html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
Николай Петров, автор блога «Записки светотехника», анализирует нормы освещенности торговых залов, принятые в далеком 1979 году. Что изменилось в ритейле за 39 лет, какой свет нужен современному магазину и почему прямая связь между светом и успешной торговлей – вранье?
На фото: Николай Петров, автор блога «Записки светотехника».

Нормы освещенности торгового зала магазина, примерочных и витрин регламентирует СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция СНиП 23-05-95. Но сегодня этот свод правил не несет полезной нагрузки, потому что требования для расчета освещенности перекочевали туда из СНиП 11-4-79, который разработали в СССР,  в далеком 1979 году.

Что изменилось в нормах освещенности за 39 лет?

  • Минимальный порог освещенности для торговых залов магазинов: мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, игрушек подняли с 200 до 300 лк.

  • Появились торговые залы супермаркетов, где минимальный уровень горизонтальной освещенности Г-0,8 500 лк.


А что изменилось в ритейле за 39 лет?

Формат магазинов. Тогда это был стрит ритейл с магазинами у дома. Сейчас преобладают торговые центры, в большинстве которых отсутствует естественное освещение, а если и есть, то, как правило, это общий свет в торговой галерее.

Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9:00 до 18.00, и естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк.

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
 
Изменилась планировка торговых залов. Ранее размещение оборудования было преимущественно пристенным и торговля велась из-за прилавка, поэтому естественного освещения вполне хватало для пустых полок и стеллажей.

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
 
Вопрос о качестве цветопередачи и различии оттенков одежды не стоял. Во-первых, преобладало естественное освещение, во-вторых, все пальто были одного цвета — «булыжного».

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
 

Не приходилось говорить и о специальном спектре светодиодных светильников для подсветки мяса, колбас, рыбы, сыров, выпечки. Колбаса, даже если и была местами из бумаги, то продавалась на ура!

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
 

Проблема №1: Мало света

СНиП 23-05-95 требует освещенность торговых залов в диапазоне от 300 до 500 лк. 
Достаточно ли сегодня 300-500 лк?

Все относительно. Пять минут с красивой женщиной – мгновение, пять минут на раскаленной сковородке – вечность.

Для торговых площадей образца 79 года этих нормативов было более, чем достаточно, но проектировать по ним современные конкурентоспособные интерьеры торговых залов магазинов в торговых центрах, где сегодня идет жестокая борьба за внимание покупателя, не предоставляется возможным.


Проблема №2: Много света

Иногда вижу, как «коллеги по цеху» выкладывают в портфолио фотографии реализованных проектов освещения магазинов с люксметрами, которые показывают по 2000-3000 лк.

Света много не бывает – это правда. Но ритейлера, чтобы  принять решение, должно волновать два вопроса:

  • сколько я на этом заработаю?
  • сколько я сэкономлю?

Остальное дело вкуса!

Увеличивая освещенность в два, три и более раз мы прямо пропорционально увеличиваем количество светильников, инвестиции на старте и бюджет на ежемесячные эксплуатационные расходы. Это физика и математика, которую не обмануть! 

Смотри график уровень освещенности в торговом зале.

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет

График «золотая середина» для выбора норм освещенности для разных типов магазинов.

Чтобы убедиться в этом, не обязательно владеть навыками инженера проектировщика, достаточно воспользоваться калькулятором расчета освещенности онлайн. Увеличивая количество люкс, вы увидите, как увеличивается кол-во светильников. 

Не верите? Попробуйте сами.

Другая проблема, связанная с высокой освещенностью торгового зала – это решение задач мерчандайзинга. Для управления вниманием покупателей и закрепления маршрута в торговом зале применяют акцентное освещение. Люди движутся от темного к светлому. Акцентные светильники создают точки фокусировки внимания за счет контраста общего света к экспозиционному 1 к 3-5. Таким образом, если в торговом зале общая освещенность 1000 люкс, то для контраста достаточно 3000 лк, а если освещенность торгового зала 2500 лк, то акцентное освещение уже должно быть 7500 лк, что приведет еще к большему увеличению бюджета на оборудование. Также начиная с 5000-7000 лк может наблюдаться эффект обесцвечивания и пересвечивания, что плохо скажется на внешнем виде товара и снизит покупательский интерес к нему. 

Если между освещенностью и инвестициями в проект зависимость прямо пропорциональная, то, к сожалению, между освещенностью и ростом продаж такой корреляции нет. За 11 лет проектирования освещения для магазинов мне удалось ознакомиться с десятками эмпирических исследований о влиянии света на продажи, но я не встретил не одного, где говорилось бы, что свет увеличивает продажи более, чем на 10%.

Подготовил исследования, заслуживающие внимания:


В рунете можно прочитать о том, что правильный свет увеличивает продажи на 30-40%, а на отраслевых конференциях гуру мерчандайзинга не стесняются врать цифры в 2 и более раз. 

Друзья, включите голову! Если бы так оно и было, то можно брать кредиты в банках под любой процент и масштабировать бизнес через инвестиции в волшебную таблетку под названием освещение. Но бесплатный сыр, сами знаете где… 








Ищем золотую середину

За  десятки лет ситуация кардинально изменилась, – фэшн ритейл преимущественно развивается в торговых центрах, где отсутствует естественное освещение. В брендбуках европейских и успешных российских ритейлеров освещенность колеблется от 800 до 1200 лк.

Это обусловлено двумя факторами:

  • Человеческий мозг очень ленив и если заставлять его что-то делать, то он всегда пойдет по пути наименьшего сопротивления. Другими словами, вы предпочтете пойти в другой магазин, чем разглядывать мелкие буквы на ценниках и упаковках в плохо-освещенном торговом зале.

  • Если в Советском Союзе цвет пальто был один – булыжный, то сейчас одежда и другие товары имеют много оттенков. Задача правильного освещения передать цветовую гамму задуманную дизайнером. Оптимальная освещенность для различия оттенков и качественной цветопередачи 1000 люкс.

Если стрит ритейл и массмаркет еще могут простить собственнику плохую освещенность, то в торговых центрах это может больно ударить по кошельку, потому что там идет жесткая борьба за внимание каждого покупателя.


Рекомендации

Чтобы конкурировать с успешными ритейлерами в галереях торгового центра  рекомендую в техническом задании на проектирование  искусственного освещения в торговых залах указывать освещенность 1200 лк. Так вы обезопасите себя от проблем, которые я описал выше. 

Производители и проектировщики, чтобы презентовать свои светильники и услуги в «выгодном свете», часто фальсифицируют и завышают технические данные в паспорте светильника, т.е. по факту вы можете легко получить 1000 лк вместо 1200 лк. Далее, ежегодно световой поток будет падать в среднем на 2-5% в зависимости от качества выбранного оборудования, т.е. через 5 лет вы получите где-то 750-900 люкс, что, в общем-то, неплохо.

Аналогичную освещенность 1200 лк указываем и в ТЗ на проектирование освещения в строительных DIY магазинах и гипермаркетах. Магазины  с большой площадью подразумевают более длительное пребывание покупателей в торговом зале, поэтому освещение должно быть комфортным, чтобы не утомлять и не отвлекать от покупок.

Для стрит ритейла и масс маркета, из-за отсутствия конкуренции и определенной целевой аудитории, будет достаточно освещенности в 900 лк.

Если у вас магазин одежды, и вы вынуждены урезать бюджет на освещение торгового зала, то ни в коем случае не экономьте на освещении примерочных. Это последняя инстанция, где покупатель принимает решение о покупке. Не мешайте ему расстаться с деньгами! Освещение примерочных – это интересная тема, но об этом мы поговорим в другой раз.

Ну и не забывайте пользоваться для проектирования и расчета норм освещенности торговых помещений магазина графиком «золотая середина», который основан на эмпирических исследованиях ведущих светотехнических компаний совместно с успешными ритейлерами.

Николай Петров
Делаю проекты освещения
Руковожу проектами в LampaOnline.ru
Хочу сделать рынок светотехники честным и цивилизованным
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с new-retail.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • new-retail
          • бизнес
          • домен new-retail.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции