html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Корпусный анализ русского стиха

Филолог Борис Орехов о поэтическом корпусе, моделировании читателя определенной эпохи и влиянии Жуковского на поэзию Тютчева

Лингвисты довольно хорошо знают, что такое корпус. На ПостНауке много раз рассказывали, что теперь в руках ученых-лингвистов и тех, кто создает полезные продукты для электронных сервисов, связанных с языком, есть такой инструмент — корпус. Это собрание текстов, часто большое собрание. Больше, чем знает или может запомнить один человек. По этим текстам есть электронный поиск, который в мгновение ока, меньше чем за секунду, выдает ответ по запросу.

Благодаря корпусу мы лучше понимаем, как устроен язык, что в нем есть, чего в нем нет, как он функционирует и какие в нем есть особенности. То, что раньше было доступно только благодаря интроспекции ученого, благодаря его погружению в тему, благодаря его памяти и другим личным компетенциям, теперь доступно с помощью электронного инструмента.

Литературоведы немного хуже осведомлены об этом инструменте, хотя он тоже может быть им полезен. Но нельзя сказать, что никто из литературоведов не знает ничего про корпус, это была бы неправда. Наиболее продвинутые, современные исследователи знают об этом инструменте, но использование его потенциала еще впереди.

Среди прочих поэтических традиций в особенно выгодном положении находится русская поэтическая традиция, потому что в России создан инструмент под названием «поэтический корпус». В нем собраны стихотворные тексты с XVIII века по наши дни, хотя пока наиболее репрезентативен этот корпус до середины XX века. Но все впереди, он пополняется, и все наверняка будет хорошо.

Благодаря корпусу мы знаем очень много об истории русской поэзии с XVIII до середины XX века. Если раньше нужно было прочесть и запомнить все поэтические тексты за это время — конечно, совершенно непредставимая задача для человека, у которого возможности ограничены, — то теперь мы можем задать нужные нам вопросы корпусу и узнать ответ.

Мало того, что в поэтическом корпусе есть сами тексты в большом количестве, там есть и специальные возможности поиска. Например, искать только рифму или какие-то другие особенности поэтических текстов — поэтический метр. Мы можем сделать особенный запрос и запросить у корпуса тексты, которые были написаны четырехстопным амфибрахием в период между 1840 и 1890 годами. И еще вдобавок спросить, были ли в этих текстах какие-то специальные слова, которые нас могут интересовать. У этого инструмента очень большой исследовательский, академический потенциал.

Прежде всего, благодаря корпусу мы можем смоделировать для себя читателя определенной эпохи. Это не очень просто. Мы учились в современной школе и знаем почти все, что было написано после Пушкина. Мы хорошо осведомлены о литературе позднейшей эпохи, и нам очень трудно отвлечься от этого знания. Трудно погрузиться в 20-е годы XIX века и представить себе, что было известно читателю того времени — идеальному читателю, не какому-то реальному лицу, про которого мы никогда не сможем узнать, что он читал в своей жизни, а что нет. И что читателю той пушкинской эпохи показалось органичным в тексте, что для него было выдающимся, новым.

С поэтическим корпусом, как ни странно, особенную роль и даже смысл приобретают не очень осмысленные темы школьных сочинений. Все мы писали сочинение на тему своеобразия природы в творчестве Есенина. Благодаря корпусу мы как раз можем узнать, а правда ли есть своеобразие в произведениях Есенина, Пушкина, Баратынского или все так же, как и у остальных. Давайте рассмотрим это на примере.

В русской поэзии есть необычный автор, немного загадочный, хотя мы его проходим в школе и он не сразу производит такое впечатление. Это Федор Иванович Тютчев. Если мы заглянем в специальную литературу, там будет написано, что Тютчев сначала писал стихи, подражая Державину, как и другие его современники или предшественники, а с какого-то момента начал писать непохожие на другие стихи, своим своеобразным стилем. Граница между подражательностью и своеобразием приходится на стихотворение «Проблеск», написанное в 1825 году. Благодаря поэтическому корпусу мы можем попробовать понять, а где в этом стихотворении кроется то самое своеобразие, где это зерно, может быть, в нем всё как у всех. И мы можем ограничить запрос тем же 1825 годом и представить себе, что корпус — это место, где хранится читательское восприятие современника Тютчева.

Вот современник Тютчева открывает стихотворение и видит название «Проблеск». Мы можем задать корпусу запрос, где в русской поэзии до Тютчева слово «проблеск» фигурировало. Конечно, поэтический корпус нам представит не все поэтические тексты, написанные на русском языке, но он дает довольно хорошую репрезентативную выборку. Мы обнаружим, что в корпусе слово «проблеск» до Тютчева фигурирует только в одном произведении — это стихотворение «Проблеск» Гавриила Романовича Державина. То есть само название здесь несвоеобразное. С одной стороны, оно явно восходит к Державину, и, возможно, современник Тютчева осознавал эту связь. Все-таки Державин был автором первого ряда, а его стихотворения знали гораздо лучше, чем сейчас. Не только оду «Бог» или «На смерть князя Мещерского», но и другие стихотворения, которые ныне не входят в школьную программу. Здесь мы уже можем поставить себе зарубку и запомнить, что между Тютчевым и Державиным есть связь. И она много раз декларировалась на материале других стихотворений Тютчева. То есть это не выглядит неорганичным, но вообще для русской поэзии это не очень привычно. Слово «проблеск», оказывается, не самое в ней частотное, стихотворения так называли нечасто.

Дальше мы смотрим, как устроена первая строфа. На самом деле мы можем прочитать с помощью корпуса все стихотворение, но оно длинное, и, разумеется, полный анализ не поместится в наш формат небольшой лекции. Но мы можем посмотреть, что там написано.

«Слыхал ли в сумраке глубоком

Воздушной арфы легкий звон»

Оказывается, слово «сумрак» не такое частотное, как мы рассчитывали, потому что сумрак, с одной стороны, слово вполне поэтическое, а с другой стороны, выясняется, что в стихах о нем пишут только начиная с XIX века. Весь XVIII век как будто не замечал этого слова. Если мы немного подумаем, то поймем, что так и должно быть. Дело в том, что слово «сумрак» рисует перед нами неясную картину, что-то нечеткое, а ведь XVIII век — это век четкости, ясности, последовательности, логичности, это век классицизма. И поэтому в стихах это слово поэтов не очень интересует.

Сумрак глубокий — это особенное сочетание. В XIX веке в русской поэзии он бывает с разными оттенками. Что касается сумрака глубокого, то выясняется, что глубокий сумрак — это некоторым образом очень специальное сочетание. Мы не обнаружим, чтобы каждый поэт через раз его употреблял. Но мы видим предшественника Тютчева. Оказывается, словосочетание «сумрак глубокий» мы встречаем в поэзии Жуковского. И здесь мы видим, что у Тютчева творчески перерабатывается поэтика не только Державина, но и других авторов, которых знает поэт, его современников.

Конечно, одним «глубоким сумраком» мы не можем ограничиться, надо прочитать весь текст. Особенное впечатление произведет на человека, который проверит каждое сочетание слов с помощью корпуса, то, что воздушная арфа — это специальный музыкальный инструмент. Он не напоминает обычную арфу, он по-другому устроен. Воздушную арфу в своей поэзии, оказывается, упоминает тоже только Жуковский. И больше ни у кого мы подобного сочетания слов в корпусе не обнаруживаем — по крайней мере, до 1825 года. Это не значит, что их не было совсем. Но в корпусе мы все-таки видим хорошую выборку и можем представлять себе, что именно читал и держал в голове современник Тютчева.

Уже по первым двум строкам мы видим, насколько новая поэтика Тютчева в большей степени зависит не от старых классицистов и архаистов, как их называли в русской науке первой половины XX века, а от новых поэтов, арзамасцев, в том числе от Жуковского, с которым Тютчев дружил и хорошо общался. Понимание, где собственно уникальность, своеобразие поэтики, а где что-то общее и как у всех, мы можем почерпнуть, исходя из внимательного анализа корпуса и той модели, которую этот корпус нам предоставляет. Это нужно, чтобы понять, как выглядела поэзия и что читали в прошедшие эпохи обычные читатели, необязательно поэты, которые от нас сейчас довольно далеки.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции