html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Кинетические скульптуры Чарли-Анн Кобдак

Когда впервые смотришь на механизмы, созданные Чарли-Анн Кобдак, долго думаешь, какое отношение имеют названия работ к их содержанию. А потом внезапно улавливаешь то ли тонкую иронию, то ли общее настроение механизма — и все встает на свои места. Просто у машин Чарли-Анн есть сюжет — как он бывает в фильмах и книгах.
Тим Скоренко

Чарли-Анн Кобдак ушла «в свободное плавание» не так давно — в 2009 году. По сравнению с художниками, которые живут своим творчеством в течение четверти века или более, — это достаточно скромно. Но первые кинетические скульптуры Чарли-Анн делала еще в конце 1990-х — просто в качестве хобби. Она работала графическим дизайнером и на досуге занималась любимым делом — возней с шестеренками, приводами, металлическими каркасами. А потом увлечение — как это часто бывает у скульпторов-кинетистов — переросло в профессию.

Die Metamorphose der vergangenen Zukunft in der Gegenwart («Превращение прошедшего будущего в настоящее», 2011). Привязанный к комбинации колес человечек раскачивается на трамплине, пытаясь спрыгнуть. Но у него не выходит.

Основной материал художницы — всякие антикварные детали и предметы, добываемые ею на блошиных рынках или сетевых аукционах. Старые граммофоны, велосипедные колеса, посуда, детали различных механизмов — все это складывается в стройные системы и обретает вторую жизнь. Впрочем, подобный жанр достаточно популярен среди кинетических мастеров — мы не раз писали о художниках, спасающих красивые вещи от печального конца. При этом Чарли-Анн с иронией назвала бренд, под которым работает, LowTech Instruments, то есть, в противоположность хайтеку, «низкотехнологичными устройствами». Ирония — по отношению к себе, к героям своих работ, к зрителю — пронизывает все творчество немецкой художницы.

Die Tschaikowskymaschine («Машина Чайковского», 2011) — типичная работа Чарли-Анн, сложная система колёс и приводов, украшенная подвижными фигурками героев произведений Чайковского.

Критика находит в скульптурах Кобдак отсылки к Жану Тэнгли (впрочем, они видны невооруженным взглядом), к Марселю Дюшану, к фотографиям Мана Рэя, графике Владимира Татлина и Александра Родченко, авангардным работам Ласло Мохой-Надя. Отчасти ее механизмы напоминают вечные двигатели и машины времени, какими их могли представлять себе люди XIX века. В какой-то мере это справедливо — работы Чарли-Анн переносят зрителя в совершенно другой мир.

Agatha Christie bei der Antizipation eines neuen Werkes («Агата Кристи в ожидании новой работы», 2011) — в этой скульптуре благодаря системе колёс и приводов фигурка Агаты Кристи один раз в оборот пересекается с игрушечным Восточным экспрессом.

Мелкие детали

С первого взгляда скульптуры Чарли-Анн Кобдак кажутся бессистемным нагромождением колес, приводных ремней, динамиков, фонариков, чайников и прочих плохо сочетающихся между собой предметов. Но потом оказывается, что сюжетообразующими являются именно мелкие детали, которые сперва-то и разглядеть непросто. Вот, например, какие элементы играют основную роль в скульптуре Die Tschaikowskymaschine («Машина Чайковского», 2011)? Вряд ли огромные велосипедные колеса или приводные шестерни. Но если мы присмотримся, то найдем на различных частях механизма целый ряд непосредственных отсылок к великому композитору. На самой верхней точке вращается, кружится балерина из «Лебединого озера», чуть дальше подпрыгивает Щелкунчик в красном камзоле, по ободу одного из колес маршируют оловянные солдатики, в самом низу идут по кругу маленькие белые мыши — и т. д. Герои Чайковского словно облепили алогичный механический прибор неясного назначения, и зритель внезапно чувствует в этих шестернях и колесах… романтику. Точно среди них, как в шахматном автомате фон Кемпелена, прячется самый настоящий Петр Ильич, дирижирующий оркестром скрипящих спиц и шуршащих ремней. Звучащую во время работы музыку Чайковского механизм дополняет всеми своими визгами, скрипами и шипением — Чарли-Анн намеренно не доводит его до идеально сбалансированного состояния. Голос механизма тоже играет роль.

Имя: Чарли-Анн Кобдак // Год рождения: 1964 //Место жительства: Мюнхен, Германия // Род занятий: скульптор, механик // Образование: Школа технического дизайна (Мюнхен) // Кредо: «Главная составляющая моих работ — это зритель».

Таким образом, механизмы Чарли-Анн Кобдак можно назвать кинетическим переосмыслением хорошо нам знакомых культурных кодов. Вот, например, другая машина — Agatha Christie bei der Antizipation eines neuen Werkes («Агата Кристи в ожидании новой работы», 2011). Здесь, как нетрудно догадаться, пересмотру подверглась не музыка, а литература. Идея этого механизма основана на путешествиях знаменитой писательницы в Каир — сперва с матерью в 1910 году, а затем уже самостоятельном — в 1928-м. Поездка в Восточном экспрессе дала Кристи не только идею непосредственно романа «Убийство в Восточном экспрессе», но и целый ряд задумок, воплощенных впоследствии в других произведениях. Чарли-Анн же поиграла со словами «Кристи-поезд-вдохновение» и в своем механизме представила процесс создания литературной идеи довольно необычным образом. Два главных колеса машины вращаются друг навстречу другу, на ободе одного сидит маленькая фигурка Агаты Кристи, а по ободу другого едет Восточный экспресс.


Из прошлого — в будущее

Интересно, что направление, в котором работает Чарли-Анн Кобдак, часто сравнивают с советским авангардом 1920-х годов. Просто то, что в те годы было сверхсовременным и стремящимся в будущее, сегодня, в видении Чарли-Анн, становится старинным и проникнутым ностальгическими чувствами. В частности, под некоторыми углами в механизмах баварской художницы можно угадать очертания знаменитой «Башни Татлина» — «пизанского» памятника Третьему Интернационалу (1919). Основной удивительной идеей башни Татлина было то, что гигантское, 400-метровое здание состояло из элементов, должных постоянно вращаться друг относительно друга. Крупнейший кубический элемент башни, например, предназначался для заседаний и съездов, и должен был вращаться со скоростью один оборот в год, а цилиндрический сектор, где находились типография и телеграф, имел скорость вращения один оборот в день. Другая работа Татлина, возможно, повлиявшая на Чарли-Анн, — это персональный орнитоптер «Летатлин» (1929), никогда не летавший, но имевший огромное художественное значение в рамках авангардистской эстетики.

Под свист, шум и скрежетание приводных механизмов писательница и поезд встречаются всего один раз за несколько оборотов, и когда должное количество оборотов минует, Кристи должна взяться за перо. Правда, это уже остается за кадром — мы наблюдаем лишь процесс совмещения поезда и писательницы в одном пространстве. Нельзя не отметить, что в этом есть некий элемент язвительной иронии, хотя Чарли-Анн смеется, конечно, не над Агатой Кристи, а над многочисленными исследователями ее творчества, силящимися найти внешний источник вдохновения, в то время как великий писатель нуждается в этом далеко не всегда.

Sonntagsspaziergangsmaschine für Stubenhocker («Машина для воскресной прогулки затворника») — нечто вроде кинокамеры, куда можно заглянуть и представить, что вы на прогулке. Внизу слева — общий вид.

Самоирония Чарли-Анн хорошо просматривается в механизме Die Ego-Ankurbelmaschine («Машина для раскрутки собственного эго», 2011). Это очень простое устройство. Когда зритель вращает рукоять, прикрепленную к корпусу от антикварной фотокамеры, раздаются бурные аплодисменты и вызовы на бис, а внутри машины начинает покачиваться картинка, на которой под разными углами мы видим разные изображения. Получается нечто вроде анимационного фильма, сюжет которого достаточно прост: в зале сидят одетые по моде 1930-х годов люди, улыбаются и аплодируют. Да, именно вам, зрителю, человеку, который крутит рукоять.

Die Inspirationsmaschine («Машина вдохновения», 2007) — посвящение скульпторам-кинетистам Жану Тэнгли и Францу Гсельманну.

Помимо сюжетообразующих и обусловленных технической необходимостью деталей механизмы Чарли-Анн Кобдак украшены рядом декоративных дополнений. Например, для придания им стимпанковского облика художница устанавливает в самых неожиданных местах различные циферблаты и датчики давления, гудки, свистки и меха.

Sonntagsspaziergangsmaschine für Stubenhocker («Машина для воскресной прогулки затворника»)

Главное — человек!

Многие скульпторы-кинетисты утверждают, что их в первую очередь завораживает движение, сочетание механических деталей, игры с передаточными числами, осями и приводными ремнями. Но Чарли-Анн Кобдак, не отрицая своей любви к механике, говорит, что важнее не просто понять и осмыслить характер и язык механического устройства, но перевести этот язык на человеческий, переложить в поэзию, иронию, эмоции. Кинетические работы, говорит она, должны не только двигаться сами по себе — это само собой разумеется, — но заставлять двигаться зрителя. Именно человек должен быть неотъемлемой частью машины, потому что машина не способна генерировать эмоции, ради которых она построена, — для этого нужен зритель.

Die Ego-Ankurbelmaschine («Машина для раскрутки собственного эго», 2011)

Стимпанковское, «антикварное» настроение своих работ Чарли-Анн объясняет двумя факторами. Во‑первых, ей нравится подобная эстетика. Во‑вторых, такой стиль символизирует стремительное движение прогресса: многие из устройств, еще пару десятков лет назад бывших удивительными техническими новшествами, сегодня воспринимаются как безнадежно устаревшая рухлядь, которая если и может использоваться, то не по своему изначальному назначению.

Speeddating im Orient («Экспресс-знакомства на Востоке», 2011)

Став свободным художником, Чарли-Анн начала активно принимать участие в различных выставках — сперва, конечно, групповых, а затем и персональных. Первая сольная выставка прошла в ее родном Мюнхене в 2011 году, тогда же работы Чарли-Анн впервые появились за рубежом — она приняла участие в одной итальянской экспозиции. Но Бавария по‑прежнему остается главной в жизни и творчестве художницы. Мюнхен ассоциируется у нас с пивоваренными традициями, с могучим футбольным клубом «Бавария», со знаменитыми собраниями живописи и античной скульптуры (в частности, мюнхенская глиптотека — это первый в Европе скульптурный музей, открывшийся для широкой публики; это произошло в 1830 году). А теперь не забывайте прибавлять к этим ассоциациям и остроумные машины Чарли-Анн Кобдак, благо с 2010 года в ее студии действует постоянная экспозиция машин, посмотреть на которые можно в любое время. Будучи там, обязательно покрутите рукоять Die Ego-Ankurbelmaschine. Аплодисменты, которые вы услышите, предназначаются вам. Ведь именно вы, зритель, главный человек в жизни любого художника.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • popmech.ru
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции