html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

"Конец прекрасной эпохи". Не стало Станислава Говорухина

На 83-м году жизни умер Станислав Говорухин. Общественный и политический деятель, депутат Государственной думы, председатель Комитета по культуре, экс-кандидат на пост президента РФ, но прежде всего, конечно, автор многими поколениями любимых фильмов, кинорежиссер, киноактер, кинопродюсер.

По первому образованию геолог, он пошел учиться кино в мастерскую Якова Сегеля во ВГИКе и закончил ее с отличием. И на всю жизнь впитал главный урок, полученный от учителя: снимать кино человечное, душевное, трогающее за живое, - но при этом такое, чтобы было интересно смотреть. Долго работал на Одесской киностудии, и там снял первый снискавший оглушительный успех фильм - картину об альпинистах "Вертикаль", где открыл массовому зрителю актера Владимира Высоцкого. В поисках увлекательных романтических сюжетов обращался к Даниелю Дефо ("Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"), Марку Твену ("Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"), Жюлю Верну ("В поисках капитана Гранта"), Агате Кристи ("Десять негритят"). Но самым триумфальным оказался пятисерийный телефильм "Место встречи изменить нельзя" по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия" с тем же Владимиром Высоцким.

Московский период жизни Станислава Говорухина начался с кинопублицистики - с сенсационного документального фильма "Так жить нельзя". Это был очень крутой поворот в творчестве уже сложившегося, казалось, мастера "зрительского", "легкого", в основе - "развлекательного" кино. Словно накопилась в нем тревога, даже ярость по поводу того, что происходило в СССР времен перестройки, разбудившей в стране тектонические, грозные и непредсказуемые силы. Говорухин собрал в этом фильме документальные свидетельства подспудных, не всегда видимых глазу процессов: бессилия милиции перед нарастающей преступностью, сращивания криминала с властью, углубляющейся пропасти между богатеями, быстро наращивающими капитал, и все более массовой беднотой населения. Важное место в фильме заняли съемки, сделанные в США и странах Европы - контраст между жизнью "у них" и "у нас" потрясал воспитанных советской пропагандой зрителей: они едва ли не впервые открыли для себя, что мир живет и богаче, и надежнее, и благополучнее, что нам не грех у него поучиться. Впрочем, настоящую альтернативу социальной катастрофе режиссер тогда видел в опыте "России, которую мы потеряли", и через пару лет снял второй фильм будущей документальной трилогии - о России 1913 года, стране всеобщего процветания, способной прокормить весь мир. Разумеется, он немилосердно идеализировал и страну и эпоху, фильм приходил в противоречие и с фактами и со свидетельствами современников агонии царской России - но умело подобранные кинокадры и фотодокументы производили на публику сильное впечатление, антикоммунистический пафос автора картины убеждал страстностью послания, миф о потерянном рае овладевал умами.

Этот период "бури и натиска" в творчестве Говорухина продолжил снятый на закате тысячелетия фильм "Ворошиловский стрелок" - о ветеране войны, который не мог добиться справедливости от властей и вступил в бой с наглеющим капиталом в одиночку. Методы, которыми действовал герой, были абсолютно противозаконными, но опять-таки страсть, с которой был сделан фильм, и убежденность, с какой играл главную роль Михаил Ульянов, оказались заразительны - картина идеально выражала умонастроения взъерошенного, съехавшего с катушек времени и стала культовой.

Говорухин и в качестве актера принимал тогда участие в фильмах тоже взъерошенных, знаковых, выражавших активную позицию авторов, стремившихся искусством повлиять на ход эпохи: "Асса" Сергея Соловьева с ее лозунгом "Мы ждем перемен!", "Сукины дети" Леонида Филатова - тоже яростный протест против удушения искусства властями…

В 2000 году Говорухин выдвинул свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации, набрав 0,44% голосов.

С приходом нового века в творчестве режиссера произошел новый поворот - он словно успокоился, посолиднел и опять обратился к литературе, причем выбор произведений теперь уже не казался таким же последовательным и не обнаруживал внятной тенденции: "Благословите женщину" по повести Грековой, где он открыл зрителям актрису Светлану Ходченкову, "Не хлебом единым" по некогда популярному, но утратившему актуальность роману Дудинцева, "Пассажирка" по Станюковичу, замечательная "Артистка" и менее удачный "В стиле jazz" по малоизвестным пьесам Валерия Мухарьямова и Ксении Степанычевой. Общественная деятельность и все более активное участие в политических процессах отнимали много сил и времени, творчеством мастер теперь занимался урывками.

Его последним фильмом стала экранизация рассказов Сергея Довлатова "Конец прекрасной эпохи". Название звучало иронично. Контуры новой прекрасной эпохи, которая грезилась мастеру, все еще тонули в тумане.

Из интервью Станислава Говорухина "Российской газете"

Об артхаусе

Тяжело сидеть, поглядывая на часы: сколько там осталось до конца? И нет сил бороться со сном. Конечно, настоящее искусство требует душевной работы, но оно должно быть еще и захватывающе интересным. Ни от "Войны и мира" Толстого, ни от "Вешних вод" Тургенева, ни от фильма "Летят журавли" нельзя оторваться. Зачем же трудиться, осваивая драматургическую невнятицу, какую нам предлагает так называемое "интеллектуальное кино не для всех"?

О роли кино

Время не сваливается с небес, его делают люди, его созидает культура. Что воспитывает ребенка? Семья, школа, улица, литература, искусство. Но семья у детей авторитет потеряла. В школе престиж профессии учителя упал. Улица стала криминальной. Литература перестала учить: ее мало кто читает. А значит, в духовном воспитании молодых больше не участвуют великие духовные педагоги, взрастившие многие поколения. Остается кино, которое сегодня - важнейшее из искусств. Важнее, чем при Ленине. Раньше смотрели один фильм в неделю, а сегодня - семь в день. Что предлагает кино людям? Вот я смотрю фильмы молодых режиссеров - и все время чувствую недостаток опыта, смешанный с цинизмом. Видно, что они не служили в армии, не пробовали жизни, не знают Россию. Чувствуется даже недостаток общего образования. Чему они могут научить?

О пустоте

Оскар Уайльд хорошо сказал: художник отражает не жизнь, а себя. Если не знаешь жизнь и собственную историю, если ничего не читал, - что тогда в тебе отражать? Отразится пустота. Отразится всеобщая "недообразованность", которая сказывается на уровне кинематографа и режиссуры как профессии. Видно, что человек не приучен к чтению: если бы он знал и любил литературу, он выбирал бы драматургический материал совсем другого уровня.

О роли культуры

У публики наших новых кинотеатров другой юмор - вы посмотрите шуточки "Комеди клаб"! Я это все воспринимаю как духовную, нравственную катастрофу. Россию можно уничтожить только одним способом - переломив духовный хребет. А где нация черпает свои духовные силы? Только в своей истории, культуре, искусстве. Но вы хоть раз слышали в президентских посланиях Федеральному собранию слово "культура"? А ведь сегодня ключевая задача - не потерять следующее поколение. Оно должно учиться в хорошей школе, должно знать историю своей страны, ее литературу, ее гениев. И воспитываться на нормальных фильмах. Тогда Россия выживет.

О телевидении

Во Франции телевидение бережет свою историю и культуру, делает передачи научные, познавательные, передает классику. А у нас во время фильма шесть-семь раз врезается реклама. Разрушается все впечатление. Кино в глазах зрителя становится месивом отрывков, которые не должны "грузить", а должны развлечь. Говорят, без рекламы ТВ не выживет. Оно-то как раз выживет, просто миллиардеров там не будет. Надо найти меру. Но там же хотят всего и сразу - чтобы за полгода стать миллиардерами. Причем за счет общества.

О смене убеждений

Еще Толстой говорил: человек должен менять убеждения - стремиться к лучшему. Меняется мир, ситуация в стране, ты приобретаешь новый опыт, новые знания - как же тут не меняться? А тот, кто не меняется, называется ортодокс. А я - не ортодокс, я меняюсь.

Об удаче

Мне близки картины, которые напоминают, что жизнь - полосатая, и за периодом неудач всегда придет время твоего праздника. Надо мириться, ждать, ловить удачу. Человек должен быть готов к удаче. Как бывает в игре: человеку не везет, но он ждет своей удачи, и когда она приходит на пять минут, надо эти пять минут использовать так, чтобы отыграть все проигранное и еще выиграть. Просто нужно быть готовым к счастливому повороту своей судьбы. Чтобы свою удачу - не пропустить.

О женщинах

Раньше я все время снимал о мужиках. А женщина, мне кажется, - существо более загадочное и сложно организованное, поэтому я и не решался подступиться к этой теме, пока был молод. И только теперь, кажется, начинаю в них что-то понимать. Поэтому снимаю "Пассажирку".

О возрасте

По моим наблюдениям, у всех режиссеров после 60 лет начинается маразм. Но есть люди, которые давно перешагнули возрастной рубеж, но думают, что у них по-прежнему такие же ясные мозги, такая же быстрая реакция, что они лучше всех остальных во всем разбираются - вот это опасно. Их ждет стопроцентный провал.

О вере

Наша православная церковь не меняет и не хочет менять свои установки. Она по-прежнему держится за свое особое Рождество, за юлианский календарь, и так далее. И все стремится прибрать к рукам - отдай им то Рязанский кремль, то еще что-то. Церковь снова превращается в главного помещика страны. Я был верующим, но с той поры, как вдруг все стали верующими и стоят со свечечками, не зная, как их держать, - я перестал быть таковым.

О зрителе

Мой зритель еще не умер, но он в кинотеатры больше не ходит - у него нет для этого денег, и ему противно, что там все время хрустят кукурузой и разговаривают по мобильникам.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rg.ru
          • домен rg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции