html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Как прототип Остапа Бендера оказался в нацистской Германии

О положении и роли караимов в годы Холокоста написано достаточно много. Кто такие караимы? Это тюркоязычные евреи Крыма, которые не признавали учение Талмуда; в XIX-XX веках они утратили еврейскую самоидентификацию и выработали себе новую, тюркско-хазарскую идентичность. По этой причине нацистская администрация – как в Европе, так и в оккупированном СССР, практически не трогала их.

Тем не менее, данная проблема отнюдь не исчерпана исследователями. По-прежнему не до конца понятен статус и положение караимов во время прихода к власти в Европе фашистских и национал-социалистических правительств, неясна роль караимов в коллаборационистской деятельности, неизвестно точное количество караимов, погибших во время Холокоста и Второй мировой войны. В этой статье мы расскажем о статусе и положении караимской общины Берлина в 30-х – начале 40-х годов ХХ века. Особое внимание при этом мы уделим биографии Ильи Леви-Майтопа (Леви-Еру). Илья Леви-Майтоп, один из самых примечательных берлинских караимов, по всей видимости, был к тому же одним из прототипов для создания образа знаменитого Остапа Бендера.

Караимский Остап Бендер – Илья Леви-Майтоп

Некоторые подробности жизненного пути Леви-Майтопа действительно указывают на то, что он мог быть одним из прототипов, использованных Ильфом и Петровым в их знаменитых сатирических романах. В пользу гипотезы о том, что Леви-Майтоп мог быть прототипом великого комбинатора, говорят следующие факты. Его отец действительно был «турецко-подданным» – как и Остап Бендер в романах И. Ильфа и Е. Петрова. В 20-е годы Леви-Майтоп проживал в Москве на Остоженке 5 – в том же доме, что и Илья Файнзильберг (Илья Ильф). По словам караимских источников, они были знакомы друг с другом. Привлекательная внешность Леви-Майтопа и его склонность к мистификациям и розыгрышам также похожи на внешность и эскапады «великого комбинатора».

В пользу этой гипотезы свидетельствует и то, что Ильф и Петров не понаслышке знали о существовании караимской общины – и даже использовали караимов в качестве своих литературных героев. Одним из главных героев пьесы Ильфа и Петрова «Сильное чувство» является караим Исачок Лифшиц, о «маврской» ревнивости которого неоднократно упоминается в пьесе. Кстати, с осторожностью можно также предположить, что И. Леви-Майтоп мог послужить и прототипом для создания образа Исачка Лифшица (ср. фонетическое сходство их имен: Илья – Исачок; Леви – Лифшиц).

Караимы, конечно, не носили типично ашкеназской фамилии «Лифшиц». Как об этом говорят литературоведы, «караим Лифшиц» – это старая дореволюционная шутка. Дело в том, что до 1917 года многие евреи-раввинисты, носители таких типичных ашкеназских фамилий, как Рабинович и Лифшиц, зачастую регистрировались как караимы, чтобы избежать юридических ограничений для лиц еврейского вероисповедания, не распространявшихся на караимов. Одним из таких ограничений, кстати, было запрещение на проживание столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Караимская община Берлина в 1930-е – начале 1940-х годов

В нацистской Германии Леви-Майтоп действительно проживал, о чем нам удалось узнать из архивных документов, обнаруженных в отделе рукописей библиотеки Литовской Академии Наук в Вильнюсе. Скажем несколько слов о судьбе небольшой общины, в которой проживал наш герой. Караимская община Германии, проживавшая в Берлине, была, пожалуй, самой малочисленной в Европе: по мнению большинства исследователей, она состояла всего из 18 человек. По данным главы общины, Михаила-Мусы-Моисея Ковшанлы, она была еще малочисленней и включала в себя лишь 11 человек. В бурной жизни межвоенного русско-еврейского Берлина караимская община была практически незаметна. Часть берлинских караимов попала в Германию в качестве военнопленных во время Первой мировой войны. Остальные были советско- и турецко-подданные, а также люди без подданства. Все они находились на достаточно низкой ступени социальной иерархии и работали в качестве швейцаров в ресторанах, наборщиков в типографии, поваров, гардеробщиков и т.п. До прихода к власти национал-социалистов в 1934 году положение караимов было достаточно спокойным: им позволялось работать и проживать в Берлине без всяких ограничений. После 1934 года ситуация изменилась.

Нацисты преследуют караимов

Как нам сообщает отчет Михаила Ковшанлы, в 1934 году практически все берлинские караимы потеряли работу, регулярно избивались, а некоторые даже были посажены в концентрационные лагеря и тюрьмы. Как следствие, в начале 1935 года местные караимы решают объединиться в «Берлинское Караимское Общество». В качестве уполномоченного Общества избирается тот же Ковшанлы, который должен был представить властям караимский вопрос в благоприятном свете. Узнав об этом, работники гестапо вскоре арестовали его по обвинению в шпионаже. Тем не менее, Ковшанлы удалось убедить их в своей полной невиновности.

Вскоре после этого караимы избрали новую тактику: перестав говорить о своем караимском происхождении, они стали выдавать себя за мусульман-татар или православных-русских. Тем не менее, по-видимому, и эта стратегия себя полностью не оправдала. В 1936 году караимская община Берлина послала коллективное письмо востоковеду Серая Шапшалу, на тот момент исполнявшему должность главы польско-литовских караимов, с просьбой о прислании им научных трудов и краткой исторической справки о тюркском происхождении караимов. Остается неизвестным, как именно реагировал Шапшал на эту просьбу и выслал ли он соответствующие материалы. Тем не менее, вскоре после этого, в конце 30-х годов, Шапшал стал высылать всем европейским караимам, жившим за пределами СССР и нуждавшимся в подтверждении караимского статуса, официальные удостоверения об их караимском происхождении. Эти удостоверения официально принимались гестапо наравне с метриками о рождении и другими документами. Более того, многие европейские евреи-раввинисты спаслись от преследований благодаря фальшивым «караимским» метрикам.

Как следствие, к 1937 году все берлинские караимы нашли для себя ту или иную работу, бывшую, к сожалению, достаточно тяжелой и низкооплачиваемой. К тому же работники русского отдела гестапо по-прежнему продолжали преследовать маленькую общину, представляя ее немецким властям в качестве еврейской.

Илья Леви-Майтоп в нацистской Германии: штрихи к портрету

Из найденных нами архивных документов мы узнаем многое и о биографии караимского «Остапа Бендера» (в особенности о берлинском эпизоде его жизни). Заметим, что, во-первых, сам прототип Бендера в этих документах называет себя «Илья Леви» или «Илья Леви-Еру» – но никогда не именует себя «Леви-Майтоп». Во-вторых, в письме к Шапшалу он сообщает подробные сведения о своих предках. Со стороны отца его дедом был Вениамин Леви-Еру; его бабушка была из семьи Крыми. Его отец учился в Евпатории и часто заменял в московской синагоге-кенассе местного караимского газзана (священнослужителя). Со стороны матери его предками были: дед Илья Майтоп; бабушка Роза Майтоп, урожденная Ормели; мать Шеломит Леви-Еру, урожденная Майтоп. Леви-Майтоп приводит точную дату своего рождения (26.11.1905), а также сообщает, что во время обучения в караимской религиозной школе в Москве он был три года «первым учеником».

Как явствует из документов, в Германию Леви-Майтоп приезжает вместе со своей женой не позднее начала 30-х годов. В 1927 году, по-видимому, еще будучи гражданином Турции, Леви-Майтоп посещает свой родной город, Москву, с целью навестить своих родителей. Именно эта поездка послужила для нацистов поводом, чтобы обвинить Леви-Майтопа и его семью в шпионаже в пользу СССР. Как следствие, в период между 1934 и 1936 годами он был посажен вместе с женой на год и три месяца в немецкую тюрьму. Освободившись, в 1936 году Леви-Майтоп подписывает вместе с шестью другими караимами коллективное письмо Шапшалу. Вскоре после этого он пишет личное письмо Шапшалу с просьбой выдать ему удостоверение о его караимском происхождении. После этого дополнительных архивных сведений о судьбе караимского Остапа Бендера в архивах не обнаружено.

Тяжело работая на низкооплачиваемой работе, в 30-е и 40-е годы Леви-Майтоп, конечно, никак не мог иметь в Берлине антикварного магазина, как об этом пишут караимские авторы 1990-х годов. На наш взгляд, нельзя также доверять сведениям караимских источников о поездке Леви-Майтопа в Москву в 1935 или 1945 году. В 1935 году он сидел в немецкой тюрьме; представить же себе визит русского немецко-подданного в советскую Москву в 1945 году – и последующий беспрепятственный отъезд в США – крайне сложно. Скорее всего, Леви-Майтоп уехал в США напрямую из Германии в мае 1945 года или вскоре после этого времени.

Из других источников нам известно, что почти всем членам небольшой караимской берлинской общины удалось успешно пронести тяжкое бремя нацистского режима – и благополучно покинуть страну в 1945 году. Именно такова была судьба одного из ее членов, – предполагаемого прототипа Остапа Бендера, Ильи Леви-Майтопа (Леви / Леви-Еру), – прожившего всю войну в Берлине и эмигрировавшего в США после ее окончания.



Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с russian7.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • russian7
          • ссср
          • домен russian7.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции