html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Кросс-культурные исследования мышления

Психолог Ольга Арестова о влиянии культуры на мышление, методике пиктограмм и кросс-культурном сопоставлении

Вопрос о кросс-культурных сопоставлениях в познавательных процессах стоит очень остро. Его можно просто определить: одинаково ли мыслят люди, которые принадлежат к разным культурам, одинаково ли они воспринимают мир или их внутреннее ментальное устройство связано с культурной принадлежностью, а стало быть, мы разные в восприятии и мышлении?

Этот вопрос стоял довольно давно, как только межкультурные контакты приобрели масштабный характер, хотя первоначально он имел несколько зоологический характер. В частности, для французской социологической школы начала XX века, а именно для Леви-Брюля Люсьена и Клода Леви-Стросса, было очень интересно, как мыслят люди, которые живут на уровне каменного века актуально в XX веке. То есть первые исследования проводились на аборигенах, которые актуально проживали в каменном веке. Данные сопоставления были обречены на вертикальный характер. Оказалось, что интеллектуальные процессы менее совершенны и менее развиты, на том дело и закончилось.

Но по мере того, как общение людей разных культур становилось все более продуктивным и глубоким, изменились аспекты. Если первый можно назвать условно познавательным, этнографическим, чисто исследовательским, любознательным, то следующий аспект исследования стал утилитарно прагматическим. На этом современном и несколько предшествующем этапе исследователям стало интересно, как обучать труду, познавательным функциям, счету, письму людей, которые принадлежат к другим культурам.

Отчасти эта задача актуальна и в настоящие дни. Если мы посмотрим на американские или европейские кросс-культурные исследования мышления, мы увидим, что сопоставляются американцы с китайцами и корейцами. А для европейской культуры и психологии более актуальным является сопоставление исследований Восточной Европы, мышления Восточной и Западной Европы. То есть четко на выборе парадигмы исследования можно проследить практический интерес, как вместе работать, учиться и жить в мегаполисе.

Современные процессы, которые идут в Европе, России, Америке, делают исследовательскую задачу более тонкой и сложной. Нужно ответить на вопрос, различается ли мышление людей, которые формально живут в рамках одной и той же культуры, учатся, например, в одной школе, работают в одном офисе, идут по одной и той же улице, сидят рядом в кафе, смотрят одни и те же сайты в интернете. Таких исследований не слишком много, но они есть.

Поговорим об исследовании, которое проводилось в городе Баку. Мы сопоставляли интеллектуальную деятельность, особенности мышления и обобщения у студентов различных вузов. Одни из них обучались, жили и происходили из русской диаспоры, проживающей в Баку, а другие из азербайджанской. Сразу поясним, что речь идет о культурной принадлежности, ни в коем случае не этнической. Среди испытуемых, принадлежащих к русской культуре, были этнические азербайджанцы, и наоборот.

Оказалось, что даже в этом случае при абсолютно идентичной культурности, единой макрокультурной принадлежности такие различия наблюдаются. Отчасти они связаны с языковыми особенностями. Дело в том, что азербайджанский язык и русский различаются по такому классификационному параметру. Азербайджанский относится к числу классификаторных языков. Это значит, что форма глагола, которую мы употребляем по отношению к объекту или субъекту, связана с его свойствами (например, одушевленный предмет и неодушевленный). Азербайджанский язык неуникален в этом смысле, а китайский — это тоже язык, который содержит классификаторы.

В целом люди, которые принадлежат к азербайджанской культуре, мыслят более сходным образом. То есть те обобщения, те способы решения, которые они демонстрировали, показывают большие сходства, меньшую степень индивидуализации. Когда мы говорим о русской культуре, то индивидуальность и разнообразие мышления оказались гораздо более существенными. Люди по-разному мыслят и по-разному обобщают, степень индивидуальности их мышления выше. Это означает более высокий уровень творческого мышления, и это большой плюс. Также оказалось, что такая творческость и разнообразие являются источником трудностей во взаимопонимании. Таким людям труднее находить общий язык. И для соучастников единого интеллектуального процесса действия отдельных людей, которые в нем участвуют, могут быть совершенно непредсказуемыми, оригинальными и неожиданными.

Когда мы говорим о конкретных результатах культурно-сопоставительных исследований памяти и мышления, то обнаруживается следующее. Мы можем обобщать, мыслить, классифицировать объекты по разным признакам и критериям. Например, во время исследования, сопоставляя русскую и азербайджанскую выборку, выяснилось, что азербайджанцы более склонны обобщать по принципу единого действия, то есть они соединяют объекты и предметы в единые действенные комплексы. Оценочность мышления у русских, вопреки ожиданиям, оказалась выше. Категория «хорошо или плохо» оказывает большее влияние на интеллектуальные процессы русских по сравнению с азербайджанцами.

Если говорить о памяти, то эффективность посредством запоминания высших форм памяти оказалась одинаковой у русских и азербайджанцев. Хотя ожидался совсем другой результат, учитывая, что азербайджанская культура дописьменная, а это значит, что мыслительные и мнемические процессы менее связаны с привычными для нас вербальными формами опосредствования. Это не проявилось на современных городских азербайджанцах. Можно предположить, что в работе с сельскими жителями из глубинных районов данной страны результаты были бы несколько другие.

Городские азербайджанцы оказались более похожими на московских жителей, чем сельские азербайджанцы, которые живут в отдаленных районах по сравнению с Баку. То есть мы привыкли считать культуру по стране, по этнической принадлежности, по языку, а оказалось, что она более жестко делится на сельскую, более изолированную местность и ту местность, которая связана с жизнью в стиле и условиях мегаполиса.

Если говорить о формах опосредствования мышления, то они показали четкую связанность с культурным опытом субъекта. Для исследования высших опосредственных форм памяти применяется методика пиктограмм. Анализируется не только эффективность запоминания с помощью рисунков, которые изображают испытуемые, но и содержание этих рисунков. Оказалось, что содержательный характер опосредствующих стимулов, то есть рисунков, тех средств запоминания, которые продуцирует, создает наш испытуемый, четко связан с культурной спецификой. Для запоминания фразы «веселый праздник» русские чаще всего изображают бутылку. Ни один из азербайджанских испытуемых такого рисунка не нарисовал. В качестве стимула для запоминания применялся сильно детализованный стол, на тарелках все было тоже детально изображено, а также азербайджанцы рисовали огромное количество людей, которые сидят вокруг этого стола.

Что касается мышления и запоминания, обнаружилось, что степень субъективности мышления, вопреки нашим ожиданиям, у русских оказалась более высокой. Единообразие, диктуемое языком и практикой, языковое влияние на мышление в азербайджанской культуре оказалось выше. Степень культурной детерминированности, не индивидуальности, а универсальности интеллектуальных форм у азербайджанцев оказалась существенно выше. Русские мыслят более разрозненно, более индивидуализированно.

В американских и европейских исследованиях обнаружился очень интересный феномен, который необходимо учитывать, например, в образовании. Особенно ярко это проявилось в восприятии и мышлении. Это феномен значимости контекстных и фокальных компонентов изображения и смысловой картины, например задачи. Оказалось, что европейские и американские испытуемые обращают внимание на фокальную фигуру. В частности, зрительная фиксация. Изображение «человек в окружении других людей» — практически все испытуемые, американцы и европейцы, зрительную энергию концентрируют на фокальной фигуре. Если мы говорим о коллективистических культурах, например китайской, корейской, а в особенности японской культуре, то энергия взгляда и глазодвигательная активность концентрируются на контекстных фигурах.

Мы привыкли относить себя к индивидуалистическим культурам и вправе ожидать при исследовании русских испытуемых, что мы будем смотреть на фокальную фигуру. Оказалось, что, действительно, наше центральное положение между Европой и Азией заставляет нас учитывать контекстные переменные.

Мы практикуем единые стандарты, единые программы обучения. Это актуально для Москвы в чрезвычайно высокой степени. Но усвоение этих программ, способы работы с когнитивными схемами и системами у разных людей по культурной оригинальности различны. Вы прекрасно знаете, что в одном и том же московском классе могут учиться представители разных народов. При идентичности макрокультурных систем мы можем наблюдать различия в интеллектуальных процессах, совсем не связанные с вертикальностью, то есть худшестью или лучшестью. Но эта специфика должна быть учтена как в учебном процессе, так и в дальнейшем, например в профессионализации и развитии карьеры.

Вы догадываетесь, насколько это актуально для стран с высоким уровнем миграции. Это объясняет неудачность и недостаточную эффективность адаптационных программ, которые мы наблюдаем в Западной Европе. Отчасти это объясняет, почему образовательные программы, применяющиеся для мигрантов, не дают того эффекта, на который рассчитывают их создатели. Мы живем вместе, делаем одно и то же, но механизмы, реализующие эти процессы, связаны с культурной принадлежностью.

Для психологии являются актуальными вопросы «Что значит культурная принадлежность?» и «Где зарождается культурная специфика?». Традиционно это связано с языком. Языки различны, и способы мышления, на которые они влияют, различны у представителей разных культур. Но современные подходы, например подходы Миямото, работы Мацумото и других исследователей, — это работы, которые проводятся и в Соединенных Штатах, и в Японии. Они показывают, что, помимо языка, существенное влияние на культурную принадлежность оказывает предметная и социальная среда, среда ранней социализации, в которую попадает ребенок в процессе рождения. Они диктуют существенное и несущественное для его восприятия, памяти, мышления. Можно говорить о доязыковых, досознательных формах и стадиях культурной идентификации человека.

Ранняя семейная среда, ранние социализационные условия оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие познавательных процессов человека, на его восприятие, память и мышление.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • исследования
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции