html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Ким Ки Дук и Ко: Что смотреть у корейских классиков и их учеников

СтатьиСекс-терроризм, философские попойки и эмо-реализм. Рассказываем о фильмах главных режиссеров корейского кино и их последователей. 3 июля 2018
Ким Ки Дук и Ко: Что смотреть у корейских классиков и их учеников

В прокате — «Пылающий», новый фильм Ли Чхан-дона. Этот режиссер снимает очень редко. Например, с его прошлого фильма «Поэзия», получившего приз за лучший сценарий в Каннах, прошло аж восемь лет. Так что многие российские зрители, возможно, успели его и позабыть. КиноПоиск напоминает о месте Ли Чхан-дона в пантеоне живых классиков корейского кино и рассказывает о тех молодых авторах, которые идут за ним (будет что посмотреть в следующие восемь лет), а также об учениках других известных режиссеров авторского кино из Кореи.

После дебюта главных фестивальных авторов южнокорейского арт-кино (кроме Ли, это Ким Ки Дук и Хон Сан-су) в середине 1990-х прошло уже больше 20 лет. Никто из мастеров не собирается на покой, но это не значит, что у них нет смены.

Эмо-реализм

Мастер: Ли Чхан-дон

Ли Чхан-дон — сам по себе наследник по большому счету незамеченной на Западе корейской новой волны (он писал сценарии к двум лентам лидера движения Пак Кван-су). На рубеже 1980—1990-х молодые режиссеры, вдохновляясь европейским арт-кино, снимали фильмы о простых людях, подавленных народных массах и о пороках капиталистического общества. Корейские авторы, которые исследуют эти темы сейчас, от европейских оригиналов отталкиваются редко, им хватает своих образцов, в том числе и работ Ли Чхан-дона. Главное в таком кино — эмоциональное вовлечение зрителя и передача ему субъективной точки зрения травмированного героя (вместе со всей болью персонажа).
«Оазис»

«Оазис»

А герои Ли Чхан-дона все без исключения побиты жизнью. Герой его дебютной «Зеленой рыбы» был эдаким корейским Данилой Багровым — демобилизовавшимся провинциалом, который никак не мог адаптироваться в новом мире экономического чуда и в итоге связывался с мафией. «Оазис» — шокирующей историей любви двух аутсайдеров: умственно отсталого парня и страдающей ДЦП девушки (их первое свидание — одна из самых страшных сцен секса в мировом кино). У лирической героини «Поэзии» была прогрессирующая болезнь Альцгеймера. А «Тайное сияние» черными красками (хотя и не без сарказма) рисовало панораму народных нравов в провинциальном городке: тут добрый сосед похищал у переехавшей из мегаполиса безутешной вдовы единственного ребенка (ради выкупа).
«То-хи»

«То-хи»

Последователи: Джули Чон, Ли Су-джин, Пак Чон-бом

Ли Чхан-дон иногда продюсирует работы дебютантов, формально таких авторов можно считать его протеже. Последний из таких фильмов — «То-хи» режиссера Джули Чон с Пэ Ду-на в роли сильно пьющей полицейской, которую начальство ссылает в деревню. Там она пытается защитить от издевательств девочку-подростка. В картине хватает социального контекста (есть даже бангладешские гастарбайтеры), но она больше похожа на триллер, чем на драму, и в этом смысле «То-хи» ближе к «Пылающему», а не к более раннему кино Ли Чхан-дона.

Фильм «Хан Гон-джу» дебютанта Ли Су-джина не имеет прямого отношения к Ли Чхан-дону. Но он похож на спин-офф его «Поэзии». Сюжет в нем тоже отталкивается от группового изнасилования школьницы, но сам инцидент и его последствия упрятаны глубоко в повествовательный пазл.
«Дневник Мусана»

«Дневник Мусана»

А ярче всего сейчас идеалы новой волны проявляются в работах самого пролетарского из корейских режиссеров нового поколения — Пак Чон-бома. Первый фильм «Дневник Мусана» он снял о своем друге, северокорейском беженце в Сеуле, о его личных травмах и последовательной дегуманизации капиталистическими ценностями. А во втором («Живой») Пак развернул производственную докудраму про деревенскую артель, производящую соевый соус, в высокую трагедию конфликта между долгом и чувством. Управлял артелью, кстати, сам режиссер.

Философский соджу-кор

Мастер: Хон Сан-су

В корейском кино есть еще одно течение, в котором при всей внешней реалистической стилистике сама реальность большой роли не играет (часто ее существование вообще ставится под сомнение). Началось все с Хон Сан-су, чей дебют «День, когда свинья упала в колодец» корейские критики назвали невиданным на полуострове модернизмом. Со временем Хон пришел к предельно аскетическому минимализму, его работы утратили былое сходство с «моральными историями» Ромера, и теперь при всей многословности персонажей (а место действия в фильмах режиссера практически полностью занимают диалоги) смыслы у него скорее прячутся в монтажных склейках, а не в мизансцене. Режиссер практически полностью игнорирует социальный контекст (хотя в Корее типичные персонажи Хона — студенты и творческая интеллигенция — мягко говоря, политически активны) и так помещает героев в вакуум собственного авторского мира. Это нужно Хон Сан-су для выяснения других, не сиюминутных, а экзистенциальных вопросов.
«Холм свободы»

«Холм свободы»

А именно — феномена времени, природы творчества и превратностей любви (сам режиссер не так давно был героем медиа-скандала, вызванного его многолетним романом с актрисой Ким Мин-хи — при живой жене). Обычно герои Хон Сан-су заняты тем, что бесконечно сидят на завалинках или слоняются по улицам и паркам. Прогулка непременно заканчивается пьянкой в кафешках (так что для такого кино даже придумали специальный жанр - соджу-кор). За столиками с пивом и соджу происходят тайные свидания взрослых мужчин с юными любовницами, мимолетные курортные романы, философские беседы о кино и литературе. Хронология событий часто нарушена. По мнению режиссера, высказанному устами протагониста фильма «Холм свободы», категория времени вообще придумана людьми, поэтому в фильмах Хона будущее трудноотличимо от настоящего и прошлого, а сон — от яви.

Последователи: Ли Гван-гук, Щин Ён-щик, Чжан Лу

Эксперименты Хона приучили к «модернизму» и корейскую публику, и начинающих режиссеров, поэтому там сейчас хватает авторов, которые идут за ним. Например, Ли Гван-гук. Он много лет проработал с Хон Сан-су, в том числе был ассистентом на четырех фильмах. Дебют Ли «Романтик Чо» был, как и многие работы его учителя, о кинематографистах в кризисе, но для Ли главное — исследование феномена творчества и структуры повествования самой по себе. Персонажи «Романтика» обменивались друг с другом анекдотами про своих знакомых, а потом в сюжете настоящие люди пересекались с героями выдуманных историй. Зрителю фильма надо было определить, кто есть кто.
«Тигр зимой»

«Тигр зимой»

В комедии Ли «Вопрос интерпретации» актриса непопулярного театра и полицейский рассказывают друг другу сны и так помогают себе справиться с экзистенциальными кризисами. В своем новом фильме «Тигр зимой» Ли Гван-гук сменил жанр на более традиционную драму, но это все равно история о творчестве, точнее, о том, как ему мешает страх неудачи и неуверенность в себе.

Режиссер Щин Ён-щик пытался снимать относительно мейнстримовое кино, но после провала в прокате мелодрамы «Чистая любовь» решил заняться экспериментами. В трагикомедии «Русский роман» молодой писатель засыпал летаргическим сном на несколько десятилетий и просыпался великим, хотя и не выпустившим ни одной книги. Герой вынужден по рассказам других людей реконструировать свое прошлое, чтобы найти неизвестного, написавшего за него большой роман. В следующем фильме, «Из пород пернатых», Щин Ён-щик увлекся магическим реализмом. Здесь охотник ищет давно потерянную жену, которая, судя по всему, вступила в секту, где женщин превращают в птиц.
«Сила провинции Канвондо»

«Сила провинции Канвондо»

Заслуженный фестивальный автор Чжан Лу — ровесник Хон Сан-су, и его ни в коем случае нельзя назвать учеником Хона. Но Чжан, китайский кореец по происхождению, несколько лет назад (после фильма «Кёнджу») переключился с социальных драм о северокорейских беженцах на комедии. И вот они похожи на работы Хона времен «Сила провинции Канвондо». Персонажи с трудом пытаются разбираться в своих страхах, желаниях и стремлениях, а рядом маячит смерть.
«Тихая мечта»

«Тихая мечта»

В последней картине — «Тихой мечте», комедии о трех друзьях-собутыльниках, по уши влюбленных в хозяйку бара — Чжан Лу попытался сделать метафильм и собрать корейское независимое кино в единую киновселенную. Троих друзей сыграли режиссеры Пак Чон-бом, Ян Ик-чун и Юн Джон-бин, официантку — главная инди-звезда страны Хан Е-ри, а ее парализованного отца — Ли Джун-дон, брат режиссера Ли Чхан-дона и его постоянный продюсер.

Секс-терроризм

Мастер: Ким Ки Дук

Ким Ки Дук, определенно, самый известный в России режиссер из Южной Кореи. За 16 лет, прошедших с момента российской премьеры фильма «Остров» (это тот, где женщина засовывала себе в вагину рыболовные крючки), он успел стать супермодным — и окончательно выйти из моды. Главным аттракционом картин Кима всегда были кровь и жестокость: вместо слов его герои обычно пользовались кулаками («Весна, лето, осень, зима... и снова весна»), а настоящая любовь не обходилась без шокирующих эксцессов («Плохой парень»).
«Остров»

«Остров»

Режиссер всегда объяснял свое кино трудным детством и травматическим опытом военной службы. Но фильмы Ким Ки Дука оказались чуть более автобиографическими, чем подозревали кинокритики. В марте несколько женщин обвинили режиссера и его друга, актера Чо Джэ-хёна (он снимался в шести фильмах Кима), в домогательствах и изнасилованиях. Теперь все творчество автора и главный художественный прием — язык насилия — подлежат ревизии или, скорее, люстрации в этом новом контексте.

Последователи: Ли Сан-у, Чон Джэ-хон, Чан Хун

У Ким Ки Дука много учеников, тех, кто вместо киношколы работал у него на площадке. И вот от них корейскому кино, возможно, куда больше пользы, чем от его собственных фильмов. Самый одаренный протеже Кима, Чан Хун, сразу после дебюта «Несмонтированный фильм» (по сценарию учителя) ушел в мейнстрим, и Ким Ки Дук в «Ариране» назвал его предателем. Последняя картина Чана «Таксист» — драма о том, как в 1980 году простой водитель случайно заехал на мрачную страницу истории страны — резню в Кванджу — получила обе главные корейские кинонаграды и была безуспешно выставлена Кореей на «Оскар». В Корее фильм посмотрело 12 миллионов человек.
«Понсанская гончая»

«Понсанская гончая»

А вот другой, верный ученик Кима, Чон Джэ-хон, работает вполне в духе ментора. Его сага «Красивая» — это настоящий виктимблейминг (отправная точка фильма — изнасилование женщины, ставшей слишком привлекательной после пластической операции). А в фильме «Понсанская гончая» Южная и Северная Корея рифмовались как кровь и любовь. Правда, в последней картине Чона, музыкальной мелодраме «Один шаг» с k-pop-звездой Сандарой Пак, никаких следов влияния Кима разглядеть уже невозможно.
«Моя мать — шлюха»

«Моя мать — шлюха»

Еще один ученик Кима — режиссер Ли Сан-у — заработал в корейском независимом кино кличку «людоед». Понятно, что не за мягкость и не за нежную красоту кадра. Под началом Ким Ки Дука он трудился на «Вздохе» и «Времени», а в собственных проектах исследует эстетику отвратительного и человеческие пороки заодно. Показательные работы Ли — авторская трилогия о плохой семье («Моя мать — шлюха», «Отец — пес» и «Я — отброс»), а также фильм — участник ММКФ-2012 «Адское пламя» про похотливого буддийского монаха. В 2018 году автор выпустил неожиданную в контексте его творчества молодежную инди-комедию «Горький напиток». Возможно, чтобы заработать денег на настоящее бескомпромиссное авторское кино (не удалось).

Примечание редакции: КиноПоиск придерживается системы Концевича в написании корейских имен собственных, автор текста Владимир Захаров — сторонник правил Розенталя. В тексте авторское написание — например, Ли Чхан Дон или Ким Ки Док — заменено на принятое в КиноПоиске.

Автор Владимир Захаров
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции