html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Исследование миграций и палеолитического искусства

Историк Владислав Житенёв о пещерном искусстве, миграциях в верхнем палеолите и исследовании Каповой пещеры

Существует устоявшаяся картина мира, которая гласит, что в верхнем палеолите — в ледниковый период от 40 000 до 10 000 лет назад — палеолитическое искусство было сосредоточено только на территории Западной Европы, то есть во Франции, Испании, Италии. Это пещерное искусство с росписями или гравировками, располагающееся на стенах залов, галерей или потолках подземных святилищ. Однако за последние годы мы достаточно уверенно можем сказать, что монументальное палеолитическое пещерное искусство было характерно не только для Западной Европы, но и для других регионов. Это такие отдаленные от Западной Европы регионы, как Индонезия и Австралия. Также казалось, что в других регионах отсутствуют пещеры с настенными изображениями представителей мамонтовой фауны, за исключением Восточной, Центральной, Южной Европы и Италии.

С 1959 года известна Капова пещера на Урале. Она находилась в 5000 километров от Западной Европы и оставалась уникумом. Есть похожие даты: 15 000, 17 000, 19 000 лет назад — это то, что мы знали о времени создания рисунков в пещере на Южном. Люди не понимали, действительно ли это такой уникум, особый очаг возникновения пещерного искусства, особого символического ритуального поведения в пещерах или это что-то другое. Потом во время добычи известняка была обнаружена пещера в Румынии, и ее успели зафиксировать только в эпоху Чаушеску. Затем ее разрушили продолжением работ в карьерах.

За последние несколько лет мы и наши коллеги смогли выявить новые аспекты изучения верхнепалеолитического искусства и обнаружить новые памятники. И вот сейчас кроме территории Западной Европы мы видим, что палеолитическое пещерное искусство есть в Карпатах, потому что открыта совершенно новая пещера примерно в сотне километров от той, которая была разрушена. Известна новая пещера в Румынии. И совсем недавно нашими коллегами из Франции и Испании были открыты пещеры на Балканах. Там до последнего времени были неизвестны пещеры с палеолитической живописью. В 2018 году вышла публикация, было сделано несколько интересных сообщений на крупных конференциях и конгрессах о том, что на Балканах также существовали пещеры с рисунками, очень похожими по стилю, манере размещения, по тем следам деятельности человека, которые присутствуют как в Западной Европе, в Карпатах, так и на Южном Урале. Сейчас вырисовывается новая цепочка следов. Возможно, она уходит на восток, в сторону Алтая. Важно, что это открывает новую страницу понимания жизни верхнего палеолита, то есть ледникового периода.

Находки южноуральской археологической экспедиции МГУ в Каповой пещере хорошо показывают направление возможных связей людей, которые совершали ритуалы, проводили их в пещере, рисовали мамонтов, носорогов. И направление идет в сторону Каспийского моря. Это южное направление достаточно хорошо укладывается в новые открытия на Балканах и в Карпатах и, возможно, свидетельствует о том, что люди, которые рисовали, были связаны с ранними перемещениями на большие расстояния по коридору Балканы — Карпаты — Каспийский регион — Урал. Это одна из версий, которая будет подтверждена или опровергнута в будущем, и для этого предстоит многое сделать, но это направление сейчас выглядит наиболее хорошо аргументированным.

Носители этой традиции не бежали вприпрыжку по всей Европе, не мотались туда-сюда, ведь ни самолетов, ни дорог, ни мостов не было. То есть они приходили, жили какое-то время, потом шли дальше. Мы видим по каменным орудиям, каменной индустрии, что это достаточно локальные местные культурные особенности. А вот изобразительный стиль рисунков, манера приготовления краски, а также следы ритуальной деятельности очень часто получаются едиными. То есть были некоторые мировоззренческие единые ритуальные вещи, традиции производства орудий и приспособления к тем природным условиям и среде, которая окружала людей на местном уровне. Люди легко вписывались в природное окружение, но сохраняли некие базовые культурные и социальные особенности той организации, которая была присуща, видимо, какому-то крупному культурному надобъединению в Европе или вообще в Евразии.

Мы знаем, что наш вид Homo sapiens, наши непосредственные предки из Африки не только мигрировали в Евразию, но также заселили Австралию и Америку. Мы сейчас представляем себе, какими путями это происходило. Очень часто это было связано с передвижением по воде, по морю. И мы понимаем, что не только Homo sapiens, но и неандертальцы, представители других видов также умели пересекать именно крупные водные пространства, а не только реки.

Но когда мы говорим о миграциях, например, в верхнем палеолите и в среднем, возникает много вопросов и дискуссий, которые связаны с непониманием, каким образом переносятся идеи и традиции на большие расстояния, то есть идеи, которые мы можем фиксировать в обработке и технологии обработки каменных и костяных орудий, в переносе на огромные расстояния стилистических особенностей образа женщины или традиций пещерной живописи. И главная тема, которая достаточно давно дискутируется: все это переносилось группой людей, которые мигрировали от региона к региону, или идеи передавались через коллективы, которые жили относительно недалеко?

Есть два больших лагеря. Часть археологов считает, что происходит диффузия, то есть какие-то идеи зарождаются в одном месте и если они зародились в правильное время и в правильном месте у правильных людей, которые могут донести все это, сохранить и продолжить коллективную родовую линию, то это распространяется. Либо есть люди, которые считают наоборот, что это все передается достаточно нецеленаправленно, путем обмена знаниями, подглядыванием за ними, посредством каких-то брачных союзов и так далее.

Эти проблемы достаточно долго упирались в наше не всегда четкое понимание, на какие дистанции в верхнем палеолите, то есть в эпоху ледникового периода (от 40 000 до 10 000 лет до нашей эры), могли ходить люди либо на каких расстояниях у них были развиты обменные операции, ведь все друг с другом хотя бы изредка встречались.

На сегодняшний день мы видим, что во второй (поздний) период верхнего палеолита происходили длинные дистанции либо передвижений, либо возможностей обмена. Это 300–500 километров. В начале верхнего палеолита мы видим, что это и 200–250 километров. Другой вопрос, что точно мы не можем ответить, передвижения ли это конкретных коллективов или это обменные операции. Но исходя из тех материалов и исследований, которые южноуральская экспедиция МГУ ведет в Каповой пещере, все-таки складывается впечатление, что люди или какие-то конкретные небольшие группы крупных коллективов действительно могли передвигаться на очень большие расстояния.

В 1980-е годы, годы наших предшественников, когда в Каповой пещере проводились работы ленинградского археолога Вячеслава Евгеньевича Щелинского, и во время наших раскопок были обнаружены украшения из очень маленьких раковин ископаемых уже на тот момент, когда их палеолитический человек подбирал. Но они встречаются, по определению малакологов (специалистов по раковинам), только в районе Прикаспия. Это достаточно далеко от Каповой пещеры. Там до Волги не меньше 350 километров, а до Каспия значительно дальше. И здесь вставал вопрос, что у нас не было достаточного количества аргументов, чтобы решить, каким образом эти вещи в пещере попали к тем, кто их оставил: сами ли эти люди попали сюда или они произвели обмен?

Но после того, как в ноябре 2017 года международной группой было расчищено изображение двугорбого верблюда в Каповой пещере, стало почти очевидно, что все-таки люди, которые рисовали, или тот художник, который рисовал фигуру верблюда, видел живого верблюда. А на тот момент, примерно 20 000 лет назад, когда было нарисовано это изображение на Южном Урале, там, где находится Каповая пещера, верблюды не водились. Они водились гораздо ниже, в районе Прикаспия, — там же, откуда происходят раковины, из которых делались украшения.

Сложно предположить, что нужно было пройти 700 километров по диким местам, где достаточно много диких зверей, где плохая погода, — все-таки это ледниковый период — прийти оттуда, дойти до пещеры, нарисовать и еще куда-то уйти. Но человек, который рисовал фигуру, хорошо знал, как выглядит двугорбый верблюд. Эта уникальная фигура дает нам новые основания для того, чтобы говорить: миграции в верхнем палеолите могли быть очень длительными. И не просто на памяти одного или двух поколений, как мы считали раньше, а в достаточно короткий промежуток времени. Тем более человек, который умел и имел право рисовать в пещере, потому что не каждый человек имел право рисовать в святилище. То есть человек, нарисовавший верблюда, сам видел его и через какое-то время изобразил в пещере, причем изобразил достаточно хорошо, так же как знакомых ему лошадей.

Этот момент открывает новую страницу того, куда двигаться в изучении миграций и образа жизни людей, которых мы считали жившими продолжительное время на локальных территориях. Но все дело в том, что мы не находим ответов. Мы находим больше вопросов, которые становятся глобальнее, а ответы все пока отодвигаются и отодвигаются.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • исследования
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции