html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Как 45 лет назад судно "Академик Берг" столкнулось с подлодкой К-56

Как 45 лет назад судно «Академик Берг» столкнулось с подлодкой К-56

Алла Салькова
ПЛАРК проекта 675 «К-56» и исследовательское судно «Академик Берг», коллаж... Из архивов Военно-морского флота
ПЛАРК проекта 675 «К-56» и исследовательское судно «Академик Берг», коллаж «Газеты.Ru»

В 1960 году в СССР началось строительство атомных подводных лодок с крылатыми ракетами — подводных лодок проекта 675. Это стало продолжением проекта 659, серии субмарин, вооруженных крылатыми ракетами класса «корабль — земля».

Реклама

От своих предшественниц подлодки проекта 675 отличались наличием дизельного генератора, чуть большими габаритами (но при этом меньшей надводной скоростью) и вооружением — калибр торпедных аппаратов был больше, количество торпед также возросло. Вместо крылатых ракет П-5 использовались более совершенные П-6, обладавшие большей дальностью полета (650 км против 500 км) и большей скоростью (1650 км/ч против 1250 км/ч).

Всего в рамках проекта 675 в 1960-1968 годах было построено 29 подлодок. Они несли службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов, некоторые были задействованы в боевом дежурстве в Индийском океане.

Вечером 13 июня 1973 года на одном из полигонов Японского моря проводилась экспериментальная стрельба ракетами с подлодки К-56, крейсера «Владивосток» и ракетного корабля «Упорный». Экипаж подлодки справился отлично — все ракеты попали в цель. В приподнятом настроении моряки возвращались на базу, где их поджидал командный состав.

Кроме экипажа на борту подлодки находился офицерский состав другой лодки, К-23, и специалисты-наладчики из Ленинграда.

Около девяти вечера все присутствовавшие собрались в кают-компании, выпили чаю. Затем два капитана остались поиграть в нарды, большинство же отправилось спать. В жилом аккумуляторном отсеке устроилось на ночь 36 человек — вдвое больше положенного. Еще около 20 человек ночевали в носовом торпедном отсеке.

14 июня в час ночи подлодка огибала мыс Поворотный в Приморском крае. Идти до базы оставалось еще около четырех часов.

В это же время поблизости проходило исследовательское судно «Академик Берг». На сопровождавшем подлодку «Владивостоке» заметили корабль и передали информацию о нем на К-56. Но радиолокационная станция, которая показала бы, где находится корабль, на лодке была выключена.

Обогнув мыс, подлодка неожиданно оказалась в полосе плотного тумана. Когда из него вдруг навстречу К-56 вынырнул «Академик Берг», командир подлодки отдал приказ: «Полный назад!», но оказалось слишком поздно.

«Академик Берг» протаранил лодку, носом буквально вспоров корпус между первым и вторым отсеком. В пробоину тут же хлынула вода.

Сразу после удара капитан первого ранга Ленислав Сучков выскочил из каюты и скомандовал по громкой связи: «Во втором отсеке пробоина! Задраить переборки! Начать борьбу за живучесть корабля!» Эта команда была последней записью в вахтенном журнале центрального поста.

В первом и втором отсеках находилось 49 человек. Отсеки пришлось изолировать вместе с оставшимся в них экипажем. Несколько человек все же смогли прорваться в другой отсек, но через проход в него тоже стала поступать вода.

«К двери лаза бросился Леонид Пшеничный, командир пятой боевой части К-56. Он закрыл лаз и прикрыл собой поворотный механизм, чтобы никто не смог его открыть. Он так и умер: повиснув на двери, не выпуская из рук поворотного руля», — вспоминал чудом выживший штурман Лукьян Федчик — за полчаса до столкновения он ушел из второго отсека.

Моряки во втором отсеке погибли за пару минут. На нижней палубе второго отсека находились огромные аккумуляторы, в которые попала вода, запустившая химическую реакцию с обильным выделением хлора. Шансов спастись у моряков уже не было.

«Командир лодки и другие офицеры разговаривали с ними по переговорному устройству. Они успокаивали их, сообщая, что лодка идет к берегу, что скоро их спасут, но сами-то понимали, что не успеют это сделать»,

— рассказывал Федчик.

А тем временем стало заливать и первый отсек. В нем находилось 22 человека, в основном члены экипажа К-23. Отсек располагал всего семью дыхательными аппаратами, на каждом из которых были бирки с именами членов экипажа К-56, что означало гибель для 15 человек из другого экипажа, самому старшему из которых, лейтенанту Александру Кучерявому, было всего 25 лет.

Заделать пробоину не удалось, не вышло и откачать воду помпой. Экипаж перебрался на палубу выше. Через оставшийся открытым отливной клапан помпы вода стала поступать еще быстрее. Закрыть его удалось моряку Степану Казаны — чтобы сделать это, в полной темноте он проплыл через два затопленных люка.

К этому моменту вода поднялась настолько, что взобравшиеся на койки люди по грудь стояли в ледяной воде. До потолка оставалось всего полтора метра.

В отсеке заканчивался кислород. Кучерявый уже был готов попытаться спасти экипаж, выбравшись из лодки через аварийно-спасательный люк. Шансы выжить были невелики, но при затоплении отсека они вообще оказались бы нулевыми.

В этот момент по общекарабельной связи раздалась команда: «Внимание! Приготовиться к удару о грунт».

Штурману удалось найти отмель и вывести к ней лодку. Она села на отмель так мягко, что выжившие этого почти не почувствовали.

А лодку тем временем уже поджидала помощь — буксир, спасательное судно, находившийся поблизости торпедолов.

После спасения выживших водолазы принялись было извлекать трупы. Но вскоре выскочили из затопленного второго отсека с криками: «Они там живые, шевелятся!».

Конечно, это было не так. В воде тела моряков приняли вертикальное положение, а стоило к ним прикоснуться, как они начинали двигаться, шевеля руками. Их позы и лица были неестественны и искажены гримасами ужаса. Водолазы не были психологически готовы к такой картине.

«Когда начались спасательные работы по извлечению тел погибших, то перед каждым заходом морякам-спасателям наливали по сто граммов спирта.

Но и это не всегда помогало — картина в отсеке была страшной. Некоторые матросы, отравившись газом, умерли во сне. У кого-то даже застыла на лице улыбка — видимо, что-то хорошее снилось», — вспоминал Федчик.

На следующее утро пробоину в борту К-56 заделали цементом, осушили затопленные отсеки, прикрепили к лодке понтоны и отбуксировали в док в бухту Чажма, где временно заделали пробоину, а затем отогнали на восстановительный ремонт в приморский город Большой Камень. Уже через шесть месяцев, 19 февраля 1974 года подводная лодка К-56 вышла на ходовые испытания.

«Академик Берг» же отделался легкой царапиной. Капитан обвинил в случившемся своего помощника, самовольно изменившего курс судна и не поставившего командование в известность. Оказавшись в районе с плохой видимостью, «Академик Берг» не подавал противотуманных сигналов.

По результатам расследования, причиной трагедии было признано невыполнение Международных правил по предупреждению столкновений судов в море, распространяющихся и на подводные лодки, идущие надводным ходом: выключение на К-56 радиолокационной станции ночью в тумане, низкая организация вахтенной службы, беспечность экипажей. Подводная лодка в сложившейся той ночью ситуации должна была пропустить «Академика Берга» вперед и подождать, пока он отойдет на безопасное расстояние, а он, в свою очередь, видя, что этого не происходит, обязан был застопорить ход и дать предупреждение световыми сигналами. Ни того ни другого не произошло.

С 27 погибших моряков обвинения были сняты. Их похоронили как героев.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gazeta.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.gazeta.ru
          • самолет
          • лето
          • выборы
          • крым
          • газ
          • корабль
          • флот
          • океан
          • офицеры
          • ссср
          • домен gazeta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции