html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Искусство быть вечным

Общество 27 марта 2017, 08:01 Юрий Грымов

Режиссер Юрий Грымов — о том, почему общество не теряет интерес к современному театру

Фото: из личного архива Юрия Грымова

Самое удивительное для меня в нынешнем театре — то, что он вообще сохранился, каким-то непостижимым образом. Мало того, значение театра в России возросло. Это очень вдохновляет. Я далек от того, чтобы говорить, мол, в современном российском театре все прекрасно. Но уже не редкость, когда какая-то постановка в региональном театре вызывает общероссийский резонанс, о ней говорят, спорят, она заставляет людей думать — это уже хорошо.

Кто-то, конечно, получает такой резонанс через скандал, переходит черту, срывается. Но причина резонанса в таких случаях все равно в интересе публики к театру, а не к скандалу. Если бы людям был неинтересен театр, то никакой скандал на сцене не стал бы вызывать серьезного отклика.

В целом же театр живет, и это здорово. Кому сказать спасибо за то, что российский театр жив? Конечно, энтузиастам, которые вместе с ним пережили и переживают порой очень непростые времена. И государству, которое поддерживает современный театр.

Недавно в Париже я решил сходить в театр. Выбрал приличную постановку с хорошими артистами и прессой — четыре с половиной звезды. Неожиданно легко купил билет, всего тридцать евро. В Москве средняя цена билета выше. И попасть на хороший спектакль не так-то просто.

Пришел я на Монмартр. Обычный парижский театр — хороший, уютный, небольшой, с историей. Кстати, большие драматические театры у нас — это тоже советское наследие: только тогда и только в России строили театры-храмы. Этот факт тоже оказал влияние на формирование отношения к театру в обществе. Во всем мире только оперные театры могут похвастаться большими, помпезными, вызывающими восхищение зданиями, а в России это обычное дело даже для областного театра драмы.

Так что же меня поразило в том парижском театре? Среди собравшейся там публики я был самый молодой. Заметно выделялся своим юным возрастом. Впрочем, тот же самый опыт был у меня и в других европейских странах. В Европе в театры ходит публика в диапазоне 60+. В такие моменты я всегда возвращаюсь к своим ощущениям от встречи со зрителем, который приходит на мой спектакль «Цветы для Элджернона» в московском РАМТе, — это в большинстве своем молодые люди.

Разумеется, в Европе существует экспериментальный молодежный театр, с теми же непременными скандалами, но он находится где-то в стороне от общего течения. В основном же это серьезный разговор с очень взрослым зрителем.

Мы сумели сохранить связь с гораздо большей аудиторией. Предполагаю, что тут срабатывает единственное правило: люди идут только туда, где им интересно и где они слышат что-то важное для себя.

Есть еще одна отличительная черта в нынешнем российском театре. Она не относится к каким-то «основополагающим принципам», она просто есть — обыкновенная и немного трогательная. Весь русский театр, который исторически зародился в провинции, говорит со зрителем в основном на «московском наречии». Такой невольный «акцент» — это ни плохо, ни хорошо. Просто так сложилось. Калуга, Кострома, Воронеж — стиль узнаваем везде.

Однако обратите внимание: сегодня публика, ищущая для себя что-то важное, идет не только в театр, она идет на многочисленные выставки и в музеи современного искусства. Почему так? Почему во всех крупных городах мира есть музеи современного искусства? Почему люди приходят, платят деньги за билеты и смотрят на странные работы странных авторов?

Мне кажется, эти две сферы — современное искусство и театр — сейчас находятся на стадии столкновения. Не катастрофического, но концептуального. От этого контакта может произойти взаимное оплодотворение, должно родиться какое-то новое звучание, новый язык, которым заговорит новый театр.

Во многом этими надеждами объясняются мои шаги по обновлению театра «Модерн», где я с недавнего времени работаю художественным руководителем. Мы очень ждем, что к нам в театр придут новые люди — артисты, художники, режиссеры, композиторы, с которыми мы сотворим нечто новое, живое. Потому что цепляться за прошлое и в этом искать свой стиль — это тупик. В легендарном для русского театра XIX веке играли и говорили со зрителем языком девятнадцатого века, в XX веке Ефремов, Евстигнеев и другие великие артисты были понятны всем, потому что проживали на сцене жизнь человека двадцатого века. В XXI веке артист или режиссер будут понятны зрителю только тогда, когда они смогут передать ему свои мысли и переживания современным языком.

Так во всем. Если в юности я, для того чтобы посмотреть хорошие фотографии современных европейских фотографов, ходил в библиотеку и выписывал журналы в читальном зале, то теперь я просто беру смартфон и захожу на какой-нибудь фотосайт. Теперь не нужно брать с собой лезвие и втихаря вырезать из этих журналов понравившиеся снимки, как делал в свое время я. Каюсь! Было такое! А сейчас можно просто скопировать файл себе на телефон.

Слишком сильно изменилась наша жизнь. Изменилось значение многих слов. Изменились технологии. Мы сами поменялись. Театр не может не меняться вместе с новыми веяниями.

Если говорить о государственной поддержке, то большие (иногда огромные) деньги тратятся на техническое переоснащение театров. Это прекрасно! Когда я увидел, что инженеры «наворотили» (в хорошем смысле слова) в Малом театре, то был в восторге. Сцена-трансформер, потрясающие возможности для использования пространства — это настоящий 3D-театр, выражаясь современным языком. Хочется пожелать Малому театру главного: должным образом использовать все это техническое великолепие.

И эта область, на первый взгляд — чисто техническая, соприкоснувшись с театром, способна дать новый и неожиданный результат. И в театре появятся (и уже появляются) сотрудники — выпускники не Щепкинского училища, а какого-нибудь Бауманского университета, технари, компьютерщики. Это нормально и правильно!

А если говорить исключительно о творческой сфере, о культуре вообще, то я убежден, что сегодня талантливая молодежь может найти и реализовать себя именно в театре. Говорю это, опираясь на личный опыт. Когда-то я занимался рекламой, видеоклипами, потому что это было безумно интересно. И очень горжусь этим периодом. Потом было интересно заниматься телевидением. Но шоу-бизнес, клипы, реклама, телевидение — все это совсем неинтересно сегодня. Журналистика неинтересна. Неинтересно кино.

Сегодняшнее кино предало своего зрителя. Оно подменило тайну кинематографа на физиологический процесс: включается экран, выделяется слюна и зритель принимается жевать свой попкорн.

Только театр по-прежнему интересен зрителю. Может быть, потому, что театру по-прежнему интересен человек. Не как физиологическая особь, а как личность.

И этот взаимный интерес необходимо сохранять и поддерживать всеми силами.

Автор — режиссер театра и кино, художественный руководитель Московского драматического театра «Модерн»

Наверх
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с izvestia.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • izvestia.ru
          • домен izvestia.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции