html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интонация времени // Константин Щербаков задумался об изменяющемся и неизменном

Фото: letty17/Getty Images

Константин Щербаков задумался об изменяющемся и неизменном

Помнится, когда в детстве я жил на правительственной даче, заборы тамошние были ростом метра два с половиной. Ну, может, чуть больше. А нынче, проезжая по ВИП-Рублевке, вижу заборы ростом — на глазок — метров семь-восемь. Разумеется, это не значит, что за истекшие десятилетия хозяева жизни отдалились от ее рядовых обитателей в три раза. Но что-то же это значит…

С нарастающим интересом перечитываю давние повести Рустама Ибрагимбекова — «Деловая поездка», «Забытый август». Думаю, основная причина интереса (моего, по крайней мере) — в уловленной писателем верной интонации времени. Именно будучи живой и верной, она вступает в разнообразные отношения с интонацией нынешней, возникают пересечения, взаимодействия, соединения, отталкивания.

Такое сегодняшнее бытование возможно и для текстов 40–50-летней давности (как повести Ибрагимбекова), и для тех, что были написаны тому назад век-другой. Связь времен держится на интонациях. Чаще, однако, происходит обратное: совсем недавно что-то такое читалось, экранизировалось, инсценировалось, а сегодня, наскоро пробегая строки, чувствуешь: мимо. Все вроде бы на месте и вранья нету, а верная интонация найдена не была, и надвигающемуся времени вступать во взаимодействие не с чем.

И еще. Века, конечно, веками, но когда погружаешься в интонацию, которую и сам еще когда-то застал, погружаешься заново — это дает возможность почувствовать ее особенно остро, оценить строго и по достоинству. При всех заморочках конца 60-х — начала 70-х — хорошая была интонация. Уж точно — не бессмысленная. И, право, не старческое это брюзжание — а вот в наше время… нет, в самом деле, есть что вспомнить, про себя приговаривая: а повезло ведь нам все-таки, право же, повезло…


Все о национальной идее хлопочем, а сформулирована она была давно (мальчишкой услышал), однако на статус национальной идеи формулировка эта, во многом благодаря действиям и высказываниям наших высоких начальников, стала претендовать только сейчас. Примерно вот так:

Бывайте здоровы, живите богато,

Насколько позволит вам ваша зарплата.

А если зарплата вам жить не позволит,

То вы не живите — никто ж не неволит.

Подкупает гармония порыва к личной свободе и экономической целесообразности. Если кто-то придумает лучше — буду счастлив.

P.S. Впрочем что это я? Отстаю от жизни. Возраст, наверное. Придумано ведь! Придумано: денег нет, но вы держитесь. Суть та же, но короче, энергичнее, емче. И толика оптимизма добавлена. Светлой надежды на возможное выживание. Дескать, не обязательно, но не исключено.

А что денег нет… На вопрос, куда они девались, национальная идея отвечать не обязана.

P.P.S. Но вот и пенсионная реформа подоспела. Обладай я поэтическими способностями — приведенное выше четверостишье дополнил бы. По линии укрепления национальной идеи.


Видел спектакль хорошего режиссера, в хорошем московском театре, по широко известной русской классической пьесе. В зале — сплошная «элита» (замечу, преимущественно не творческая, а политическая). Реплики, откликающиеся сегодняшнему дню (а в нашей необъятной классике реплик, откликающихся любому дню, хватает), подавались со сцены в манере подчеркнуто многозначительной. Достойные представители «элиты» столь же многозначительно переглядывались: дескать, мы-то все понимаем, и вообще — мы тоже, мы с вами… слегка друг дружку локтями в бока — в знак единения на почве разрешенного либерализма, за который ничего не будет.

Актерские работы профессионально безупречны, и временами даже забывается, что все, услышанное со сцены, уже сказано нашими живыми (какие еще остались) средствами массовой информации, только сказано более резко и определенно. Прямым текстом, минуя многозначительные ассоциации. Забывается, но тут же и вспоминается.

Эзопов язык, досконально освоенный нашей сценой, безусловно, необходим тогда, когда говорить на другом языке возможности нету. Вступает в свои права неконтролируемый подтекст, с которым безуспешно боролись цензоры всех рангов. Когда возможность есть (а она пока еще есть) — это время, благоприятное для рождения новых идей, новых художественных смыслов, которые помогли бы понять, что с нами сегодня происходит. Если же новые художественные идеи, смыслы — по разнообразным причинам — не родились, не возникли, вышелушиваются и обсасываются ударные реплики. Получается иногда эффектно, однако Островский и Чехов, сведенные к декларациям, оказываются несравненно мельче себя самих.

И ничего в этом противоестественного. Актер, ведомый умным режиссером, может хорошо играть до глубокой старости. У режиссера рано или поздно, но почти всегда наступает момент, когда должно прийти (но далеко не всегда приходит) понимание: нового слова, скорее всего, уже не будет и надо максимально разумно распорядиться нажитым творческим багажом. Взвешенность и осторожность суждений здесь необходимы особенно.

И мне кажется, что на этом рубеже решающе важно, чтобы театр на волне честно заработанной популярности не оказался предметом и заложником жадной светской тусовки. (Как — еще не видели? Идите немедленно! Там же про коррупцию, там этот — как его? — Жадов, да — такое несет, такое…) Полезно, конечно, что имярек узнал (узнала) что-то про Жадова и, возможно, даже про его автора, но к этому ли сводил театр свою художественную задачу?


Не прошло и сорока дней после похорон Олега Табакова, как ушлая журналистка с помощью налоговой инспекции во всех деталях выяснила размер и характер наследства, доставшегося вдове, и опубликовала свои изыскания на страницах известной газеты.

Что в окружающей действительности удручает более всего? Пожалуй, то, что бессовестность перестала считаться бессовестностью.

Да просто исчезло такое понятие — бессовестность. Нету его.

Ответ верный, но, скорее всего, не исчерпывающий.


Если наше государственное телевидение упорно, целенаправленно кормит свою многомиллионную аудиторию постыдными коечно-денежными скандалами среди знаменитостей, не брезгуя подтасовками и враньем, а многомиллионная аудитория это с удовольствием кушает, то никуда не денешься от понимания: взывать к самым простым душевным приличиям становится вполне бессмысленно.

Как заметил старый варшавский парикмахер, разглядывая плохо подстриженного клиента:

— С этой головой уже ничего нельзя сделать.

P.S. Говорят, Ольга Бузова пишет пьесу из жизни африканских племен под названием «Армен и Виталина», она же будет режиссером-постановщиком. Ну, разумеется — мало ли что говорят. Но — пусть говорят! А я с нетерпением буду ждать премьеры.

P.P.S. Роды невестки Марии Шукшиной в прямом эфире уже показали. Теперь бы в аборт какой-нибудь знаменитости вникнуть — чтоб вблизи, до мельчайших деталей. Как у нее там? Как у всех? Интересно же.

Почему нет? Если жизнь у нас нынче вообще — сплошной постскриптум…

Константин Щербаков, журналист, критик

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruogoniok
          • театр
          • писатель
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции