html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

История провинции Цзилинь в XX веке неразрывно связана с СССР

Наверное, ни в одном другом мегаполисе Китая не чувствуется столько простора, как в Чанчуне - административном центре провинции Цзилинь. Меня поразили широкие проспекты и улицы, обилие зелени и чистый воздух. Этими редкими в наше время достоинствами город обязан своей истории, недолгой по меркам Поднебесной.
 Фото: Юрий Тавровский  Фото: Юрий Тавровский
Фото: Юрий Тавровский

Китай отвоевал город Чанчунь в ходе мучительных 14 лет сопротивления японской агрессии и в результате стремительного разгрома Квантунской армии советскими войсками осенью 1945 года.

Получив Чанчунь после Русско-японской войны 1904-1905 годов, японцы стали развивать его по плану, разработанному лучшими архитекторами. Они сделали центром города железнодорожную станцию, от которой дорога шла на юг к городу-порту Дальний и крепости Порт-Артур. Оттуда отходили прямые, как струны, проспекты с широкими бульварами. Был создан новый, "колониальный", стиль зданий - массивные, многоэтажные, с традиционными черепичными крышами, как у средневековых замков.

В 1932 году на захваченных японцами землях Северо-Восточного Китая было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с последним императором маньчжурской династии Цин - Пу И. Город был переименован в Синьцзин - Новая столица. Он стал ставкой отборной Квантунской армии, командование которой пользовалось автономией при принятии важнейших военных, экономических и политических решений. Реальные хозяева Маньчжоу-го разработали долгосрочную программу экономического развития. Приоритетом стала тяжелая промышленность, развивалась черная и цветная металлургия, машиностроение.

"Колониальная индустриализация" прошла мимо Чанчуня, который выполнял чисто административные функции. Промышленность пришла туда в начале 50-х, когда было решено построить первый в Китае автомобильный завод. Во время визита в Москву зимой 1949-1950 годов Мао Цзэдуну показали автозавод имени Сталина (ЗИС, затем ЗИЛ). Мао сказал: "У нас тоже должен быть такой завод!" Сталину передали пожелание гостя, и он дал согласие. Стройка шла ударными темпами с привлечением военных строителей. 13 июня 1956 года родился первенец. Грузовики "Цзефан" ("Освобождение") без изменений советского образца ЗИС-150 делали много-много лет.

Об этом мне рассказали гиды и экспонаты музея завода, который теперь на западный манер называется FAW (First Automotive Works). Музей разместился в здании гостиницы для советских специалистов, сохранившем интерьеры 50-х. В отличие от музеев многих других предприятий, построенных с советской помощью, экспозиция не жалеет добрых слов о наших инженерах и рабочих. Вот подпись под фотографией отъезжающих в СССР работников завода: "С ноября 1953-го по сентябрь 1957 года 518 наших рабочих и инженеров в составе 8 групп ездили в Москву. Под руководством советских наставников они хорошо изучили навыки создания автомобилей, организации производственного процесса, управления предприятием. Они стали становым хребтом первого поколения автомобилестроителей нашей страны. Обучаясь в СССР, они были учениками, вернувшись в Китай, сами становились учителями".

На автозаводе FAW нас по-прежнему приветствуют: "Сулянь — хао!" — "Советский Союз – это хорошо!" Фото: Юрий Тавровский

Дружеские чувства и память сохранились не только в стенах музея. Во время осмотра главного сборочного конвейера грузовиков (на других выпускают лимузины "Хунци", собирают Volkswagen и Audi) рабочие и инженеры приветствовали меня, гостя из России: "Сулянь - хао!" ("Советский Союз - хорошо!", хао может быть в значении здравствуйте), дружескими улыбками и просьбами сфотографироваться вместе на память.

Одного завода, пусть даже такого огромного и успешного, как FAW, оказывается недостаточно, чтобы быстро двигать вперед весь 8-миллионный город, всю 28-миллионную провинцию Цзилинь. Недостаточно и черноземных пашен вокруг Чанчуня, дающих рекордные для Китая урожаи кукурузы, пшеницы и риса. Развиваются транспортное машиностроение (подвижной состав для высокоскоростных магистралей и метро), нефтехимия, фармацевтика (женьшень и панты), электроника.

Но все равно Цзилинь, как и соседние северо-восточные провинции Хэйлунцзян и Ляонин, на фоне "китайского чуда" числятся отстающими. Несколько лет назад Пекин даже принял стратегический план помощи "Подъем старых промышленных баз Северо-Востока".

Похоже, что на дотации из госбюджета в Чанчуне не сильно надеются и стараются "пришпорить" здешнюю экономику как традиционными, так и инновационными методами. К первым относится ярмарка ЭКСПО "Китай - Северо-Восточная Азия", которая открылась в 11-й раз, как раз в день моего приезда. Подобные выставки в Китае, России и других странах удивительно похожи друг на друга. Павильоны и стенды, презентации и дегустации, буклеты и пакеты, киоски с разнообразными товарами и хорошенькими стендистками.

В Чанчуне явно делают акцент на китайских покупателях и инвесторах, а затем уже на соседях. Не без труда удалось найти российскую экспозицию в дальнем павильоне. Товары были те же самые, что несколькими месяцами ранее я видел в Синьцзяне на ЭКСПО "Шелковый путь": шоколад, мука, печенье, подсолнечное масло, янтарь, водка, чугунная и стеклянная посуда. Рядом разместились посланцы граничащей с Цзилинь Северной Кореи: сигареты, водка и тонизирующие напитки с женьшенем.

Гиды и экспонаты музея завода, который теперь на западный манер называется FAW (First Automotive Works), расскажут много интересного. Фото: Юрий Тавровский

Когда выставка закрылась, были опубликованы результаты. Заключены сделки на 837 млн долл., в том числе на 735 млн между китайскими фирмами, 235 инвестиционных соглашений. Среди них практически отсутствуют проекты сотрудничества с Россией. Пока что дальше речей и протоколов о намерениях дело не идет. Светом в конце туннеля стали планы прокладки скоростной железной дороги между китайским городом Хуньчунь и Владивостоком. После десятилетних разговоров и обсуждений уже скоро может начаться реальная стройка транспортного коридора, который ускорит совместное развитие Приморского края, Цзилинь и других провинций Северо-Востока в рамках освоения бассейна реки Туманган. Гораздо эффектнее выглядит поиск новых источников роста командой молодых специалистов из Корпорации "Чангуан - спутниковые технологии". Им удалось убедить в перспективности космических технологий не только чиновников из Фонда управления капиталами провинции Цзилинь, но также хозяев нескольких частных компаний. Созданная в конце 2014 года корпорация взяла резкий старт, и уже в октябре 2015 года на орбиту вышли четыре спутника серии "Цзилинь-1", предназначенные для видеосъемки Земли. Пока разрешение съемки равно 72 см.

"Мы не военная организация, располагающая более совершенной оптикой, - сказал мне молодой инженер Вэй Шубо. - Но мы можем очень оперативно, в течение примерно четырех часов, предоставить заказчику нужную ему съемку, да к тому же по весьма умеренным ценам. К 2020 году у нас должно быть на орбите 60 спутников, и тогда заказ можно будет выполнить за 30 минут. Сейчас заказы поступают от государственных ведомств, местных властей, частных компаний. Доходы с начала года составили 400 млн юаней" (это примерно 4 млрд руб.).

Уезжая на вокзал высокоскоростной железной дороги, я еще раз вспоминал события дней, проведенных в провинции Цзилинь. Почему-то не верится, что это отстающий край. Все еще будет! Недаром иероглифы в названии города Чанчунь значат "вечная весна", а провинции Цзилинь - "лес счастья".

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rg.ru
          • домен rg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции