему-то считающийся ниспровергателем, Богомолов радикален лишь в том, что следует главному принципу современного искусства: по нему добрая половина работы должна свершаться не вне, а внутри зрителя. Его актеры ничего не педалируют: чеховские люди, они наделяют своих героев легким дыханием. Быстро доигрывают свою драму и сдержанно оплакивают Тузенбаха. А потом вдруг убитый барон появится на экране — в странной комнате, где ничего нет, кроме стульев. И вот там квелый, невезучий умный мальчик наконец всласть покурит и снова споет. Мотая от удовольствия головой и впервые расправив плечи. И так ему хорошо, так по кайфу, ведь только после смерти можно и пожить всласть, и небо увидеть в алмазах. И мы в зале сейчас тоже его увидим. Но тут безжалостный Богомолов обрывает песню и дает занавес.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • лето
          • концерт
          • искусство
          • платье
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции