html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Как я ращу «гражданина мира»


Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Так ли важно засунуть в ребенка все, даже если плохо пролезает? Точно ли большее количество возможностей открывает больше путей к счастью? Я пока не знаю

Порой люди ставят самые нелепые эксперименты над своими детьми, желая им самого лучшего. Иногда я вспоминаю историю про то, как моя бабушка решила избавить своего сына (моего папу) от вшей. И вместо того чтобы по старинке вымыть, вычесать и «скушать заячий помет», она отправила его в новый «экспериментальный» салон, где ему чем-то там облучили голову. Так мой папа облысел в четырнадцать лет. Впрочем, вши тоже сдохли.

Страх ошибиться и наломать дров, особенно если склада ума ты от природы не самого практичного, есть у каждого молодого родителя. Всегда боялась ошибок и я, памятуя о своих мощных генах беспечности в анамнезе.

Мое беспокойство в первую очередь касалось школы. Ответственные родители в России ведут настоящую охоту на хорошие сады, школы и вузы, ошибаются, переводят детей с места на место и все равно не могут быть уверены в том, что «хорошо» будет действительно хорошо.

Русский путь

В Чехию мы тоже переехали во многом для того, чтобы решить вопрос с образованием для дочери Василисы и не ставить над ней никаких бесчеловечных экспериментов. Все хором подтверждали, что в Чехии школы пусть не как в Финляндии, но тоже очень ок.


В Чехию мы переехали, чтобы решить вопрос с образованием для дочери и не ставить над ней бесчеловечных экспериментов

И только уже на месте я снобистски задумалась: что это вообще за язык такой, чешский? Кому он нужен-то, чешский язык? А чешская история? А литература чешская? Кафка, Гашек и Чапек. Угу, ага. И внезапно, посетив день открытых дверей, записала детку в пражский французский лицей. Таким образом, все вернулось на круги своя, потому что в лицее предлагали самую что ни на есть экспериментальную программу: один день класс ведет француз, один день — американец. Получалось, что я разом впихивала в ребенка два лучших, на мой взгляд, европейских языка. Что до чешского — чешский в школе тоже преподают. Ну а для изучения русского дитя по субботам ходит в русскую школу, ежедневно делает домашку и «книгоглотает».

По итогам эксперимента должен был бы получиться идеальный «гражданин мира». Если только в процессе не лопнет.

Тут надо сказать, что мы еще не самый зверский пример. Вот Васина одноклассница Анечка помимо обучения в лицее также официально записана в школу при российском посольстве. И параллельно сдает экстерном все предметы еще и там. Также с Васей учится девочка Соня, у которой мама сербка, а папа русский. Этот крошечный ребенок к моменту поступления в лицей говорил, соответственно на: русском и сербском, чешском (от няни) и английском (от няни номер два), немного на немецком (набрался в первом саду) и чутка на французском (потому что готовили к лицею). Когда Сонечка проходит мимо меня по школьному двору, мне кажется, я слышу, как в голове у нее что-то явственно пощелкивает. Ну и в целом, в параллели нет ни одного ребенка, который бы говорил меньше чем на двух языках. Наш лицей оказался прибежищем для детей всевозможных межрасовых браков: туда ходят не только французы и чехи, но также сербы, американцы, испанцы, бриты и разнообразные метисы.

«Через год она заговорит!»

Конечно, погружением в языки нынешнего родителя особо не удивишь. Именно этой установкой я и вооружилась, затоптав свои животные страхи, и записала своего на сто процентов русскоязычного пятилетнего ребенка в «предшкольный» класс французского лицея.


Вася не заговорила ни через год, ни через два, ни через три

И началось. Дочери надо было срочно въезжать сразу в два языка с нуля, чтобы успеть к школе. Учителя оптимистично говорили: «Не переживайте, через год она заговорит!» Ну да, ну да. Вася не заговорила ни через год, ни через два, ни через три. Она явно держала оборону и ждала, когда же все это закончится. Кажется, дитя находилось ровно в том возрастном промежутке, когда уже не работает «интуитивное изучение» языка, безболезненно превращающее маленьких детей в билингвов, но и «академическое изучение» языка с зубрежкой и грамматикой начинать еще рано.

В общем, теория про «детей-губок» рассыпалась на глазах: очень трудно, когда новый язык тебе даже не преподают как язык. Вообще. На нем просто сразу разговаривают, а ты, губка, давай, поспевай следом.

К концу второго класса я была одновременно в восхищении от железной детской стойкости и в унылом сомнении: а вдруг мне достался просто очень тупой ребенок? Вон — вокруг же все дети говорят! Все! Учителя в изумлении разводили руками, предлагали перевести Васю в чисто французский класс и ограничиться изучением одного языка. Фиг вам, злобно думала я.


Фото: из личного архива

Русские не сдаются. Рано объявлять эксперимент провалившимся. А ребенок должен интуитивно следовать истинным желаниям матери. И я стала ему транслировать, что придется приспосабливаться, деваться некуда. Что нет, это не кончится. В панике я дала «академичности» и мучила бедного семилетнего ребенка спряжениями французских модальных глаголов, английским чтением и ответами на вопросы по тексту. Я презрела наказы учителей про «не больше 10—20 минут домашней работы в день и только устной!» и порой доводила детку до слез. И хотя цель моя была самой благородной: облегчить ребенку жизнь, ведь объективно трудно жить в школе, не открывая рта, — сейчас мне стыдно об этом вспоминать. Тем более что я так и не уверена, дало наше домашнее обучение результат или нет.

Непопулярное решение

Так или иначе, к третьему классу критическая масса накопилась и ребенок резко заговорил на обоих языках. К концу третьего класса ее словарный запас стал больше, чем у меня.

Однажды я узнала, что моего ребенка отдельно обсуждают на встречах педсовета как такой вот интересный случай: сумасшедшие родители запихали ребенка с нулевым знанием чешского, французского и английского и с исключительно русским дома — и детка вроде справляется,  прикольно.

А заодно я узнала, что тема с «детьми-губками» не очень популярна вне России. Мое русское «О, два языка, шикарно», «За свои деньги надо взять как можно больше!» и «Боже мой, два диплома после школы, офигеть!» совершенно непонятно многим европейским семьям. А главное, на мой взгляд, достоинство лицея — углубленный английский за те же деньги, что и без него, — многим родителям вообще не нужен и достоинством не считается.


Мое русское «О, два языка, шикарно» совершенно непонятно многим европейским семьям

Окончательно утвердилась в своей роли китайской матери-тигрицы я на последнем родительском собрании. Нам сообщили, что экспериментальная программа «день через день» после младшей школы сворачивается. И со следующего года надо выбрать один из трех классов: чисто французский, французский с углубленным английским или «интернациональный», где сочетаются французская и английская програмы и после которого выдадут два диплома. К моему изумлению, последнее отделение оказалось самым непопулярным, собрать один класс в двадцать человек так и не смогли.

— Но почему? — удивлялась я вслух. — Зачем вообще выбирать просто углубленный английский, если можно выбрать суперуглубленный и по итогам иметь два диплома за то же время и за те же деньги?

Знаете почему, ответили мне хором? Потому что детям будет тяжело. Педсовет и другие родители, перебивая друг друга, принялись мне объяснять, что два языка — это огромная нагрузка и что многим детям лучше без этого.

Мой внутренний русский был ошеломлен. Ребята, да вы что! Обратите внимание, ваши дети уже три, а то и пять лет изучают два языка. Вы что, только сейчас об этом задумались?

Но потом я вспомнила, что смотрю из своей маленькой норки: это только мы жили последние три года в самом эпицентре ужасов обучения, это только мой ребенок продирался через два языка. Остальные-то дети изначально говорили хотя бы на одном. И похоже, что второй язык многими сразу воспринимался как необязательное и истинно «экспериментальное» дополнение. А вот когда речь зашла о планомерном серьезном изучении в старшей школе, тут-то все франко- и чехофоны решительно соскочили. Потому что для них напихать в детей всего, что можно, да побольше — не самоцель.

Про это есть забавный, хоть и спорный тезис: «Если школьник не тянет математику, но успешен в истории, то русские родители нанимают ему преподавателя по математике, а американские — по истории».

С тех пор я не могу перестать об этом думать. Так ли важно засунуть в ребенка все, даже если плохо пролезает? Точно ли большее количество возможностей открывает больше путей к счастью? Что лучше — честолюбивое упорство или индивидуальный темп? Широкий горизонт или узкая специализация? Я так и не знаю, а мой эксперимент пока в самой середине.

Кстати, другие русскоязычные родители в нашем классе как один, конечно, выбрали третий класс. Который с двумя дипломами по итогам.


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с takiedela.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • takiedela.ru
          • учителя
          • семья
          • бабушки
          • домен takiedela.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции