html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Космонавигатор Сергей Павлович Королев


Строго засекреченный генеральный конструктор, подписывавший свои статьи в газете «Правда» псевдонимом «профессор К. Сергеев», реализовывал грандиозные космические проекты и был абсолютно никому не известен – кроме проигрывающих ему космическую гонку американцев. Теперь его имя знают все – Сергей Павлович Королев.

Последователь Циолковского

Сергей Королев родился и провел юность на Украине, которая в начале прошлого века была законодательницей авиационной моды. Еще подростком он прекрасно разбирался в конструкциях аэропланов и понимал, за счет чего можно увеличить подъемную силу и скорость крылатой машины. В 17 лет, в 1924 году, будучи первокурсником Киевского политехнического института, он сконструировал безмоторный самолет К-5, рекомендованный к производству.

Спустя два года Королев перевелся в МВТУ, где создал три модели, ставшие новым словом в легком авиастроении. Затем он не только конструирует, но и строит два уникальных планера – рекордный по длительности полета «Коктебель» и «Красную звезду», на которой можно было выполнять фигуры высшего пилотажа. А в качестве дипломного проекта Королев предложил легкий самолет СК-4 с рекордной дальностью полета в 3000 км. Научным руководителем дипломной работы Королева был А.Н.Туполев.

Познакомившись с трудами Константина Циолковского, Королев заразился его идеями. Осенью 1931 года на испытаниях планера БИЧ-8 состоялась историческая встреча Королева с первым и, пожалуй, единственным на тот момент специалистом по реактивным двигателям Фридрихом Цандером. Два энтузиаста решили установить на планер изрыгающий пламя прямоточный мотор. И под это дело выбили у Осоавиахима финансирование, назвав свой двойственный союз Группой изучения реактивного движения (ГИРД). Вскоре группа превратилась в полноценную государственную научно-конструкторскую лабораторию по разработке ракетных летательных аппаратов. А чуть позже на базе ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории был создан Реактивный научно-исследовательский институт. Институт возглавил Иван Клейменов, 26-летний Королев занял пост заместителя директора.

В течение пяти лет Королев в качестве главного конструктора принимает участие в проектировании и испытании двух планеров, трех ракетопланов и шести ракет: ГИРД-9, жидкостных крылатых ракет 06, 212, 216, 301, пороховой крылатой ракеты 217. Если планеры и ракетопланы создавались по уже наработанной технологии, то конструирование ракет было делом абсолютно новым, чисто исследовательским. Королев экспериментировал с топливом, с системами стабилизации и управления, с аэродинамическими характеристиками, с материалами конструкции. Ракеты порой взлетали, но в большинстве случаев вскоре взрывались, теряли устойчивость, отклонялись от курса.

Запланированные тактико-технические данные ракет впечатляли. Самая мощная ракета весила около 200 кг, имела дальность 20 км и потолок 10 тыс. метров. И Королев вполне мог бы довести до ума хотя бы одну перспективную разработку. Однако ему этого не дали. В 1938 всех ведущих работников Реактивного института арестовали, обвинив во вредительстве. Королева приговорили к 10 годам лагерей и отправили на Колыму, на золотой прииск Мальдяк.

Шараш-монтаж

В 1940 году осужденных советских ученых и инженеров начали переправлять из лагерей в КБ тюремного типа, так называемые «шарашки». Королева вернули в Москву, судили повторно и отправили в спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где он встретился со своим бывшим научным руководителем А.Н.Туполевым и помог ему в конструировании фронтового бомбардировщика Ту-2.

В 1942 году Королева перевели в Казань, в тюремное ОКБ-16, назначив главным конструктором реактивных установок. Его главная задача заключалась в том, чтобы оснастить самолет Пе-2 реактивным ускорителем, чтобы сократить длину пробега при взлете и форсировать скорость в условиях воздушного боя. Также Королев разработал пороховые реактивные снаряды Д-1 и Д-2, дальность действия которых приближалась к 150 км.

Положение подневольного раба бесчеловечной системы угнетало Королева. Но работал он не за страх, а за совесть, принимая порой рискованные решения, которые могли политзэку обойтись очень дорого. В таких случаях он мрачно шутил: «Шлепнут без некролога».

Ракетный щит

В 1944 году Королева досрочно освободили - за существенный вклад в обороноспособность страны. В 1945-м, после победы, его вместе с группой ведущих авиационных конструкторов командировали в логово поверженного врага для изучения и воспроизведения баллистической ракеты Фау-2.

Вернувшись на родину, главный советский специалист в области ракетной техники получил карт-бланш на производство, как тогда было принято говорить, «изделий» стратегического назначения, и целый город в придачу – подмосковный Калининград (ныне Королев). Именно здесь он создал буквально с нуля ракетно-космическую индустрию страны - на базе НИИ-88.

В кратчайшие сроки под непосредственным руководством Королева, совмещавшим конструкторскую деятельность с организационной, НИИ был укомплектован квалифицированными специалистами, заработал опытный завод. В городе открывались все новые профильные институты и КБ – измерительной техники, машиностроения, химического машиностроения, электронного машиностроения...

Прекрасно понимая, что с полной отдачей способны работать не обремененные бытовыми проблемами люди, Королев добился для города особого статуса и повышенного финансирования. Особый статус проявлялся не только в повышенных зарплатах, но и в элитном по тем временам градостроительстве. Так, например, в Калининграде с 50-тысячным населением были построены два прекрасных дворца культуры, открыт стадион с плавательным бассейном. Медучреждения оснащались самой современной аппаратурой. А в магазинах продавались те же продукты и товары, что и в привилегированной Москве.

В 1947 году перед Королевым поставили задачу воспроизвести Фау-2 на базе отечественных технологий и материалов. Аналог, отличавшийся от немецкого оригинала повышенной надежностью, получил название Р-1 и был принят на вооружение в 1950 году.

Параллельно с разработкой Р-1 в НИИ-88 проектировался еще целый ряд ракет с различными топливными системами. Р-2 с вдвое большей точность и дальностью (600 км) пошла в серию в 1951 году. За ней последовала Р-3 с дальностью 1200 км. Р-5М (модификация Р-3), оснащенная ядерной боеголовкой, поступила на вооружение в 1956 году.

Суров, но справедлив

Королев и в мирное время продолжал работать с той же нагрузкой, что и во время войны. Того же он требовал и от подчиненных. Это был сильный руководитель советского типа. Требовательный, достаточно жесткий, но при этом справедливый и объективный. Он прекрасно понимал, что одними лишь репрессивными мерами добиться высококачественной и интенсивной работы невозможно. Обладая огромным авторитетом, он был способен окрылить людей похвалой, поддержкой в трудную минуту, оказанием какой-либо помощи.

«Хозяйство» Королева работало как хорошо отлаженный механизм. К 1957 году были разработаны почти два десятка баллистических, исследовательских и экспериментальных ракет. Это и поступившая на вооружение ВМФ ракета Р-11ФМ, которая запускалась с подводных лодок с глубины 30 метров. И Р-12, летавшая на тракторном бензине и азотной кислоте. И экспериментальная крылатая ракета ЭКР с дальностью действия 800 км, рабочие чертежи которой передали в Министерство авиационной промышленности.

Были спроектированы и испытаны 8 геофизических ракет, предназначавшиеся для исследования ближнего космоса на высотах до 500 км. Ракеты оснащались отделяемыми и спускаемыми на парашютах капсулами с аппаратурой. У этой программы была и еще одна цель – изучение воздействия на высокоорганизованных животных невесомости и прочих космических факторов. То есть, велась подготовка к пилотируемым орбитальным полетам.

В спускаемую капсулу помещали собак. Было произведено 16 пусков с 32 собаками на борту. При этом погибли 12 из них. Но не от радиации и прочих вредоносных космических воздействий, а из-за разрушения спускаемых капсул. 20 собак, вернувшихся на землю, чувствовали себя прекрасно, хоть и были сильно напуганы.

Поехали!

Возможность достижения первой космической скорости, равной 7,9 км/с и необходимой для вывода корабля на геоцентрическую орбиту, возникла в 1957 году, когда завершилась разработка первой в истории межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Дальность ракеты достигала 12 тыс. км, а вес боеголовки превышал 5 тонн.

Первый удачный пуск произошел в августе, о чем немедленно поведал ТАСС. Послание адресовалось не столько советским гражданам, сколько американцам – отныне советские баллистические ракеты могли доставить ядерный заряд в любую точку США.

А 4 октября 1957 года двухступенчатой ракетой Р-7 на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Это было началом космической эры. Спутник, продержавшейся на орбите около полугода, передавал на землю сигналы, похожие на те, с помощью которых сейчас в эфире заглушают нецензурные слова. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества», — писал в газете «Правда» 1 января 1964 года профессор Королев в статье «С новым космическим годом!».

А через год на финишную прямую вышел проект корабля «Восток» с человеком на борту. Этот аппарат не имел никаких прототипов. Генеральному конструктору пришлось действовать, что называется, на ощупь. Необходимо было решить целый комплекс жизненно важных проблем: герметичность кабины, демпфирование вибраций, теплозащита, стабилизация в пространстве во время автономного полета на орбите и при вхождении в атмосферу при спуске на землю, мягкость посадки. Расчеты велись на ЭВМ БЭСМ, образцы узлов проходили тщательные стендовые испытания, но весь проект держался, конечно, на громадном опыте и интуиции Королева.

Из 6 испытательных запусков 3 завершились успешно. Собаки Чайка, Лисичка, Пчелка и Мушка погибли в результате возникновения аварийных ситуаций. Собаки Белка, Стрелка, Комета, Шутка, Чернушка и Звездочка благополучно вернулись на Землю.

Расчеты велись на ЭВМ БЭСМ, образцы узлов проходили тщательные стендовые испытания, но весь проект держался, конечно, на громадном опыте и интуиции Королева.

И хотя три подряд запуска прошли нормально, риск внештатной ситуации при первом в истории пилотируемом космическом полете был очень высок. Однако рисковать пришлось, поскольку было принято постановление правительства, в котором указывался и срок старта - декабрь 1960 года. Королеву удалось отложить запуск на 4 месяца.

Юрий Гагарин, прекрасно осведомленный о 50-процентной статистике испытаний, оказался человеком без нервов: в момент старта у него не изменились ни пульс, ни частота дыхания. Из космоса он вернулся не просто героем, а суперзвездой мирового масштаба. И почти год совершал мировое супертурне с таким же успехом, который сопутствовал чуть позже гастролям ансамбля «Битлз».

В августе на корабле «Восток-2» совершил суточный полет Герман Титов. Через год звездное братство (как тогда говорили) пополнилось Андрианом Николаевым и Павлом Поповичем. Программу «Восток» завершили в 1963 году Валерий Быковский и Валентина Терешкова.

Восход на востоке

Параллельно с первыми пилотируемыми полетами в ОКБ-1, которое сейчас называется НПО «Энергия», полным ходом шло проектирование корабля «Восход», рассчитанного на троих космонавтов при практически том же самом внутреннем объеме спускаемого аппарата. Это стало возможным благодаря отказу от кресла-катапульты и скафандров. Также предъявлялись жесткие ограничения по росту космонавтов. Полет на «Восходе», таким образом, был более рискованным предприятием, чем на «Востоке».

Оборудование, установленное с внешней стороны спускаемого аппарата весило на 20% больше, чем на «Востоке», в связи с чем при запуске нового корабля использовалась новая трехступенчатая ракета-носитель, получившая то же название, что и корабль, - «Восход». Экипажи были смешанными, в них входили командир корабля, борт-инженер и врач, изучавший влияние длительного пребывания в космосе на человеческий организм.

Следующая разработка Королева – «Союз», выведенный на орбиту уже после смерти генерального конструктора. С этим кораблем, обеспечивавшим стыковку на орбите нескольких модулей с жилыми отсеками, началась эра орбитальных космических станций.

Всегда умевший мыслить стратегически, Сергей Королев реализовывал космическую программу комплексно. Кажется, нет ни единого впоследствии развившегося направления в отрасли, которому он бы не уделил внимания. При Королеве на орбиту были выведены первые спутники связи и спутники-шпионы. К Луне, Венере и Марсу улетели исследовательские аппараты с телеметрической аппаратурой. Королев проработал несколько вариантов создания орбитальных станций, предназначавшихся как для исследования космического пространства, так и в качестве «космодрома», с которого ракеты стартуют за пределы солнечной системы. Королев рассматривали возможность создания ракет с ядерными двигателями и строительства обитаемого поселения на Луне.

Всегда умевший мыслить стратегически, Сергей Королев реализовывал космическую программу комплексно. Кажется, нет ни единого впоследствии развившегося направления в отрасли, которому он бы не уделил внимания.

Сергей Павлович Королев умер от онкологического заболевания в 1966 году в возрасте 59 лет, не успев реализовать и половины задуманного. Однако он успел главное – он превратил страну в великую космическую державу, а это одно из главных конкурентных преимуществ и современной России.


Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ceo.ru

11

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.ceo.ru
          • космонавт
          • домен ceo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции