html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

История в школе: 11 вещей, которые реально бесят

Бесполезный зубрёж дат и имен, отсутствие нормальных объяснений исторических фактов, некритическое мышление и пиетет к городским легендам, слухи и передергивания, а также многое другое — главный редактор сайта телеканала «Дождь» Илья Клишин о том, что раздражает в школьном подходе к преподаванию истории.

Я очень люблю историю. Мой отец — историк по образованию и учитель истории. С детства я читал много книг по истории и смотрел, как он преподает историю. Он это делал не так, как все. Вплоть до того, что рисовал от руки комиксы, объясняющие целые главы из учебника. Потом я вырос, закончил институт и заново влюбился в историю. Сейчас у меня есть хобби, я коллекционирую книги по истории неочевидных стран — например, Словении или Швеции.

Я давно и много думаю о том, что не так с нашей школьной историей; все это я суммировал в заметку в стиле «Базфида». Не судите меня строго, я просто наблюдатель со стороны. И да, если вы хотите сказать, что у вас было все не так, как в большинстве школ, то можете этого не говорить — я вам верю и знаю, что есть отдельные энтузиасты, которые все делают по-другому (см. пример моего отца выше).

1. Первое правило уроков истории: учитель и учебник всегда знают причины всех исторических событий. «Открыли тетради, и записываем четыре причины первой мировой войны». Именно четыре. Не три и не пять, нет.

2. Мнение, отличное от учебника, обычно помечается как неправильное. Попытка спорить с учителем воспринимается как дерзость. В итоге все сводится к профанации. Если за детей все давно решили, а за инициатива только наказуема, интерес пропадает напрочь.

3. На дом обычно задают просто зубрить параграф из учебника. Вообще все надо зубрить. Даты, имена, документы. История становится свалкой бессмысленных и несвязных фактов. В итоге человек вырастает, запомнив на всю жизнь дату битвы при Калке (1221 год), но так и не поняв, что ему делать с этой информацией. На это же, увы, заточен и ЕГЭ.

4. Никто ничего не объясняет. В смысле, нормально, по-человечески, а не вот эти вот бессмысленные фразы вроде «экономические факторы обусловили социальную трансформацию», или что там еще обычно пишут. Почему, например, в XII веке рассказ об истории Киевской Руси незаметно превращается в рассказ об истории Владимиро-Суздальского княжества. Еще Ключевский в своих прекрасных лекциях жаловался, что гимназические учебники, ничего не рассказывая про столетнюю гуманитарную катастрофу и постапокалиптический исход русских на север, просто тупо меняют фокус и продолжают, как ни в чем не бывало.

5. Кстати, есть ощущение, что с царских времен учебный план по преподаванию истории не сильно поменялся (даже несмотря на советский период). Как был полумифический Рюрик в начале, так и остался.

6. Раздражает в целом некритическое отношение и даже пиетет к к историческим мифам и зачастую вообще городским легендам. Ивана Сусанина не было, Невская битва (1240 год) — это локальная стычка, а на Куликовом поле русские сражались не с татарами, а с европейским наемниками, которым платили татарские мятежники в ходе ордынской гражданской войны. Да, а слово «былины» придумали в XIX веке.

7. Понятно, что это делается для так называемого «патриотического воспитания». Но это тоже глупость: как тиражирование слухов и передергиваний поможет лучше любить свое Отечество. Или отбивание критического мышления? Вот хороший пример, мы все гордимся переходом Суворова через Альпы. Здорово, он молодец. А кто-нибудь задается вопросом, зачем он это сделал? (Правильный ответ: помочь Австрии в войне против Франции).

8. Или вот еще. Кто, например, придумал, что дети должны изучать историю, как бы взрослея вместе с человечеством? В итоге к окончанию школы никто ничего не помнит про Рим или Грецию, просто потому что они были в пятом классе.

9. Еще один явный пережиток времен Пушкина. Почему мы должны изучать каждый чих из французской или английской истории — вплоть до каждого анекдота из жизни конунга франков Хлодвига — а вот историю Китая или Японии можно давать по пятьсот или даже тысяче лет на один параграф, который к тому же обычно все равно все пропускают, потому что никто не запоминает все эти династии: Мин, Цин, что там было раньше.

10. Ну и сюда же. История отдельных стран или регионов никогда не дается нарративом — то есть как рассказ от начала и до конца. Каждый год предлагается новая эпоха, в которую надо пробежать сразу весь мир в этом историческом срезе. Это примерно так же удобно, как смотреть сто сериалов одновременно.

11. И последнее. Понятно, что есть более важные страны, а есть менее важные, но все же. Как так вышло, что после окончания школы (да даже и института) про историю некоторых стран мы не знаем ровным счетом ничего. История Таиланда? Уругвая? Эфиопии? Да даже Норвегии, Швейцарии или Албании.

Подпишитесь на «Мел»
Неверный формат email
Каждую пятницу мы будем отправлять вам самые важные материалы об образовании и воспитании
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с mel.fm

10

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • mel_education
          • егэ
          • домен mel.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции