html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Китайская культурная эволюция // Как Поднебесная стала главным рынком современного искусства

Как Поднебесная стала главным рынком современного искусства

У российского и китайского рынка современного искусства много общего: оба отталкивались от советского прошлого, оба прошли через разгон художественных выставок бульдозерами, оба в связи с этим вызывали любопытство Запада. Вот только китайский рынок через пять-семь лет после зарождения стал крупнейшим в мире, а российский так и остался в зачаточном состоянии. Как китайские художники вдруг стали дороже Уорхола, разбиралась обозреватель “Ъ” Екатерина Дранкина.

Охотники на китайское

В преддверии недавней выставки Art Basel Hong Kong один из самых влиятельных галеристов в мире Марк Глимчер (несколько лет назад получил право управления арт-империей от отца — легендарного Арни Глимчера) открыл в Гонконге новую галерею Pace. Это уже третья галерея семьи в Китае и вторая в Гонконге. А первая появилась десять лет назад на территории знаменитой арт-зоны 798 (бывший оружейный завод) в северо-восточной части Пекина.

Рядом с галереями Глимчера — другие акулы мирового арт-бизнеса: Иван Вирт с Hauser & Wirth, Дэвид Цвирнер, Фабьен Фринс с F2 Gallery и еще десятки имен, европейских и китайских. В Китае сейчас одних только аукционных домов более полутора тысяч, и это, на минуточку, половина всех аукционных домов в мире.

Арни Глимчер пришел в Китай, конечно, далеко не первым из западных арт-дилеров, и цены на китайское актуальное искусство уже тогда, в 2008-м, были высокими. В тот год состоялся первый аукцион Christie’s в Гонконге, в результате которого самым дорогим художником Китая оказался Юэ Миньцзюнь.

Очередная картина художника со смеющимися китайцами (это его фирменный сюжет — мужчины смеются у него, когда их расстреливают на площади Тяньаньмэнь, смеются мертвые, смеются с бомбой в руках) была продана за рекордные на тот момент $4,1 млн. Но с тех пор цены выросли еще больше: на прошедшей в конце марта Art Basel Hong Kong китайский классик Чжан Дацянь (картина «Цветы персика весной») был продан за $34,9 млн, всего же на аукционе было продано искусства на $466,5 млн — для аукционного дома это пока что лучший результат за 2018 год.

Появившись на растущем рынке не так уж и рано, Арни Глимчер, тем не менее получил хороший кусок этого пирога. Например, права на эксклюзивное продвижение на Западе еще одной «голубой фишки» китайского совриска — Чжан Хуаня. Этот художник стал известен своими перформансами: он сидел, обмазавшись медом, возле общественной уборной, ходил в костюме из мяса и ребер убитых животных.

В последние годы он живет в Нью-Йорке, создавая картины, скульптуры и инсталляции менее провокативные и больше связанные с традициями Китая. Примером может служить его гигантский Конфуций, купленный Музеем современного искусства в Шанхае.

Глимчер к раскрутке художника подошел основательно: первая же его выставка в Нью-Йорке десять лет назад стала важным светским событием: улицы Челси были заполонены нарядными велорикшами, развозящими коллекционеров от одной галереи к другой.

«Западный нарратив в значительной степени закончился, а китайский только начался»,— говорил в одном из интервью Арни Глимчер, объясняя, что его стратегия — «привлекать к себе лучших художников, оставаясь главным игроком в городе».

Пекинская художественная сцена, по словам Глимчера,— самое захватывающее творческое приключение, которое ему доводилось видеть начиная с 60-х годов. Учитывая, что до того 80-летний галерист был свидетелем и иногда участником взлета Энди Уорхола, Виллема де Кунинга, Марины Абрамович, это его высказывание дорогого стоит.

Еще больший по сравнению с Глимчерами кусок пирога достался тем, кто пришел в Китай раньше и распознал великих, когда им было чуть-чуть за двадцать. Например, бывший посол Швейцарии в Китае (1995–1999) Ули Зигг и бельгийский миллиардер Гай Улленс де Шотен.

Гай Улленс приехал в Пекин еще в начале 80-х, когда будущие звезды цинического реализма, политического попа, объединения «85 Новая волна» и Шанхайской группы юных художников радовались стодолларовой купюре куда больше, чем теперь они радуются своим Ferrari и виллам.

«Я встретил молодого еще Ай Вэйвэя, Ван Кэпина, Лю Сяодуна — они были первыми, кто решил жить своей собственной жизнью и больше не работать на государство, не обслуживать интересы пропаганды,— вспоминал Гай Улленс в интервью The Wall Street Journal.— Как-то мы провели с ними целый день в гробнице императора династии Мин, которую они сами обнаружили и раздобыли от нее ключ. Я снабжал их каталогами Sotheby’s и Christie’s…»

В результате этого общения у супружеской четы бельгийских миллиардеров — Гай и Мириам Улленс — сформировалась одна из крупнейших коллекций китайского искусства. В 2007 году супруги основали в арт-зоне 798 музей Ullens Center For Contemporary Art (UCCA), который называют китайским МоМА. А в 2011-м они продали свою коллекцию на Sotheby’s Hong Kong за $48,7 млн. Почти четверть выручки обеспечил триптих Чжан Сяогана «Вечная любовь».

Швейцарец Ули Зигг начал ездить в Китай задолго до Гай Улленса и коллекцию в итоге собрал еще большую — 2500 картин 300 художников. Позже он почти всю ее подарил или продал гонконгскому музею М+.

Государство — двигатель искусства

В год продажи знаменитой коллекции Гай Улленса, по данным портала Artprice, китайский рынок искусства оказался на первом месте в мире. На его долю в 2011-м приходилось 33% продаж в мире искусства, на долю США — 30%, на Великобританию — 19%. Учитывая подростковый возраст китайского рынка (десятью годами ранее его просто не было, а в 2006 году на него приходилось менее 5% мировых продаж), поверить в это лидерство было сложно.

В принципе эти цифры действительно были не вполне точными. Artprice подсчитывает только объем аукционных торгов, а в Китае картины продаются именно на аукционах, в то время как на Западе большая часть сделок происходит через дилеров и продажи в галереях.

Следует помнить и о том, что на пьедестал в 2011-м Китай взобрался с огромным количеством подделок (с тех пор, говорят, их стало поменьше). Например, только

в 2011 году на аукционах было продано рекордное количество пейзажей Чжан Дацяня — на $550 млн. Известно между тем, что в Китае существует несколько десятков подпольных артелей, специализирующихся на подделках умершего в 1983 году классика.

Тем не менее фантастический бум продаж китайского искусства, случившийся с 2009 по 2011 год,— это неоспоримый факт. Китайское стало модным — в цене были и уехавшие из Китая художники, и оставшиеся на родине. Вместе с современным искусством поднялись цены на каллиграфию, фарфор, соц-арт и даже на «красную классику» — пропагандистское искусство эпохи Мао, против которого соц-арт и прочие направления современного искусства бунтовали.

Вслед за рекордным 2011-м последовал провал на 30% в следующем году, отбросивший Китай на третье место после США и Великобритании, потом еще четыре года стагнации, а уже в 2017-м слабый фунт и сильный год продаж в Китае позволили Поднебесной снова выйти на второе место в мире.

Как же это случилось? Что за кульбит такой проделал китайский рынок за какие-то три-четыре года, позволивший ему закрепиться на лидирующих позициях в мировом рейтинге? Конечно, заслуга мировых коллекционеров и арт-дилеров в этом кульбите очень велика, но в еще большей степени лидерство у англосаксов вырвали сами китайцы.

Прежде всего — китайское правительство.

Поворот в сторону современного искусства в китайских чиновничьих головах происходил драматически, но верно. В 1989 году, одновременно с бойней на площади Тяньаньмэнь, была разогнана знаковая для современного искусства Китая выставка «Китай/Авангард», а также уничтожена бульдозерами главная на тот момент пекинская арт-колония Юаньминъюань.

Но постепенно, видя интерес западных ценителей и желая имиджа более продвинутого государства, китайское правительство стало к художникам внимательней. Им отводились целые кварталы для творчества, создавалась инфраструктура, выделялись гранты и прочее.

Конечно, цензура существует и сейчас. Например, китайское правительство давно пытается запретить художникам использовать голову Мао в их творчестве, а градостроители заявляли о намерении снести новую художественную Мекку — арт-колонию Сонгжуанг. Тем не менее Сонгжуанг художники отстояли, голову Мао не использует только ленивый, а если и слушаются призывов сверху, то только в маркетинговых целях.

Вот уже который год изгаляются над образом великого кормчего скульпторы братья Гао: то снимут с него голову — якобы во исполнение партийной воли, то наденут, то приделают ему женскую грудь, то демонстративно разобьют памятник.

Китайское правительство — само по себе важный центр арт-жизни. Главный аукционный дом на китайском рынке и третий по оборотам в мире — Poly Auctions, часть крупнейшего в стране государственного холдинга China Poly Group Corporation, производителя танков и самолетов.

Известный коллекционер и писатель Дональд Томпсон в своей книге «Супермодель и фанерный ящик. Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства» утверждает, что компания в своем стремлении раскручивать рынок проявляет невиданную в этом мире щедрость, предлагая консигнантам авансы до 80% от суммы, а покупателям — кредиты до 100% на приобретение. Другие дочерние и сестринские компании Poly Group Corporation являются покупателями на аукционах. Даже Народная армия Китая активно скупает картины современных художников.

Второй по оборотам аукционный дом в Китае — частная Сhina Guardian. Основательницей этой компании является дочь бывшего генсека партии Чжао Цзыяна. Следует напомнить, правда, что Чжао выступал против силового метода разгона демонстраций, был снят с должности за слишком мягкую позицию и следующие 15 лет жизни провел фактически в заточении.

Всего же при содействии или при участии государства в Китае было создано более полутора тысяч аукционных домов. Содействие государства активной торговле искусством и продвижению его за рубеж — это и есть основной вклад в создание рынка. В России, например, ничего подобного государство никогда не предпринимало — в частности, еще и поэтому рынка у нас как такового нет.

Поддерживая собственные аукционные дома, к иностранным мейджорам китайское правительство относилось весьма настороженно. Главные мировые аукционные дома Sotheby’s и Christie’s были допущены на китайский рынок совсем недавно — сначала им пришлось довольствоваться гонконгской сценой, на пекинскую их пустили сильно позже и в партнерстве с китайскими участниками.

Впрочем, в июле 2016 года крупнейшим акционером Sotheby’s стал китайский страховой гигант Taikang Life, таким образом, на этом участке борьбы взаимопроникновение состоялось к обоюдному удовольствию.

Картина — лучшая взятка

Другая внутренняя движущая сила рынка — миллиардеры, концентрация которых в Китае самая высокая в мире (с 2016 года китайских миллиардеров насчитывается больше, чем американских). Традиционно китайцы, конечно же, покупают китайское — и не скупятся. В результате этих аттракционов щедрости китайцы потеснили в рейтинге самых дорогих художников Энди Уорхола и Клода Моне — их места заняли Ци Байши и Чжан Дацянь.

В последние годы китайские коллекционеры образумились и начали в меру разумения покупать и западное искусство. Главным образом — знакомое. Например, портрет Мао Цзэдуна кисти Энди Уорхола на аукционе Sotheby’s купил за $12,7 млн земляк великого кормчего, пожелавший остаться неизвестным.

Самые дорогие работы современных художников
Топ-30 самых дорогих картин современных художников (с конца XIX века по настоящее время), проданных в 2017 году. Рейтинг составлен на основе исследования Art Basel and UBS «The Art Market 2018» при помощи компании Everal (организатор мероприятий и консультант по современному искусству).
Ци Байши (1864–1957), «Двенадцать горизонтальных экранов», продана за $141 млн на аукционе Poly China, Китай

Фото: Poly Auction Hong Kong Limited

Жан-Мишель Баскья, «Без названия» (1982), продана за $110,5 млн на аукционе Sotheby`s, США

Фото: Sotheby's

Винсент Ван Гог, «Вспаханное поле и пахарь» (1889), продана за $81,3 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Фернан Леже, «Контраст форм» (1913), продана за $70,1 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Энди Уорхол, «Шестьдесят тайных вечерь» (1986), продана за $63,3 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Густав Климт, «Цветущий сад» (1907), продана за $59 млн на аукционе Sotheby`s, Великобритания

Фото: Sotheby's

Константин Бранкузи (1876–1957), скульптура «Спящая муза», продана за $57,4 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Сая Туомбли, «Леда и Лебедь» (1962), продана за $52,9 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Фрэнсис Бэкон, «Три наброска к портрету Джорджа Дайера» (1963), продана за $51,8 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Хуан Биньхуна (1865–1955), «Желтые горы», продана за $51,1 млн на аукционе China Guardian, Китай

Фото: China Guardian Auctions

Сая Туомбли, «Без имени, 2005», продана за $46,4 млн на аукционе Christie`s, Великобритания

Фото: Christie's

Макс Бекман (1884–1950), «Птичий ад», продана за $46,1 млн на аукционе Christie`s, Великобритания

Фото: Christie's

Пабло Пикассо, «Сидящая женщина в голубом платье» (1939), продана за $45 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Пабло Пикассо, «Пишущая женщина» (1934), продана за $44,7 млн на аукционе Christie`s, Великобритания

Фото: Christie's

Василий Кандинский, «Картина с белыми линиями» (1913), продана за $41,8 млн на аукционе Sotheby`s, Великобритания

Фото: Sotheby's

Фрэнсис Бэкон (1909–1992), «Три этюда Джорджа Дайера», продана за $38,6 млн на аукционе Sotheby`s, США

Фото: Sotheby's

Пабло Пикассо, «Женщина на корточках (Жаклин)» (1954), продана за $36,9 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Цуй Жучжо, «Двенадцать пейзажей, выполненных чернилами» (1925) продана за $35,7 млн на аукционе Poly China, Китай

Фото: Poly Auction Hong Kong Limited

Жан-Мишель Баскья, «Хара» (1981), продана за $35 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Энди Уорхол, «Мао» (1973), продана за $32,4 млн на аукционе Sotheby`s, США

Фото: Sotheby's

Марк Ротко, «Шафран» (1957), продана за $32,4 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Жоан Миро (1893–1983), «Женщина и птицы», продана за $31,1 млн на аукционе Sotheby`s, Великобритания

Фото: Sotheby's

Винсент Ван Гог, «Жнецы» (1889), продана за $31,1 млн на аукционе Christie`s, Великобритания

Фото: Christie's

У Чаншо (1844–1927), «Цветы на 12 свитках», продана за $31 млн на аукционе Poly China, Китай

Фото: Poly Auction Hong Kong Limited

Пабло Пикассо, «Женщина, сидящая в кресле» (1910), продана за $30,5 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Альберто Джакометти, «Большая женщина II» (1960), продана за $29,4 млн на аукционе Christie`s, Франция

Фото: Christie's

Питер Дойг, «Росдейл» (1991), продана за $28,8 млн на аукционе Phillips, США

Фото: Phillips de Pury Company

Марк Шагал, «Любовники» (1928), продана за $28,5 млн на аукционе Sotheby`s, США

Фото: Sotheby's

Рой Лихтенштейн, «Красные и белые кисти» (1962), продана за $28,2 млн на аукционе Christie`s, США

Фото: Christie's

Фу Баоши (1904–1965), «Божественная гора Мао», продана за $27,7 млн на аукционе Poly China, Китай

Фото: Poly Auction Hong Kong Limited

Коллекционировать искусство в китайском высшем обществе престижно и модно. Бывший таксист, а ныне владелец страховых и инвестиционных компаний Лю Ицянь купил в 2015 году на аукционе картину «Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни за $170 млн. Возглавляющий китайский список миллиардеров Ван Цзяньлинь, основатель строительного холдинга Wanda Group, купил картину Пикассо «Клод и Палома» за $28 млн.

Известным коллекционером был осужденный недавно за взяточничество на 18 лет эксцентричный автомобильный дилер Ян Бинь. Этот предприниматель и не скрывал, что скупает картины на аукционах больше не для себя, а для спекуляций. Но не исключено, что и для взяток тоже.

В китайском языке даже есть специальный иероглиф, обозначающий понятие «изящное взяточничество». Термин стал особенно актуален после начала кампании Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией — без коррупции жить как-то непривычно, а взятки вошедшим в цену искусством отследить сложнее.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции