html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

История квир-кино в 14 фильмах

История квир-кино в 14 фильмах

Все чаще в российской прессе стало появляться слово «квир-кино», однако если забить в поиск Google запросы «квир-кино» или «квир кино», то получится около 40 тысяч результатов, а если ввести запрос «queer cinema», то около двух миллионов. Несмотря на то что в России уже существует и собственный фестиваль ЛГБТ-фильмов «Бок о бок», про картины, сделанные представителями ЛГБТ-сообщества и рассказывающие о проблемах ЛГБТ-сообщества, у нас говорят мало и преимущественно в независимых изданиях.

Термин «квир-кино», а точнее понятие «новое квир-кино» или «новая квир-волна», появился в 1992 году в эссе американского критика, исследователя и феминистки Би Руби Рич, которое сначала опубликовал нью-йоркский еженедельник о культуре The Village Voice, а потом перепечатал авторитетный британский журнал Sight & Sound. Этот текст был реакцией на программы кинофестиваля в Торонто и американского фестиваля независимого кино «Сандэнс», на которых показали ряд фильмов, объединенных, по мнению Би Руби Рич, квир-тематикой. Их снимали люди, относящие себя к квир-сообществу и пытающиеся с помощью своих работ бороться с гомофобией и психологической травмой от эпидемии СПИДа, создавать более глубокие портреты представителей квир-сообщества и поднять вопрос о расовой дискриминации. На деле квир-кино появилось раньше, чем означающий его термин, и было почти с самого начала существования кинематографа.

Первым полнометражным художественным квир-фильмом считается шведская немая картина «Крылья» 1916 года. Ее снял режиссер Мориц Стиллер по роману «Михаэль» авторства датского аналога Оскара Уайльда (тоже писателя, гея, денди и скандальной фигуры) Германа Банга. В основе сюжета — история любви художника Клода Зорета к его модели Михаэлю. Мотив гомосексуальности в книге не лежит на поверхности, и читатель считывает его по косвенным признакам. В 1924-м в Германии вышла более удачная и известная экранизация этой книги — драма «Михаэль» режиссера Теодора Драйера. Драйеровский фильм стал редким для того времени проектом, когда большая киностудия согласилась вложить деньги в квир-тематику. Впрочем, в 1920-е и 1930-е годы Берлин, столица Германии, был, пожалуй, самым толерантным местом для ЛГБТ-сообщества и считался гей-столицей Европы. Там выходили соответствующие журналы и фильмы, открывались бары и клубы. Развитие квир-культуры в Берлине остановилось с приходом к власти фашистов в 1933 году.

Исследователи квир-кино Гарри Беншоф и Шон Гриффин считают, что до 1930-х годов в Голливуде не видели ничего плохого в проявлениях однополой любви на экране, если при этом соблюдались гендерные роли, и такое даже поощрялось. То есть поцелуй мужчины с мужчиной считался чем-то нормальным, но не в случае, если бы один из них был трансгендером. Пример, который традиционно приводят к этому утверждению, — немой фильм «Крылья» режиссера Уильяма Уэллмана. В основе сюжета — любовный треугольник, в котором два летчика, участвующих в Первой мировой войне, влюблены друг в друга и в одну и ту же девушку. Это первая кинокартина, в которой зрители увидели на экране поцелуй двух мужчин, и лауреат на звание «Лучшего фильма» самой первой церемонии вручения премии «Оскар» 1929 года

Знаменитая сцена с поцелуем

В голливудских фильмах долгое время был распространен типаж персонажа-гея с женственными чертами. Как правило, это были небольшие роли второго плана, предназначенные для отыгрывания на них шуток. Сопоставимым с этим распространенным кинотипажом в начале XX века были женщины с маскулинными чертами, то есть одевавшиеся в мужскую одежду и копирующие привычки и поступки, которые тогда считались сугубо мужскими (например, курение сигар). «Марокко» — первый американский фильм актрисы Марлен Дитрих и первый фильм с поцелуем двух женщин. Этот поцелуй правда был довольно легким, и героиня Дитрих все равно в итоге крутила роман с мужчиной. Возмущение публики вызвало то, что Дитрих, игравшая певицу кабаре, появилась на экране в мужском костюме. В то время и поцелуй, и женщина в брюках были вполне себе поводом для скандала.

Марлен Дитрих в образе денди в «Марокко»

В 1930-х американские студии, как и вся страна, столкнулись с Великой депрессией и были вынуждены придумывать, как завлечь зрителей в кинотеатры. Логика была та же, что у канала HBO, — больше шокирующих сцен насилия и разврата, а также гомосексуальной любви. В этот период вышли, например, тот же «Марокко», мафиозный триллер «Лицо со шрамом» и драма «Герои на продажу» о ветеране Первой мировой войны, который подсаживается на морфий, теряет работу и попадает в тюрьму. Одним из знаковых фильмов периода был «Знак креста» — историческая драма об императоре Нероне, решившем убить всех христиан. Первая версия картины длилась два часа, но с 1934 года, с введением в силу кодекса Хейса, ее стали цензурировать и вырезали сцену эротического танца, потом некоторые сцены гладиаторских боев и другие сцены, не прошедшие цензуру. Кодекс Хейса, также известный как этический кодекс производства фильмов в Голливуде, составили еще в 1930 году после недовольства и протестов американских католиков и пуритан, посчитавших, что голливудское кино стало слишком безнравственным. «Знак креста» воплощал многое из того, что этот кодекс запрещал изображать на экране: обнаженка, насилие, гомосексуальные мотивы, белое рабство, сомнительные семейные ценности и многое другое. Введение кодекса Хейса, напоминавшего мечту сегодняшних самых одиозных российских депутатов и министров, на пару десятков лет почти стерло из американского кинематографа ЛГБТ, ведь новые правила запрещали даже косвенное изображение гомосексуальности.

История квир-кино в 14 фильмах (фото 1)

Этот нуар — один из первых фильмов, показывающих антисемитизм как губительное явление. Завязка сюжета — убийство молодого добродушного еврея. Сценарий фильма написан на основе книги Ричарда Брукса «Кирпичная нора». Интересно тут то, что первоисточник, то есть книга, посвящен теме гомофобии, но из-за кодекса Хейса пришлось изменить главную идею. Это не помешало фильму получить пять номинаций на «Оскар», но академики все равно отдали все призы другим, менее жестоким, на их взгляд, картинам. Вообще, в тот период это было совершенно нормальным — убирать гомосексуальные мотивы из кино, если вдруг они были в литературном первоисточнике, и заменять их на что-то другое. Например, менять лесбийский роман на гетеросексуальный.

История квир-кино в 14 фильмах (фото 2)

Второй стратегией изображения гомосексуалов во времена действия кодекса Хейса было представлять их злодеями и опасными, психически нездоровыми людьми. «Веревка» Хичкока основана на реальных событиях, но то, что главные герои были любовниками, — все-таки предположение желтой прессы. Тем не менее в фильме эта деталь сохранена, хоть и не так уж явно — все-таки кодекс это запрещал. Другой пример изображения (и тоже довольно неявного) гомосексуальности как признака злодея — «Ребекка» 1940 года, снятая по одноименному роману Дафны Дюморье, где экономка миссис Денвер влюблена в свою бывшую хозяйку и пытается избавиться от новой.

Главные злодеи в «Веревке»

Британская драма «Жертва» — первый англоязычный фильм, в котором прозвучало слово «гомосексуал». Картина вышла за пять лет до декриминализации однополых отношений в Англии и Уэльсе в 1967 году (в Шотландии это случилось только в 1980-м), и считается, что она повлияла на прекращение преследования геев в стране. Кроме того, это первая британская полнометражная лента, открыто высказывающаяся о гомофобии и тяжелой жизни гомосексуалов. Фильм рассказывает об адвокате Мелвилле Фарре, скрывающем свою ориентацию. Однажды он сталкивается с группой вымогателей, шантажирующих гомосексуалов, и сам становится их жертвой.

История квир-кино в 14 фильмах (фото 3)

Художник Энди Уорхол много работал с квир-тематикой и этим поспособствовал становлению, развитию и принятию квир-кино. «Поцелуй» — один из первых его фильмов, в котором несколько пар целуются по три с половиной минуты каждая. Там есть пары «мужчина и женщина», «женщина и женщина» и «мужчина и мужчина». У Уорхола есть и другие квир-фильмы. Например, «Минет» 1964 года, где, в общем-то, не происходит ничего невероятного, потому что на экране видно только меняющееся лицо одного мужчины, но эта лента открывается с другой стороны, когда люди узнают, что роли получающего удовольствие и делающего минет исполняют мужчины.

«Поцелуй» Энди Уорхола

В 1969 году случилось важное для всего квир-движения США событие — Стоунволлские бунты. Эти восстания были спровоцированы полицеским рейдом в одном из гей-баров в Нью-Йорке под названием Stonewall Inn, и тогда ЛГБТ-сообщество воспротивилось ущемлению прав секс-меншьинств. Резонанс был настолько велик, что эти события считаются поворотными для всей квир-культуры США: ЛГБТ-сообщество наконец смогло объединиться и создать собственные правозащитные организации, таким образом, по сути, основав движение за права гомосексуалов. В результате изменилось и то, как их показывали в фильмах, а в конце 1970-х в США появился первый в мире фестиваль квир-кино Frameline Film Festival, проходящий в Сан-Франциско с 1977 года.

«Оркестранты» (The Boys in the Band) — один из первых американских фильмов с широким прокатом, в которых сюжет сконцентрирован вокруг гомосексуальных персонажей, и при этом все они воспринимаются всерьез, а не как повод для шуток или исчадия ада. Главное событие фильма — вечеринка, где гости решают сыграть в игру. По правилам каждый должен позвонить одному человеку, которого, как он считает, любил по-настоящему.

История квир-кино в 14 фильмах (фото 4)
История квир-кино в 14 фильмах (фото 5)
История квир-кино в 14 фильмах (фото 6)

Когда в 1980-х в США началась эпидемия СПИДа, отношение к секс-меншинствам резко ухудшилось, представителей ЛГБТ объявили разносчиками болезни, и это вылилось в настоящую анти-квир-панику. Следствием стало то, что киностудии вновь отказались от адекватного изображения квир-персонажей в кино. Тем не менее в 1980-е представители секс-меньшинств стали сами снимать фильмы о себе. Тогда же появились видеокассеты и стало возможным купить записи картин, которые нельзя было увидеть в прокате. Это помогло распространению квир-кино, по сути, оказавшемуся в гетто. Проблема была в том, что такие фильмы, снятые на коленке, не имели художественной ценности, были непрофессиональны и интересовали только очень узкий круг зрителей.

Тем временем в 1987 году появилась премия «Тедди» — специальная награда Берлинского кинофестиваля, которую вручают за фильмы, рассказывающие о проблемах ЛГБТ. Эту премию вручает специальное жюри, состоящее, как правило, из людей, работающих с квир-кино и относящих себя к квир-сообществу. Первым фильмом, получившим «Тедди», стала драма «Закон желания» испанца Педро Альмодовара. Для режиссера это была первая картина, снятая им полностью самостоятельно под эгидой собственной производственной компании El Deseo, и первая работа, целиком посвященная гомосексуалам и трансгендерам, — здесь ведется рассказ о любовном треугольнике трех мужчин. В год своего релиза «Закон желания» стал самым успешным фильмом по кассовым сборам в Испании.

История квир-кино в 14 фильмах (фото 7)

«Мой личный штат Айдахо» Гаса ван Сента — один из фильмов, бывших частью новой квир-волны, о которой писала Би Руби Рич. Главные роли двух мужчин Майка и Скотта, зарабатывающих проституцией, играют Ривер Феникс и Киану Ривз. По сюжету они отправляются на поиски матери Майка, и по дороге тот признается в любви Скотту. В оригинальном сценарии сцены признания не было, ван Сент не планировал открыто показывать гомосексуальность персонажа, но Ривер Феникс сам написал эту сцену, чтобы у зрителя не оставалось сомнений.

Новое квир-кино возникло как реакция на анти-квир-настроения периода эпидемии СПИДа. Долгие годы представителей ЛГБТ-сообщества преимущественно стигматизировали и изображали в отталкивающем ключе, поэтому представители этого кинодвижения решили сосредоточиться на гуманизации и освещении проблем квир-людей. Кроме Гаса ван Сента к новой квир-волне относят режиссеров Тодда Хейнса, Грегга Араки и Дерека Джармена. К ним присоединился и ряд британских режиссеров, включающий Исаака Джулиена и Теренса Девиса. После появления новой квир-волны интерес к этого рода фильмам только растет, как растет и их производство.

История квир-кино в 14 фильмах (фото 8)

Исследователи отмечают, что во второй половине 1990-х во французском кино прошла волна интереса к изображению мужской гомосексуальности. В 1996-м вышла картина Гаэля Мореля «Полный вперед» об арабе Самире, влюбленном в гетеросексуального писателя Квентина. В том же году вышла квир-короткометражка Франсуа Озона «Летнее платье», а вслед за этим, в 1998-м, — фильм — участник основного конкурса Каннского кинофестиваля «Те, кто меня любит, поедут поездом» Патриса Шеро о похоронах художника, куда съезжаются его бывшие жены, зараженные СПИДом любовники и сыновья-трансвеститы, в 2000-м — роуд-муви о ВИЧ-положительном гее «Приключения Феликса» Оливье Дюкастеля и Жака Мартино и другие картины с ЛГБТ-тематикой.

История квир-кино в 14 фильмах (фото 9)
История квир-кино в 14 фильмах (фото 10)

Кино, как самое влиятельное искусство нашего времени, в значительной степени определяет отношение людей к различным явлениям, и мы чаще всего даже не замечаем этого. Оно формирует взгляды и в столицах, и в отдаленных городах, куда не привозят громких выставок и звезд шоу-бизнеса, зато не обделяют хотя бы одним небольшим кинотеатром или просто подключением к интернету. Долгие годы ЛГБТ-сообщество практически не существовало и не признавалось в том числе и по той причине, что в кино не было традиции изображать представителей секс-меньшинств как обычных людей, таких же, как и все остальные. Вероятно, рост числа квир-фильмов в 1990-е повлиял на то, что в этот период в мире стали активнее принимать законы о легализации однополых браков (как зарегистрированных, так и признаваемых сожительствами).

Сегодня квир-кино признают (пусть и не в такой мере, как могли бы) и кинотеатры, и кинопремии, и, как следствие, многие зрители. Об этом говорит не только «Оскар» «Лунного света», но и определенный успех фильмов «Жизнь Адель» (при 50 прокатных копиях в России собрал 10 530 799 рублей, для примера — «Движение вверх», прославившееся своим заслуженным прокатным успехом на миллиард рублей, все-таки распространялось в количестве 1 500 копий) и «Зови меня своим именем» (вообще не выходил в полноценный прокат в России). Последний из этих двух фильмов нынче может попасть в номинанты того же «Оскара», а первый был триумфатором Каннского кинофестиваля в 2013 году.

 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с buro247.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • buro247
          • костюм
          • модель
          • майка
          • платье
          • одежда
          • домен buro247.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции