html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Культовые сериалы: Как «Клан Сопрано» стал новым «Крестным отцом»

Культовые сериалы: Как «Клан Сопрано» стал новым «Крестным отцом»

Дэвид Чейз всю жизнь мечтал стать частью «Нового Голливуда» — снимать новаторские фильмы, как его сверстники Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и Брайан Де Пальма. Но вместо этого ему приходилось писать сценарии для традиционных сериалов и телефильмов про юристов, врачей и частных детективов. Чейз стал уважаемым профессионалом, получил несколько «Эмми» , а в свободное время сочинял истории, полные туманного символизма, меланхолии и черного юмора, которые никто не хотел снимать. Так продолжалось лет тридцать.

И вот однажды в середине 1990-х, когда Чейзу было уже за 50, он придумал сюжет про мафиози, проходящего психотерапию. Во время этих сессий герой понимает: собственная мать задумала убить его в отместку за то, что он отправил ее в дом престарелых. Чейз предлагал эту историю студиям и телеканалам как сериал, надеясь, что ему дадут денег хотя бы на часовой пилот. В то, что все это может закончиться полноценным сезоном, Чейз не верил. План был такой: закончив пилот на деньги телевидения, найти средства, чтобы доснять еще полчаса — и получить полноценное малобюджетное кино.
Дэвид Чейз

Дэвид Чейз

В этом сценарии было много автобиографических деталей. История разворачивалась в родном для Чейза Нью-Джерси — штате, знаменитом не в последнюю очередь своей организованной преступностью и коррумпированной полицией. Большинство персонажей имели реальных прототипов в ближайшем окружении Чейза. Тони, главный герой — малообразованный и вспыльчивый италоамериканец, переживающий кризис среднего возраста и страдающий паническими атаками, — был отчасти автопортретом, отчасти — списан с отца сценариста. Его фамилию — Сопрано — Чейз позаимствовал у своего одноклассника, который, видимо, был связан с мафией. Мать главного героя — вредную, нарциссическую пассивно-агрессивную старуху — Чейз списал с собственной матери; психотерапевта — собранную, внешне невозмутимую доктора Мелфи — со своего собственного аналитика.

Поначалу все развивалось по привычной Чейзу схеме: продюсеры были в восторге от сценария, но никто не был готов вкладываться в проект, потому что «аудитория не поймет». А потом случилась судьбоносная встреча Чейза с Крисом Албрехтом. Тот недавно возглавил департамент оригинального программирования на HBO.
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

В конце 1990-х HBO зарабатывал спортивными трансляциями, а также показывал фильмы, недавно вышедшие из проката. Собственный контент канал (тогда еще кабельный) только начинал производить — и не боялся оригинальности. Стратегия HBO принципиально отличалась от стратегии, принятой у менеджмента эфирных каналов — те стремились к максимальному охвату аудитории и были озабочены тем, чтобы повторить прошлые успехи и не отпугнуть зрителя чем-нибудь новым, к чему он якобы не готов. HBO же работал точечно, обращаясь именно к своей, платежеспособной взрослой— качественной, как выражались продюсеры— аудитории, делая ставку на то, что в Америке уже достаточно людей, которым надоело, что их держат за недоумков. А качественной публике нужен качественный контент — и параллельно с «Кланом Сопрано» Албрехт запускал в производство еще один сериал, которому суждено было стать эпохальным, — «Секс в большом городе».

Банда

При обсуждении сценария Албрехт покорил Чейза вопросом: «У вас действие происходит в Нью-Джерси — вы ведь собираетесь снимать в Нью-Джерси, так?» Все прочие продюсеры впадали в ступор, когда Чейз сообщал им, что намерен снимать не в павильонах, а на натуре: это резко повышало производственные расходы, но Чейзу нужна была аутентичность.
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Актеров Чейз тоже подбирал со вкусом и пониманием: почти все они уже играли роли второго-третьего плана в культовых гангстерских фильмах вроде «Крестного отца 2» (Доминик Кьянезе), «Славных парней» (Майкл Империоли) или «Пути Карлито» (Винсент Пасторе). На роль консильери Сильвио Данте Чейз пригласил Стива Ван Зандта — не актера, а музыканта, гитариста из группы Брюса Спрингстина. Тони Сирико, игравший Поли Уолнатса, некогда был самым настоящим солдатом нью-йоркской мафиозной семьи Коломбо и провел несколько лет за решеткой.

Но главной находкой Чейза был, конечно, исполнитель главной роли — Джеймс Гандольфини. Он был известен как характерный актер: играл громил и мелких гангстеров в «Последнем бойскауте», «Настоящей любви», «Достать коротышку». Чейз разглядел в нем современного Гамлета.
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Вся съемочная группа была уверена, что дальше пилота «Сопрано» не продвинутся: никто не мог поверить, что канал отважится профинансировать целый сезон сериала, который не похож ни на что, прежде показанное по телевизору. Кому может быть интересно тринадцать часов наблюдать за тем, как толпа пузатых злодеев-итальянцев ест макароны, подсчитывает, кто кому должен денег, орет друг на друга и время от времени ломает ноги и вышибает мозги тем, с кем не удалось договориться по-хорошему. Но Албрехт поверил в свою аудиторию и в Чейза — и в 1999 году первый сезон «Клана Сопрано» вышел на экраны.

Революция

Лишь раз Албрехт позволил себе усомниться в творческом решении Чейза. В пятой серии первого сезона Тони отправляется с дочерью посмотреть несколько колледжей на предмет поступления — и случайно обнаруживает стукача, который дал показания на «семью» и скрылся благодаря программе защиты свидетелей. В финале серии Тони собственными руками убивает «крысу». Албрехт считал, что это слишком: зритель только-только свыкся с тем, что главный герой — гангстер, но после такого акта насилия наверняка перестанет ему сочувствовать. Многоопытный Чейз благодаря иезуитскому сочетанию настойчивости и уступчивости добился того, что серия вышла с минимальными изменениями.
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

И в этот момент стало окончательно ясно, что на американском телевидении произошла революция. До этой серии Тони Сопрано мог считаться неоднозначным героем: да, он допускает ошибки или срывается, да, он занимается не самыми благовидными вещами, но в целом он хороший парень. Теперь все было однозначно: Тони — антигерой, самый что ни на есть злодей.

Впоследствии и Чейз, и Гандольфини называли эту серию своей любимой.

Именно после этой серии фанатом «Сопрано» стал Мэттью Уайнер — в ту пору безвестный сценарист ситкомов, который ночами сочинял сериал про рекламщиков 1960-х. Через несколько лет Чейз, впечатленный сценарием Уайнера, который никто не хотел запускать в производство, примет его в штат «Сопрано». Еще через несколько лет, когда «Сопрано» уже закончатся, канал AMC примется за его «Безумцев» — и чуть ли не половина съемочной группы первого сезона нового сериала придет из финального сезона «Сопрано».
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Другой автор ситкомов, Теренс Уинтер, буквально упросил Чейза взять его в штат уже во втором сезоне. Он станет самым плодовитым автором «Сопрано» после самого Чейза, получит три сценарных «Эмми», а когда сериал закончится, создаст «Подпольную империю» и напишет сценарий «Волка с Уолл-стрит» для Мартина Скорсезе.

Культ
Рейтинги первого сезона «Сопрано» были не заоблачными, но достаточными, чтобы НВО заказал второй сезон. Критики были в восторге. Сериал тут же номинировали на «Эмми» (показательно, что все последующие награды сериала оказались актерскими или сценарными, cреди них не было ни одной за режиссуру) хотя еще пять лет кабельные «Сопрано» проигрывали эфирным мастодонтам, в основном «Западному крыло».

Настоящий культ шоу начался чуть позже, и это был успех не только Чейза и его команды, но и Албрехта и маркетологов НВО: перед показом второго сезона они решили повторить первый, чтобы те, кто его не смотрел, но наслушался восторженных отзывов годом раньше, смогли наверстать упущенное. Именно тогда, с повтором первого сезона и началом блестящего второго, пошли разговоры о новой эпохе в истории телевидения. Голливудские мастера, которых боготворил и которым всю жизнь завидовал Чейз, выражали ему свое восхищение. Двое из них — Питер Богданович и Сидни Поллак — впоследствии сыграли в «Сопрано» небольшие роли. На роли второго плана стали приходить актеры калибра Джо Пантольяно и Стива Бушеми. В камео появлялись Джон Фавро, Бен Кингсли и Хэл Холбрук.
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Если Чейз и наслаждался успехом, то виду не подавал. Он оставался тем же замкнутым, сварливым пессимистом, каким его сделали детские травмы и тридцать лет компромиссов в телеиндустрии. Многие сотрудники вспоминают, что работать с ним было очень сложно. Если его что-то не устраивало, он вел себя почти как Тони Сопрано, когда тому должны денег. В пятом сезоне Чейз со скандалом уволил сценаристов и исполнительных продюсеров Митчелла Бёрджесса и Робин Грин — мужа и жену, которые работали над «Сопрано» с первого сезона и с которыми его связывали профессиональные и товарищеские отношения еще в прежней, «досопрановской» жизни. Чейз ссорился и с руководством НВО, которое переживало из-за постоянно растущих производственных расходов, но тем не менее, требовало еще один сезон — хотя сам Чейз хотел заканчивать на пятом.

Несмотря на все производственные сложности, «Клан Сопрано», даже когда начинал провисать, оставался на какой-то невероятной высоте убедительного реализма. Его герои, освобождаясь со временем от заранее придуманных для них амплуа, становились все более живыми людьми. Диалоги становились все более отрывистыми и настоящими: казалось, такое невозможно сочинить, это можно только подслушать в разделочной мясной лавки, служащей тайной штаб-квартирой «Коза ностры». Безумная смесь кошмара и комедии на экране все больше напоминала саму жизнь — и при этом, была плотно прошита поп-культурными аллюзиями. Например, знаменитая сцена покушения на Тони Сопрано, покупающего апельсиновый сок у лоточника — это прямая отсылка к эпизоду из «Крестного отца» (покушение на Вито Корелеоне, покупающего апельсины).
«Крестный отец»

«Крестный отец»
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Но современные телешоу, поп-музыка, кино — все это еще и присутствует непосредственно в жизни героев «Сопрано», которые разве что себя по ТВ не смотрят. В момент всеобщего очарования шоу критики любили противопоставлять серьезных «Сопрано» юродствующему Тарантино. Но «Сопрано» отчасти и были телеверсией фильмов Тарантино. Взять хоть дискуссию о песне Мадонны, открывающую «Бешеных псов» — этот эпизод вполне органично смотрелся бы и в сериале. Присутствие этого глобального культурного текста внутри гангстерской саги очень импонировал «умному зрителю».

Жизнь

Ощущение живости и аутентичности поддерживается в «Сопрано» множеством малозаметных, но точных и эффективных приемов. Например, в сериале практически нет закадровой музыки, у нее всегда есть источник в экранной реальности: магнитола в машине, динамики в баре или еще что-то. Герои тоже слышат ее, она не предназначена исключительно для зрителя и не подсказывает, какие эмоции он должен испытывать. Самые напряженные сцены обходятся вообще без музыки — и этот аскетизм делает их буквально оглушительными.
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Еще в «Сопрано» очень сдержанная операторская работа. Например, почти нет наездов и отъездов. Эффект примерно тот же, что от отсутствия закадровой музыки: зритель лишен привычных подсказок. Это как последний эпизод «Улисса» Джойса, написанный без знаков препинания, — разбирайтесь сами, как сумеете.

Некоторые сцены в сериале вообще лишены намека на нарратив и оказываются примерами чистой визуальности — например, знаменитая 26-минутная (почти половина 63-й серии!) сцена сновидения Тони Сопрано в пятом сезоне. Или сцена из шестого сезона, в которой Крис Молтисанти переживает героиновую эйфорию на фоне гипнотических огней парка развлечений.

Крис Молтисанти и героин

Чейз вообще демонстрировал удивительное презрение к зрительским ожиданиям. Вот только один из примеров: 11-й серии третьего сезона Крис и Поли вывели в лес русского бандита, чтобы пристрелить, но тот сбежал и зрители не переставали гадать, что же с ним случилось дальше. И вот в пятом или шестом сезоне Теренс Уинтер уговаривал Чейза вернуть русского, хотя бы на одну серию. Шоураннер уже готов был согласиться, но тут Уинтер совершил ошибку: он сказал, что это понравится публике. Чейз всю жизнь угождал продюсерам, которые считали себя вправе определять, что аудитории понравится, а что нет. Для него была невыносима мысль, что в «Сопрано» что-то можно сделать на потребу публики. Так что судьба русского так и осталась туманной.

В четвертой серии того же третьего сезона психотерапевт Тони, доктор Мелфи, становится жертвой насильника. Она опознает нападавшего, но того отпускают из-за какой-то бюрократической нелепицы. На протяжении всей серии зритель ждет, что Мелфи обратится к Тони, и тот жестоко отомстит ее обидчику. В финальной сцене, во время очередного психотерапевтического сеанса, Тони замечает, что Мелфи чем-то расстроена, и спрашивает, не хочет ли она ему что-то рассказать. После мучительной паузы она отвечает: «Нет» — и появляются титры. Вы сбегаете в мир кино и сериалов, чтобы увидеть, как реализуются ваши мечты о справедливости и возмездии? Тогда вы ошиблись дверью.
«Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Чейзу так и не удалось стать режиссером авторского кино. Но он создал авторский сериал как формат, как культурный феномен. Даже «Западное крыло» пережило потерю Аарона Соркина. «Сопрано» же без Чейза были немыслимы, как потом были немыслимы «Клиент всегда мертв» без Алана Болла, «Безумцы» без Мэттью Уэйнера или «Во все тяжкие» без Винса Гиллигана. В 2007 году, когда НВО приступил к показу второй части шестого сезона «Клана Сопрано» — последних девяти серий сериала, — мало кто стал бы спорить с тем, что это не только величайшиее шоу в истории американского телевидения, но и эпохальное явление для всей американской культуры. Его можно было смело ставить в один ряд с «Крестным отцом» или даже с «Моби Диком». Чейзу оставалось только не испортить финал.

Этим финалом Чейз сполна расквитался с «массовым зрителем», на которого потратил 30 лет своей жизни. Вроде бы непритязательная последняя сцена сериала — Тони с семьей обедают в бургерной — смонтирована настолько виртуозно, что профессиональные киноведы и фанаты сериала разбирают ее покадрово уже больше десяти лет.

«Клан Сопрано». Финал

Чейз точно рассчитал реакцию зрителей: когда посреди сцены вдруг наступала темнота и тишина, они поначалу думали, что у них сломался телевизор — и очень удивлялись, когда появлялись титры. Но это финальное умолчание оказалось куда сильнее традиционного, внятно показанного финала. Мы и так знаем, что ждет, в конце концов, людей вроде Тони Сопрано. Да и вообще, чем кончается история любого человека.

Автор Артем Ефимов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции