html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

История операционных систем от Apple, часть 5 — неудачные проекты 90-ых: TalOS, Copland и AIX

EijT4aOYpqVrdO5h.huge.jpg

В предыдущих четырех частях (12, 3 и 4) мы рассматривали системы, из которых в современную macOS X перешло достаточно немного. В этой же части я хотел рассказать о непосредственных предшественниках macOS X — Mac OS 8 и 9, но между System 7 и ними существовало множество интересных и необычных проектов, так что я решил посвятить им отдельную часть.

Apple AIX

В 90-ых годах существовала достаточно популярная серверная ОС NetWare от Novell, написанная для процессоров Intel x86. Система поддерживала корпоративную многозадачность, а в ее основе лежал стек протоколов XNS (Xerox Network Systems): то есть несколько выделенных серверов подключались в сети друг к другу и использовали объединенное дисковое пространство. 

Компьютеры от Apple же работали на процессорах архитектуры Power, поэтому обе компании занялись портированием NetWare под эту архитектуру, а сам сервер назвали Shiner («Блестяшка»). Продукт был уже почти готов, но Apple заморозила проект. В итоге NetWare так и осталась совместимой только с x86, и из-за своей стабильности (сервера могли работать без вмешательства людей годами) смогла неплохо конкурировать с Windows NT, и дожила аж до 2009 года.

DSC07538.jpg

Но почему Apple заморозила проект? Все просто — было принято решение не отказываться от UNIX и IBM (тем более что эти компании была в одном «союзе»), и несколькими годами позже, в 1996 году, был выпущен Apple Network Server под управлением системы AIX — да, название схоже с A/UX, и системы были несколько похожи — просто A/UX не поддерживала PowerPC, поэтому ей нужна была замена. К слову, было хорошо видно, что Apple экспериментировала с ОС для сервера: так, компания выпустила ограниченное количество ROM SIMM, которые поддерживали Windows NT для PowerPC. Так же были прототипы Network Server, которые умели работать с Mac OS 7.5.

Но в итоге сервер вышел все же с AIX, и был спорным продуктом: с одной стороны, он работал под управлением достаточно продвинутой системы (в которую все же перекочевали несколько «фишек» NetWare): тут и вытесняющая многозадачность, поддержка множества сетевых протоколов, RAID-массивов, LVM, многопоточности и прочих серверных «наворотов». Также был выбор между командной строкой и графическим интерфейсом AIXwindows или CDE. Из минусов — не было поддержки софта для Mac OS, однако с учетом серверной направленности не так он и нужен был. 

2672488763_2dc3a15998.jpg

Работал сервер под управлением PowerPC процессоров с частотами в 133-200 МГц, а максимальный объем ОЗУ мог составлять внушительные 512 МБ — заоблачные цифры для обычных ПК в 1996 году, которые обычно оснащались десятком-двумя мегабайт памяти. По слотам расширения тоже был полный порядок: это 6 PCI, 6 слотов для SCSI жестких дисков и один CD-ROM. Забавный факт — даже в серверах Apple не смогла отказаться от дисплея, правда тут он был совсем маленьким и выводил только информацию о состоянии сервера.

Стоимость сервера начиналась от 11 тысяч долларов — немало для ПК, вполне обычно для сервера, но все же дороговато за такое «железо». В итоге всего через год и одно обновление из-за значительных финансовых проблем в Apple в 1997 году проект был закрыт, а само серверное направление названо малоперспективным. В итоге на рынок серверов Apple вернется лишь спустя 5 лет, выпустив Xserve уже на достаточно привычной Mac OS X Server.

Разброд в 90-ых

В начале 90-ых Microsoft смогла выпустить отличную систему Windows 3.1 — и от Apple ожидался серьезный ответ. System 7 была хорошей системой, но было понятно, что чтобы потягаться, к примеру, с Windows 95, нужно что-то гораздо лучше. 

И Apple стала... банально метаться: попытка сделать что-то компактное на ARM-процессоре — КПК Newton — провалилась. Даже с ОС для серверов, которые крайне неохотно и медленно следуют современным тенденциям, Apple определилась далеко не сразу, ну а уж с будущей системой для обычных Macintosh вообще творился тихий ужас.

Star Trek

В Apple отлично понимали, что процессоры от Intel временами были существенно лучше решений на архитектуре Power, так что некоторое время существовал проект совместно с Novell (да-да, с компанией, которая портировала свою серверную ОС в обратную сторону, на PowerPC — оцените масштабы «разброда» в компании) по переносу Mac OS на архитектуру x86. Работа кипела, и все шло хорошо, но в итоге проект все равно был закрыт — Apple решили держаться за IBM, да и наработок по Power было жалко. Так что все могло пойти по-другому, и Apple могла перейти на x86 на десяток лет раньше.

Raptor и NuKernel

Проект Raptor был явно футуристичным — по задумке, он не был привязан к определенной архитектуре, и имел ядро, называемое NuKernel, которое могло работать на чем угодно. В систему хотели включить наработки по Star Trek и System 7, но проект из-за урезаний бюджета и слишком большого количества проблем был закрыт.

TalOS

Один из здравых проектов Apple в то время (возможно, потому что развивался вместе с IBM?), но все еще неудачный и полностью закрытый в 1998 году. Но для того, чтобы о нем поговорить, нужно вернуться несколько назад, в 1988 год.

Уже тогда, во времена System 6, ключевые инженеры компании понимали, что развитие софта идет куда-то не туда, и с этим нужно что-то делать. Все идеи писались на карточках разных цветов: на синих были проекты, которые можно было достаточно быстро реализовать в следующих релизах, на розовых — далекие идеи и наброски будущих проектов.

В итоге новую ОС, «основанную» на розовых карточках, назвали, ожидаемо, Pink. Система была объектно-ориентируемой — то есть вместо того, чтобы рассматривать ее как единое целое, она представлялась как группа объектов с определенными свойствами и задачами, что сильно упрощало работу с ней. Писать ее решили на C++, к тому же она должна была иметь новое микроядро и графический интерфейс.

Но, как это обычно бывает, задумки на будущее растягиваются очень надолго: если System 7 с идеями на синих карточках вышла в 1991 году и была хорошей системой, то проект Pink тогда же не имел даже рабочего билда. Тогда Apple решила вновь объединиться с IBM, создав компанию Taligent, чтобы вместе сделать хорошую ОС для PowerPC.

Tallogo3.gif

В итоге разработка пошла куда-то не туда, и вместо системы появилась кроссплатформенная среда разработки CommonPoint, которая работала на AIX, HP-UX, Windows 95 и NT, ну и на IBM OS/2 — но никак не на System 7. Писать NuKernel времени уже не было, поэтому взяли готовое ядро Mach 3.0 (по иронии, именно на нем же было основано ядро Darwin, которое легло в основу современных iOS и macOS). В итоге получилась TalOS — полностью объектно-ориентируемая система, от начала и до конца состоящая из модулей.

Модули в TalOS назывались фреймворками, и они были абсолютно везде: и для текста, и для документов, и для интерфейса, графики, шрифтов, печати, и даже таких низкоуровневых вещей, как сетевые протоколы и драйвера. Разумеется, такая система была не одна — фреймворки приложений имела и NeXTSTEP, но все еще она использовала процедурные системные вызовы UNIX для взаимодействия с библиотеками низкого уровня, то есть была привязана к ОС. CommonPoint же предлагала писать программы вообще без использования каких-либо API операционной системы.

Но все это было готово лишь к 1995 году — при этом, во-первых, у Apple все еще не было NuKernel. Во-вторых — непонятно, как сделать поддержку софта с System 7 — все же это пользовательская ОС, и о legacy как в случае с серверами забывать нельзя. В-третьих, IBM активно развивает свою систему OS/2, откровенно портируя на нее CommonPoint. Ну и наконец — выходит Windows 95, которая просто на голову выше System 7. Поэтому Apple, понимая, что копаться в TalOS можно еще лет эдак 5 и при этом полностью отдать рынок на растерзание Microsoft, выходит из проекта.
12defiantdemo2.JPG
IBM, которым тоже эта ОС была не особо-то нужна, еще несколько лет вяло ее развивает (дабы перенести наработки в OS/2), и окончательно закрывает компанию в 1998 году. В итоге на проект Pink были потрачены множество ресурсов и целых 10 лет — и почти все в пустую. Единственное — некоторые наработки потом стали использовать в Mac OS, но все еще игра свеч не стоила.

Copland

appearence.png

Надо отдать должное Apple — понимая, что в проекте TalOS они могут «застрять» надолго, в 1994 году они анонсируют новую Mac OS (кодовое название проекта — Copland). Обещаний было много, и в основном это внедрение всего самого лучшего, что сделала в своих ОС Apple за все время их существования, ну и, разумеется, обещание «подвинуть» Microsoft с их Windows. Изменений должно было быть много, и были они достаточно радикальными:
  • Полный переход на PowerPC. Понимая, что метаться можно долго, в пользовательском сегменте компания решила четко придерживаться именно этой архитектуры.
  • Взаимодействие с Windows (и MS-DOS). В Apple отлично понимали, что огораживаться от всего мира не стоит, и разрабатывали возможность интеграции с системами от Microsoft. Конечно, говорить о запуске софта с Windows не приходилось, но хотя бы быстрое портирование драйверов и совместные сетевые протоколы были нужны.
  • Улучшение всех стандартных программ, таких как QuickDraw, ColorSync, PowerTalk и PowerShare.
  • Максимально полная поддержка интернета. Windows, разумеется, умела работать с интернетом, но это была, скорее, дополнительная опция. Apple же четко нацелилась на максимально быструю и удобную настройку сети и хороший браузер с поддержкой всех стандартов.
  • Создание многопользовательской системы. Такие попытки были и раньше, но реализация хромала — например, даже создания общих пользовательских папок не было. В Copland же должна была иметь максимально быстрое и удобное переключение между пользователями.
  • Лицензирование Mac OS. Достаточно отчаянный шаг для борьбы с монополией Windows — разрешить другим производителям использовать систему от Apple. Для этого предлагалось сделать слой абстракции от «железа» (HAL).
  • Микроядро NuKernel. Apple все никак не оставляла попыток создать собственное ядро.
  • Поддержка мультипроцессорных систем и вытесняющей многозадачности, а также защиты памяти и улучшенной работы с виртуальной памятью.
  • Гибкий механизм обновления системы.
  • Вынесение некоторых сервисов, таких как драйвера сети, ввода-вывода и файловых систем, из ядра. Это позволит его существенно облегчить, а также даст совместимость с большим количеством устройств.

opendoc.png

Как видно, планы были еще более амбициозными, чем с TalOS — а ведь тянуть Copland Apple должна была одна. В итоге в начале 90-ых проект достаточно быстро развивался, но потом стал буксовать. Выпустили несколько сырых билдов для разработчиков драйверов, по пути «забыв» про защиту памяти. В итоге вместо обещанного в 1996 году релиза проект был окончательно закрыт. Джил Амелио, который был тогда CEO Apple, сказал, что Copland по сути был набором кусочков софта от разных разработчиков, и ждать, что они волшебным образом соберутся в одно целое, было несколько странно. При этом он пообещал, что разработки Copland войдет в следующие системы от Apple — и тут он не наврал.

BeOS

Неудача Copland была почти что катастрофой, ибо времени на создание новой ОС не было, а та же Microsoft уже вполне довела изначально сырую Windows 95 до ума. Все было настолько плохо, что в Apple всерьез рассматривали возможность выпуска системы на базе Windows NT. Увы — не срослось, как и с Sun Solaris. А вот с BeOS все почти удалось.

Систему создал Жан-Луи Гассе, раньше работавший в Apple (да, история со Стивом Джобсом и NeXTSTEP была не единственной), причем он смог нанять команду достаточно толковых инженеров. В итоге система умела работать и с PowerPC, и с x86, имела продвинутую файловую систему с метками, мультизадачность, многопроцессорность, простой и удобный пользовательский интерфейс, и даже защита памяти была — прям как в Copland было обещано. Но вот ее выход на рынок откладывался: были некоторые проблемы с сетью и принтерами, набор приложений был невелик, да и в целом систему нужно было еще «полировать». 

ec314a91e0fa647bf39f421e541dd801.png

Apple предложила за систему 50 миллионов долларов — хорошая сумма, с учетом того, что сам Гассе вложил в Be около 20 миллионов. Но, зная о том, что у Apple по сути нет выхода, последний попросил за ОС больше 500 млн. Торги шли долго, и в последней суммой Apple было 200 млн, и Гассе почти согласился, но в последний момент запросил 275 млн, и Apple отказалась. Увы — дальнейшая судьба BeOS была незавидной: конкуренцию Windows она проиграла, и в 2002 году была куплена Palm за всего 11 млн долларов.

А что же Apple? Через год они покупают NeXTSTEP, Джобс возвращается в компанию, еще через год становится CEO и закрывает абсолютно все сомнительные проекты. Под его началом выходит Mac OS 8, собранная из кусков кода Copland и NeXTSTEP, но об этом — в следующей части.
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с iguides.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • iguides
          • стив джобс
          • память
          • microsoft
          • браузер
          • apple
          • приложения
          • домен iguides.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции