html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Ксения Собчак о «Деле Собчака»: «Этот фильм — сказка о потерянном времени»

ИнтервьюПолитик и журналист Ксения Собчак рассказала, каково ей было снимать документальный фильм о собственном отце и почему она считает, что это кино об упущенных возможностях нашей страны. 12 июня 2018
Ксения Собчак о «Деле Собчака»: «Этот фильм — сказка о потерянном времени»

12 июня на экраны выходит документальный фильм «Дело Собчака», режиссером которого стала журналист Вера Кричевская, а заказчиком и соавтором — Ксения Собчак. В центре фильма — политическая биография отца Ксении Анатолия Собчака, который был мэром Санкт-Петербурга с 1991 по 1996 годы и наставником Владимира Путина. КиноПоиск поговорил с Собчак о том, почему в фильме почти нет критики Анатолия Собчака, как Владимир Путин согласился на участие в картине и почему она считает важным развенчать миф о «лихих 90-х».

— Почему вы решили снять этот фильм именно сейчас?

— Мне казалось очень важным сделать кино про то время, про упущенные возможности, про то, что был некий шанс у нас, как у страны, и мы его потеряли. Мне кажется, этот фильм не столько о моем папе, о его отношениях с кем-то, сколько такая сказка о потерянном времени.

— И поэтому он начинается с Болотной?

— В том числе. Мы ставим вопрос, пошел бы Собчак [на Болотную], но ответа, разумеется, не знаем. Конечно, сегодня многие вещи, лозунги, события очень узнаваемы, они ассоциируются с тем желанием перемен, которое было тогда. И вот мы разбираем события, которые происходили тогда и размышляем, почему они так и не привели ни к каким радикальным изменениям в стране.

— Вера Кричевская говорила, что она на этот фильм смотрела сначала как на камерную семейную драму, а потом, когда стало понятно, что Путин даст для него интервью, он стал скорее политическим триллером. А вы как этот фильм охарактеризовали бы?

— Я изначально хотела делать журналистское расследование, а не семейную историю. Мне кажется, Вера очень боялась сначала, что я ее приглашаю именно на такое семейное кино, и, собственно, она даже в первый раз отказалась. Моя работа была убедить ее: «Нет, Вера, я мечтаю сделать настоящее журналистское расследование, такую детективную историю. Я готова к тому, что там будут неприятные вещи про мою семью, про папу, и я ни в какой момент не наложу никакой цензуры на это, я тебе обещаю». И она согласилась потому, что я убедила ее: нет, я не хочу делать никакого мемориального фильма о папе.
Анатолий Собчак и Владимир Путин («Дело Собчака»)

Анатолий Собчак и Владимир Путин («Дело Собчака»)

— Что нового вы для себя узнали в ходе этого расследования?

— Очень много вещей. Во-первых, мы впервые получили доступ к уголовному делу (в 1998 году Генпрокуратура РФ возбудила против Собчака дело по статьям «Взятка» и «Злоупотребление должностными полномочиями» — прим. ред.), а это 220 томов — вы не можете себе представить, что это такое, когда тебе выносят все это. Ты погружаешься во все нюансы того времени и той ситуации, и это, конечно, невероятно интересно. Ты видишь, как пытаются из пальца выжать хоть какие-то доказательства, пытаются это дело как-то притянуть к мэру города, но не получается. Дело сыпется, но допросы продолжаются. И это сильно изменило фильм, потому что мы вообще не думали, что у нас будет шанс прикоснуться к этому делу.

— Вы действительно никак не вмешивались в то, что войдет или не войдет в фильм?

— Я, конечно, присутствовала на монтаже, смотрела какие-то куски, мы два раза перемонтировали всю картину. Но это было наше обоюдное решение, а не потому что я сказала, что так надо сделать. Я видела фильм «Слишком свободный человек» (документальный фильм Веры Кричевской и Михаила Фишмана о Борисе Немцове — прим.ред.), и мне понравились придумки Веры, поэтому я ей доверилась. Она, в свою очередь, не вмешивалась в мою работу интервьюера, поэтому мы с ней нашли общий язык.
«Слишком свободный человек»

«Слишком свободный человек»

— Вы в этом фильме выступали не только заказчиком, но и соавтором, интервьюером. Как быть журналисту, когда он делает фильм о близком человеке, как найти баланс личного и объективного?

— Это было сложно. Нужно было быть готовым к тому, что ты увидишь что-то не очень хорошее, и об этом придется сказать. Для этого в тебе должна быть внутренняя сила и храбрость.

— Было ли что-то, про что вы заранее знали, что не будете этого касаться, потому что для вас это слишком личная история?

— Нет, я решила говорить обо всем. Но какие-то вещи, например, доклад Марины Салье (в 1992 году депутат петербургского Заксобрания опубликовала доклад о деятельности Владимира Путина на должности председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга — прим.ред.), в фильм не вошли. Я очень хотела о нем рассказать, но когда мы его прочли, мы поняли, что это фигня, это настолько все высосано из пальца, что нет смысла тратить время на объяснение такой чепухи. И какими-то вещами мы жертвовали, потому что фильм и так идет два часа, и это борьба за каждую минуту.

— С кем из героев было сложнее всего разговаривать?

— С врагами. С Невзоровым (Александр Невзоров, российский журналист — прим.ред.) было очень тяжело разговаривать, потому что он специально говорил какие-то ужасные вещи, чтобы вывести меня из равновесия и обидеть.
«Дело Собчака»

«Дело Собчака»

— Но тем не менее в фильме не звучит много критики в отношении вашего отца. Почему?

— Слушайте, мы просто вырезали абсолютно мерзкие вещи, когда, например, Невзоров говорил: «Мы сидели в штабе [Владимира] Яковлева (оппонент Собчака на мэрских выборах 1996 года — прим. ред.) и гадали, отец твой умрет сразу после выборов и от чего — от инфаркта или от инсульта».

— Но это не критика, это действительно оскорбительные вещи.

— Понимаете, мы же не делали фильм о том, плохой или хороший был Собчак. Мы расследовали дело, которое с ним связано, показали механизмы травли против него, борьбу аппарата с ярким трибуном и оратором. Нам было интересно это исследовать, а не просто собрать мнения и сделать фильм, в котором кто-то будет говорить, какой Собчак был замечательный, а другие — какой он отвратительный и коррумпированный. И мы оставляли критику, например, один из героев говорит: «Да он даже воровать-то не умел».

— В фильме нет интервью с Михаилом Горбачевым, хотя про него много говорится. Он отказался?

— Да, я пару раз с ним лично встречалась, но он вот прямо ни в какую. Говорил: «Мне нечего сказать, я устал, я пожилой человек».

— Один из самых ярких моментов в вашем фильме — это интервью Владимира Путина. От вас потребовались какие-нибудь личные усилия, чтобы его добиться?

— Да, конечно. Мы почти год вели переговоры — написали не одно письмо и не раз звонили.

— Почему вы думаете, он все-таки согласился?

— Я думаю, что он согласился сразу — в его жизни мой отец, кажется, важный человек. Потом просто долго подыскивали время в его расписании.
«Дело Собчака»

«Дело Собчака»

— Для вас это был первый разговор с ним об отце, об их отношениях?

— Нет, мы встречались на разных мемориальных мероприятиях, говорили о папе, он рассказывал о нем какие-то истории. Вообще надо отметить, что за все эти годы Путин ни разу не забыл ни день рождения, ни годовщину его смерти, и это, конечно, производит впечатление, это внутренне очень приятно.

— После интервью у вас как-то изменилось к нему отношение?

— Нет, наверное, но я была поражена искренностью, с которой он говорил, я была не уверена, что он будет готов о говорить о каких-то вещах. Например, о том, что он помогал папе уехать из России на лечение. Я знала эту историю от мамы, но он никогда ее сам не рассказывал, уходил от темы.

— В фильме есть кадры, где вместе отдыхают ваши семьи, и вы играете с дочерьми Путина, любые сведения о которых сейчас очень строго охраняются. Вы согласовывали использование этих кадров?

— Мы думали над этим вопросом, но это же домашняя хроника, да и потом они там маленькие совсем, им там по 5-6 лет, а сейчас, когда им 30, они выглядят совсем по-другому.

— Как ваша мама отнеслась к идее фильма? Для нее это наверняка болезненная тема.

— Да, было сложно, но она все равно поддержала мою идею, за что я ей очень благодарна. Поэтому фильм мы делали на деньги фонда Собчака. При этом она, конечно, очень переживала и все время звонила мне: «Зачем вы снимаете Коржакова (), снимите лучше Олега Басилашвили, почему в этом фильме одни подлецы?» Я пыталась ей объяснить, что иногда через врагов можно о человеке показать гораздо больше, чем через друзей, и в этом важная задумка нашего фильма.
Ксения Собчак разговаривает с матерью, Людмилой Нарусовой («Дело Собчака»)

Ксения Собчак разговаривает с матерью, Людмилой Нарусовой («Дело Собчака»)

— В конце фильма вы говорите, в последние годы ваша семья жила очень скромно, почти бедствовала, но при этом вы в начале 2000-х были яркой представительницей золотой молодежи, вели роскошную жизнь. Нет ли здесь для вас самой противоречия?

— Нет никакого противоречия, я и сама была, честно говоря, шокирована тем, что люди почему-то это связывали. Я в 16 лет уехала от родителей и сначала, когда я приехала в Москву учиться в МГИМО, я очень скромно жила, снимала какую-то маленькую квартиру. Потом у меня появился гражданский муж, Вячеслав Лейбман, мы три года с ним вместе прожили. Он владел нефтяной компанией и был очень богатым человеком, и, собственно, он меня содержал.

Потом у меня несколько лет длился роман с Умаром Джабраиловым (политик, девелопер — прим.ред.), он тоже был очень богатый человек. То есть те деньги, которые у меня были, вообще не были никак связаны с моим отцом, они были связаны с моими мужчинами. У меня были какие-то огромные кольца, бриллианты, шикарные машины, потом даже было какое-то ограбление, которое все обсуждали, но это все не было связано с отцом вообще никак. И мне было очень странно, что люди как-то политически пытаются это привязать.

— Возможно, это как раз было связано со слухами, которые ходили вокруг вашего отца и которые вы затрагиваете в фильме?

— Ну можно же погуглить, кто такой Вячеслав Лейбман! Человек зарабатывает миллионы долларов, и понятно, что мы жили вместе, семьей, и он меня обеспечивал. Так же было с Умаром, у нас были серьезные отношения.

— Почему, как вы думаете, сейчас один за другим стали появляться документальные фильмы о 90-х? Та же Вера Кричевская сняла о Борисе Немцове, Андрей Лошак снял о Борисе Березовском, теперь вы.

— Мне кажется, мы так долго находимся в застое, что людям интересно то время, им хочется в нем разобраться, вдохнуть того воздуха свободы, ощущения другой жизни.
«Дело Собчака»

«Дело Собчака»

— А у вас нет ощущения, что точно так же, как сейчас создается некий миф о Великой отечественной войне, начал появляться и миф о 90-х, как исключительно о времени свободы, романтиков, мечтателей?

— Дай-то бог, чтобы был создан такой миф, потому что, как мне кажется, сейчас у нас существует другой — о лихих 90-х, где все было ужасно плохо, где показана только одна сторона — голода и нищеты. Безусловно, это тоже было, но это не единственное, чем исчерпываются 90-е. Для меня это время все-таки больше про свободу и про то, как можно дышать всей грудью и жить по-другому. Поэтому я хочу как раз разрушить главный государственный миф, который нам всем прививают.

— Некоторые кинотеатры уже отказываются от показа вашего фильма. Как вы думаете, с чем это связано?

— Был такой момент, но сейчас уже, когда стало известно, что фильм покажут на Кинотавре, этого меньше. Я думаю, люди боятся связываться с политическим кино, они не знают, что от него ожидать, боятся, что там будет какая-нибудь запретная вещь, и их потом всех расстреляют, по-видимому. Понимаете, Путин же не звонит лично в кинотеатры, чтобы запретить что-то, это люди у нас занимаются самоцензурой. Это еще советская психология, которая по-прежнему очень сильна. И это главная проблема страны.

— Во время интервью с Путиным вы ему сообщили, что собираетесь выдвигаться в президенты. Фильм на вас как-то повлиял в этом решении? Там обсуждается, думал ли ваш отец об этом, и высказываются разные версии.

— Мне кажется, эти вещи вообще не были связаны, хотя сейчас вы спрашиваете... Может быть, подсознательно, и да. Но я принципиально не хотела смешивать фильм со своей предвыборной кампанией, не хотела, чтобы фильм использовался в агитационных целях, поэтому мы решили отсрочить показ и не стали выходить к 19 февраля (Анатолий Собчак скончался 19 февраля 2000 года — прим.ред.), как изначально планировали.
«Дело Собчака»

«Дело Собчака»

— Я знаю, что Владимир Путин просил вас позвать его на премьеру.

— И мы пригласили, ждем ответа.

— Думаете, придет?

— Не знаю, там ведь еще вопросы безопасности, он у нас в принципе никогда в кинотеатры не ходит. Но мое дело пригласить.

Автор Елизавета Сурганова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции