html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Легенда-95

"Аэрофлот" отмечает юбилей — 17 марта 1923 года было создано акционерное общество добровольного воздушного флота "Добролет", ставшее предшественником российского национального перевозчика. 95 лет истории "Аэрофлота" — это фактически вся история отечественной гражданской авиации. История самолетов, прошедших путь от небольших деревянных аппаратов до сверхсовременных лайнеров, история пилотов и самых обаятельных в мире бортпроводниц, история маршрутов, аэродромов, бортового обслуживания — всего того, что делает авиакомпанию легендой. Как это было, разбирался "Огонек"

Антон Морошкин

Пилоты

Первый регулярный воздушный маршрут в нашей стране был запущен русско-германским обществом воздушных сообщений "Дерулюфт" за полтора года до создания "Добролета". Самолеты курсировали между Москвой и Кенигсбергом. А самый первый рейс, 1 мая 1922 года, выполнил пилот Иван Воедило. Сейчас имя этого пионера гражданской авиации присвоено самолету "Аэрофлота" Sukhoi Superjet 100 с номером RA-89045.

А когда 15 июля 1923 года открылась первая внутренняя авиалиния Москва — Нижний Новгород (уже под управлением "Добролета"), за штурвалом самолета сидел Яков Моисеев. В прошлом — летчик-истребитель Красной армии, в будущем — испытатель, участник знаменитого перелета из Москвы в Тегеран. В экипаж входил и механик, чтобы устранять неисправности в пути. Всех этих специалистов на первое время предоставлял "Добролету" Рабоче-крестьянский красный воздушный флот.

Прошло 9 лет, и в марте 1932 года всему Гражданскому воздушному флоту СССР было присвоено сокращенное наименование "Аэрофлот". А уже через неделю для его работников учредили форменную одежду и знаки различия.

В годы Великой Отечественной "Аэрофлот" встал на защиту родины. На второй день войны, 23 июня 1941 года, из летчиков и воздушных судов авиакомпании сформировали шесть авиагрупп особого назначения: Северную, Прибалтийскую, Белорусскую, Киевскую, Юго-Западную и Московскую, а также три авиаотряда: Северный, Балтийский, Черноморский для обеспечения частей Военно-морского флота СССР. Также пилоты "Аэрофлота" вошли в состав 81-й дивизии дальнебомбардировочной авиации. Уже в августе она бомбила Берлин. За время войны более 12 тысяч летчиков "Аэрофлота" были награждены орденами и медалями, а 15 человек удостоились звезды Героя Советского Союза.

После войны самолеты становились сложнее, а экипажи больше. В кабине первого реактивного лайнера Ту-104 находилось 5 пилотов: командир, второй пилот, штурман, бортинженер и радист. У представителя каждой профессии была даже своя эмблема на квалификационных значках. Но самолеты совершенствовались, и число людей в кабине постепенно сокращалось. Современными воздушными судами уверенно управляют два пилота.

В 1962 году в "Аэрофлоте" появилась первая женщина-пилот — Ираида Вертипрахова. Через 6 лет она стала командиром экипажа. И сейчас в "Аэрофлоте" летают пилотами и проходят подготовку 32 представительницы прекрасного пола. Всего в штате авиакомпании 2340 пилотов, из них более тысячи — командиры воздушных судов.

Флот

Первым самолетами "Добролета" были Junkers F.13, вмещавшие помимо экипажа только четверых пассажиров. Но уже в декабре 1923 года начались испытания первого отечественного пассажирского самолета АК-1. А весной 1924-го — металлического самолета конструкции А.Н. Туполева АНТ-2. В 1929 году КБ Туполева представил уже многоместный пассажирский самолет АНТ-9. И к концу 1930-х годов, когда "Аэрофлот" стал крупнейшей авиакомпанией мира, его флот уже в основном состоял из машин отечественного производства.

Правда, перед войной в СССР было организовано производство американских Douglas под маркой Ли-2. Именно на таких машинах многие пилоты "Аэрофлота" прошли войну. А 9 мая 1945 года аэрофлотовский Ли-2 доставил в Москву подписанный накануне Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В 1945 году советские конструкторы разработали более совершенный и уже полностью отечественный самолет Ил-12. В 1947 году он начал работать на линиях "Аэрофлота". А в 1956-м с появлением Ту-104 в пассажирской авиации началась новая, реактивная эра.

Дальнейшая история "Аэрофлота" — это целая череда новых, все более совершенных машин. Самый большой для своего времени турбовинтовой четырехмоторный Ту-114. И пришедший ему на смену реактивный дальнемагистральный Ил-62. Сверхзвуковой лайнер — Ту-144. Первый отечественный широкофюзеляжный самолет Ил-86.

После распада Союза парк "Аэрофлота" пополнился самыми современными импортными воздушными судами. А 16 июня 2011 года состоялось историческое событие. На линию "Аэрофлота" снова вышел отечественный самолет — современный Sukhoi Superjet.

На сегодняшний день российский национальный перевозчик — авиакомпания с одним из самых молодых в мире парком самолетов. Средний возраст воздушных судов 4,1 года. Всего в "Аэрофлоте" на начало марта насчитывалось 230 авиалайнеров: Airbus А320, А330, Boeing 737, Boeing 777, а также новейшие российские машины Sukhoi Superjet 100. Кроме того, заключена сделка об операционной аренде 50 лайнеров нового поколения МС-21-300 — самой современной разработки отечественного гражданского авиастроения. Первое из заказанных воздушных судов должно поступить в парк "Аэрофлота" в начале 2020 года.

Бортпроводники

Стюардессы в "Аэрофлоте" появились в 1939 году на рейсе Москва — Ашхабад. Первой представительницей этой профессии стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. Числилась она, правда, по старинке "буфетчицей". Девушка летала на новеньком Ли-2, но никакой оборудованной кухни на этом самолете не было. Продукты на борт она приносила самостоятельно в простом чемодане. Доставлялись на борт воздушного судна и термосы с кипятком — пассажирам в дороге полагался чай, кофе и бутерброды.

В 1954 году появилась первая униформа бортпроводников международных линий "Аэрофлота". Она была темно-синего цвета и включала блузку, юбку, приталенный пиджак на одной пуговице, плащ, пальто с отстегивающейся подкладкой, фетровую шапочку, ботинки, пилотку и перчатки.

Стюардессы работали во всех территориальных подразделениях гражданской авиации, и только в 1967 году в аэропорту Шереметьево была создана отдельная служба бортпроводников. Ее возглавила легендарная женщина Мария Николаевна Попова — командир ночного бомбардировщика из женского полка, летчиц которого немцы прозвали "Ночными ведьмами". А через 3 года появился знаменитый плакат "Летайте самолетами "Аэрофлота"" со стюардессой Татьяной Виноградовой.

В 1978 году "Аэрофлот" стал официальным перевозчиком Олимпийских игр, и бортпроводники надели специально пошитую к Олимпиаде форму.

В 2009 году, когда в авиакомпанию пришло новое руководство, поставившее своей целью повысить качество сервиса, бортпроводникам уделили особое внимание. Среди прочего для них была заказана знаменитая форма "красный мандарин". До сих пор она впечатляет экспертов — не далее как в прошлом году престижная международная премия Business Traveller Russia & CIS Awards назвала ее "Лучшей формой бортпроводников". А по версии авиационного портала BS Aeronautics, "Аэрофлот" входит в топ-3 мировых авиакомпаний с самыми привлекательными стюардессами. Всего в штате национального перевозчика числится почти 7800 бортпроводников, из них подавляющее большинство — более 6 тысяч — очаровательные девушки и дамы.

Сервис

Первые годы авиапассажирам было не до удобств. Все привычные нам элементы воздушного сервиса появлялись постепенно. Только летом 1936 года в салонах запретили перевозить грузы, полы укрыли ковровой дорожкой, а кресла — чехлами.

Через 20 лет на борту Ту-104 был внедрен так называемый стандарт обслуживания пассажиров. Бортпроводники начали проводить предполетный инструктаж и предлагать пассажирам горячее питание, прохладительные напитки и алкоголь. Еда на борту впервые стала бесплатной — раньше за чай и кофе на борту надо было платить. Впервые появились и классы обслуживания: первый и туристический. Причем пассажиры первого класса получали изолированные купе со столиками и спальными местами.

В 1959 году на борту Ил-18 у всех кресел появились столики для приема пищи, индивидуальная вентиляция и освещение.

В конце 1969 года в салонах Ту-134, летавших из Москвы в Ленинград и из Ленинграда в Киев, в качестве эксперимента установили видеосистемы с телевизорами "Юность".

Приметами уже нового времени стало открытие в Шереметьево современного предприятия бортового питания "Аэромар" и появление дорожных наборов.

А в 2016 году сервис на борту "Аэрофлота" получил самое серьезное международное признание. Авторитетное агентство Skytrax, которое считается ведущим в мире оценщиком уровня услуг на авиатранспорте, присвоило российскому национальному перевозчику высокий рейтинг "четыре звезды". Так "Аэрофлот" вошел в клуб лучших авиакомпаний мира. В 2017 году этот рейтинг был успешно подтвержден. Кроме того, российский перевозчик был удостоен высшего рейтинга "пять звезд" в категории "Глобальная авиакомпания" от авиационной ассоциации APEX — американского аналога Skytrax.

В 2017 году "Аэрофлот" был признан лучшей европейской авиакомпанией пользователями самого крупного в мире сайта о путешествиях TripAdvisor. На основе их консолидированного мнения перевозчику присуждена премия TripAdvisor Travellers' Choice Award сразу в трех номинациях — "Лучшая авиакомпания Европы", "Лучший бизнес-класс" и "Лучшая авиакомпания России".

Популярность "Аэрофлота" неуклонно растет, в том числе на самых обширных рынках. Так, ему официально присвоено звание самой любимой иностранной авиакомпании в Китае, которое засвидетельствовано врученной в Шанхае премией Flyer Award 2017.

Аэропорты

Первым местом базирования "Добролета", а затем и "Аэрофлота" стал Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве. В 1931 году при нем был открыт один из самых больших в мире аэровокзалов площадью 4 тысячи квадратных метров. Самолеты на посадку подавали прямо к зданию. В 1937 году аэропорт получил бетонную полосу, а через год — собственную станцию метро.

Но на Ходынском поле растущему авиаперевозчику становилось тесно. Появился аэропорт Быково. А перед войной началось строительство Внуково. И 2 июля 1941 года еще не до конца достроенные сооружения нового аэропорта приняли в эксплуатацию. Именно здесь базировалась состоявшая из пилотов "Аэрофлота" Московская авиагруппа особого назначения, в дальнейшем — 10-я гвардейская авиационная дивизия.

В 1959 году открылся аэропорт Шереметьево, быстро ставший главными воздушными воротами страны. В преддверии Олимпиады-1980 в нем заработал международный терминал Шереметьево-2. К проекту привлекли лучших иностранных специалистов. Рационально организованный терминал позволял одновременно обслуживать до 31 самолета и принимать 6 млн пассажиров в год.

На базе Шереметьево к настоящему времени "Аэрофлот" создал собственный современный хаб. Здесь функционирует уникальный для России центр управления хабом Hub Control Center. Он обеспечивает стыковку транзитных пассажиров и багажа и управление оборотом воздушных судов в базовом аэропорту.

Маршруты

Первый регулярный маршрут "Добролета" из Москвы в Нижний Новгород просуществовал только до закрытия Нижегородской ярмарки 22 сентября 1923 года. Было выполнено 94 рейса и перевезено 240 человек. Но уже 19 октября 1923-го Совет труда и обороны СССР утвердил план развития авиалиний, призванный связать Москву с Петроградом, Нижним Новгородом и Казанью, Баку с Тифлисом, Ташкент с Алма-Атой, а Бухару — с Термезом и Душанбе. В 1926 году заработала первая международная авиалиния. Она соединила Верхнеудинск (нынешний Улан-Удэ) и Улан-Батор. К началу войны самолеты "Аэрофлота" прочно связывали страну. Работали международные рейсы в Берлин и Стокгольм.

В 1946 году началось восстановление разрушенного войной авиасообщения. Самая протяженная внутренняя авиалиния достигала 7 тысяч километров и связывала Москву, Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Читу и Хабаровск. Время полета составляло более двух суток.

В 1958 году был запущен первый беспосадочный рейс "Аэрофлота" Москва — Париж. Менее совершенные французские машины были вынуждены делать на этом маршруте посадку в Варшаве.

В 1962 году "Аэрофлот" впервые включил в свою сетку трансатлантический маршрут Москва — Гавана. Примечательно, что путь в кубинскую столицу не раз менялся. Летали туда и через Африку, и через Мурманск, над северными морями. В 1963 году у "Аэрофлота" шесть международных аэропортов: Москва, Киев, Ленинград, Иркутск, Омск и Ташкент.

В 1968 году было установлено авиасообщение с США по маршруту Москва — Монреаль — Нью-Йорк. А через год начались сложные переговоры между СССР, Японией и странами Западной Европы об открытии Транссибирской авиамагистрали. Дорога из Европы в Японию через Сибирь была существенно короче маршрута через Северный полюс и Аляску. К 1974 году авиамагистраль заработала.

В 1973 году "Аэрофлот" обзавелся самой длинной авиалинией Москва — Рабат — Гавана — Лима — Сантьяго протяженностью 18 тысяч километров. Правда, после чилийского переворота от полетов в Сантьяго пришлось отказаться.

В настоящее время ведущая авиакомпания России активно развивает деятельность на ключевых международных рынках авиаперевозок. По данным аналитического ресурса anna.aero, "Аэрофлот" стал чемпионом мира по провозным емкостям на дальнемагистральных маршрутах транзита Европа — Азия, который является самым конкурентным и перспективным рынком глобальной гражданской авиации.

Группа "Аэрофлот"

Сегодня имя "Аэрофлот" принадлежит не только крупнейшей авиакомпании России, но и целому авиационному холдингу — самому мощному и конкурентоспособному в новейшей истории страны. Группа "Аэрофлот" входит в топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. Наряду с головной авиакомпанией в Группу включены авиакомпания для среднего класса "Россия", дальневосточный перевозчик "Аврора", а также низкобюджетная компания "Победа", которая обеспечивает для россиян беспрецедентные по доступности авиаперелеты. Благодаря низким тарифам лоукостера за два года его существования более 1 млн человек смогли впервые в жизни позволить себе воздушное путешествие.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruogoniok
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции