html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Кроткая» показала норов // Завершается Каннский кинофестиваль

Фото: Arte France Cinema

Завершается Каннский кинофестиваль

Фестиваль кино

70-й Каннский фестиваль подходит к финалу. Его предварительные итоги, включая результаты российского кино, рассматривает Андрей Плахов.

Одним из последних в конкурсе показали фильм Франсуа Озона «Двуличный любовник». Это пример образцового дизайнерского мастерства, режиссерского остроумия и отменной работы с актерами (Жереми Ренье, Марина Вакт и Жаклин Биссет в изящном камео). Хлоя — 25-летняя смотрительница парижского Музея современного искусства во дворце Токио. В процессе бурного романа с психоаналитиком Полем она обнаруживает существование его брата-близнеца: они столь же схожи внешне, сколь контрастны по нравам и поведению. В какой-то момент начинаешь догадываться, что раздвоение — это скорее внутренняя проблема самой Хлои, а возможно, и Озона, в эксцентричной форме рассказавшего про свое одиночество и тоску о «тайном брате». Зрителю тут не приходится скучать: фильм бравирует бурными постельными сценами и с помощью камеры заглядывает в женское лоно, отслеживая происходящие в нем процессы — от оргазма до капризов вызревания плода. Балансируя между эротическим триллером и психоаналитической комедией, «Двуличный любовник» в итоге слишком глубоко погружается в специфичную медицинскую проблематику, частенько забывая при этом об элементарном правдоподобии.

Уже подмечено, что практически все конкурсные фильмы в рейтинге Screen International получили рекордно низкие оценки от международной прессы — ниже трех баллов. Такой «фестиваль двоечников» случается нечасто, зато уже не первый раз совпадает с юбилеем: так, крайне слабым оказался конкурс 50-го Каннского в 1997 году. Гипотеза о том, что и нынешний будет «не ах», зародилась у меня еще до начала фестиваля и подкреплялась фактами с каждым его днем. Наивная уверенность, будто список авторитетных режиссерских имен обернется коллекцией шедевров киноискусства, окончательно истаяла. Безупречных фильмов практически не было, и даже лучшим из них чего-то не хватало для ударного эффекта или божественной гармонии. Тем радостнее отметить, что российское кино оказалось на передовых позициях, и с ним, несмотря на переживаемые всем известные трудности, дело обстоит не так безнадежно.

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева — единственный фильм, получивший совокупную оценку выше трех баллов,— с самого начала занял вакантную нишу лидера конкурса. Перед премьерой «Кроткой» Сергея Лозницы распространились слухи, что это куда более радикальное кино, а в сравнении с ним «Нелюбовь» — почти что Эльдар Рязанов. И вот «Кроткая» показана: впечатление сильное и при этом отвергающее любые сравнения за их полной неуместностью.

Фильм Лозницы — публицистическое высказывание о современной России или, точнее, о постсоветском пространстве, о достоевских безднах, которые разверзлись на этой территории и с роковой неизбежностью заполняются злом. Центром притяжения на этом заколдованном пространстве испокон веков является тюрьма — огромное здание, охраняемое и обслуживаемое безотказной, никогда не дающей сбоев бюрократической машиной. Здание, куда невозможно попасть и откуда нельзя вырваться: в этом имеет полную возможность убедиться Кроткая, главная героиня картины, приехавшая сюда в поисках потерянного в тюремном лабиринте мужа.

Кроткая, скупо, но мощно сыгранная Василиной Маковцевой, проходит все круги кафкианского (или сорокинского) ада, который представляет собой мегапроекцию отечественной флоры и фауны, истории и культуры. Мы встречаем здесь побитых жизнью и готовых бить первого встречного ментов, падших женщин и бандерш, сводниц и сводников, персонажей криминального «малинника» и штатных борцов то ли за права человека, то ли как раз с этими правами. Все они населяют зону, окружающую тюрьму и фактически с ней сливающуюся в единый фантасмагорический образ тотального беспредела.

Амбициозный глобализм этой структуры заставляет Лозницу резко порвать с хорошо знакомыми ему документальными традициями и пойти по рискованному пути гротеска, проложенному многими великими и менее великими, в том числе и Рязановым в позднем периоде «Старых кляч». Так что предложенное сравнение с «Нелюбовью» поворачивается вспять, а появление Лии Ахеджаковой в образе фальшивой правозащитницы выглядит знаковым, хотя и не вполне справедливым: по сути, актриса играет жестокую пародию на самое себя.

В «Кроткой» собрано много замечательных актеров разных школ — «Коляда-театра», Театра.doc и других: назовем Марину Клещееву, Розу Хайруллину, Бориса Каморзина, Валериу Андриуцэ. Сказать, что из них получился слаженный ансамбль, будет неправдой, и скорее верно то, что режиссер сознательно стремился к эклектике: это особенно заметно в театрализованном, по-брехтовски аранжированном финале. Смотреть это кино трудно, даже мучительно, потому что это не фильм в чистом смысле, а сон о больной стране, которая беспробудно спит и видит себя изнасилованной — и не хочет проснуться, потому что явь еще страшнее ночного кошмара.

«Кроткая» вызвала смешанные реакции, однако не следует путать их с провалом, как поспешили отрапортовать некоторые российские медиа, специализирующиеся на разоблачении «русофобии». На моей каннской памяти много реальных провалов, в данном же случае можно говорить о том, что появился новаторский, спорный по своим художественным решениям фильм, который не может быть сразу всеми принят. Такими были на 50-м Каннском фестивале «Забавные игры» Михаэля Ханеке. Кстати, соотечественники тоже не раз упрекали замечательного режиссера в «австрофобии», во многом подтолкнув его к тому, чтобы перебраться работать во Францию. Лозница, впрочем, уже давно живет не на экс-территориях СССР, а в Германии, но при этом работает, как большинство международных режиссеров, в системе копродукций. В создании «Кроткой» финансово участвовали кинокомпании Франции, Нидерландов, Литвы, Латвии, Польши, Украины и России.

Зато можно говорить практически о полном единодушии реакций на «Тесноту» Кантемира Балагова — еще одну российскую картину, участницу конкурса «Особый взгляд» и претендентку на дебютный приз «Золотая камера». Работа 25-летнего режиссера из Кабардино-Балкарии, ученика Александра Сокурова, впечатляет одновременно зрелостью и свежестью. Историю еврейской семьи, зажатой в тесноте многонационального Кавказа и пережившей военно-бандитские турбуленции 1990-х годов, Балагов рассказывает как гость из будущего, обладающий талантом и сверхчувствительной камерой для того, чтобы проникнуть в самую сердцевину этой драмы. И вне зависимости от того, как именно распределятся в воскресенье награды, это полновесный фильм-открытие — из тех, о которых мечтали, большей частью тщетно, участники и гости 70-го Каннского фестиваля.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции