html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Илья Ферапонтов: Миф должен стать оружием науки

Фото: Кузьмин Валентин/ТАСС

В неформальном языке физиков, программистов и инженеров слово «гуманитарий» означает «дурак», «неумеха», «человек, не способный рационально мыслить», а в последнее время, после разоблачений «Диссернета», еще и «мошенник», и «плагиатор». Впрочем, эта история началась не вчера — еще в советском споре физиков и лириков победили физики. Да и как могло выйти иначе — кто дал стране бомбы и ракеты, не литературоведы же?

Недооценка гуманитарных наук Советский Союз и похоронила. Не нехватка ракет и бомб или экономические проблемы (вы же не думаете, что в 1929-м или в 1947 году советская экономика чувствовала себя лучше, чем в 1989-м?), а типичные «гуманитарные» эффекты — в первую очередь, образ рая за железным занавесом, который возник в головах изолированных от остального мира советских людей, — привели к коллапсу советской системы.

В руках гуманитариев-практиков (их еще называют политтехнологами) сегодня есть настоящее оружие массового поражения, способное уничтожать политические режимы. И, в отличие от «обычного» ядерного оружия, оно вовсю применяется. Оружие это — миф.

Первоначально так называли один из типов текстов — архаические сюжеты о богах и героях античной Греции и Рима. Потом похожие тексты были обнаружены у других народов, и ученые были поражены их сходством: близкие сюжеты встречались на разных континентах у культур, которые никогда не контактировали друг с другом.

Миф не знает полутонов, в нем все построено на противопоставлении «черное — белое», в нем нет случайностей и все закономерно

Затем следы мифологических сюжетов, их компоненты начали отыскивать в других фольклорных текстах — сказках, легендах и поверьях. Элементы картины мира, логики, свойственной мифам, находили в литературе и просто в высказываниях и воззрениях современных людей.

Сейчас мифологическим называют способ мышления, построенный на ярких суггестивных образах, убедительных и очевидных настолько, что мы часто даже не пытаемся в них усомниться. Поэтому миф «невидим» для своего носителя — для него это просто описание мира. Миф очень логичен: в нем нет никаких пробелов, все повороты сюжета или свойства реальности хорошо объясняются. Герои мифа просты и понятны, все их действия объясняются, как правило, какой-то одной страстью, одним желанием. Миф не знает полутонов, в нем все построено на противопоставлении «черное — белое», на бинарных оппозициях, в нем нет случайностей и все закономерно.

Наука и действительно рациональное осмысление мира сильно проигрывают ему в практичности: в науке слишком много белых пятен, ученый никогда не может быть уверен, что результат эксперимента не будет опровергнут следующим экспериментом. В этом смысле он похож на слепца, бредущего по болоту: каждый факт, на который он может опереться, сначала должен быть проверен, а все утверждения — доказаны с помощью специальной сложной процедуры.

Рекламные и пропагандистские тексты часто целиком построены на мифологии, их главная задача — посеять страх перед угрозой или убедить в том, что вы будете счастливы, совершив нужную покупку. Рекламщики, пиарщики и политтехнологи используют не только нашу склонность к мифологическому мышлению, но методы повествования, свойственные мифологическим жанрам.

Фольклорные тексты передавались из уст в уста, поэтому, чтобы сохраниться в памяти многих поколений, им пришлось эволюционировать, обрести особую устойчивую структуру. Ученые проводили эксперимент: просили пересказать некий текст по цепочке от одного человека другому, и, как правило, на десятом человеке первоначальный текст полностью исчезал. Тексты сказок и легенд сохраняются столетиями — их структура устойчива к пересказу. Существование таких структур обнаружил филолог Владимир Пропп в 1920-е годы, исследуя русскую волшебную сказку.

Рекламщики поняли, что «продающие» тексты должны строиться по законам фольклорного нарратива — не зря вокруг все больше курсов «сторителлинга». Мифологические представления о мире крайне редко передаются в форме статичной «картинки». Там, где ученый начнет описывать уровни устройства мира — атомы, молекулы, планеты, галактики, — носитель мифа будет рассказывать историю создания мира. «Почему эта скала похожа на медведя?» — и в ответ, например, может прозвучать рассказ о звере, который преследовал героя, почти догнал, но был остановлен волшебником, превратившим его в камень. На все вопросы об устройстве мира, об обычаях людей миф отвечает сюжетами, как правило, о нарушении запрета или недостаче, ситуации, в которой отсутствие чего-либо побуждает героя к действию.

В каком-то смысле дело «просветительства» безнадежно, поскольку никакие аргументы «партии науки» не смогут переубедить противоположный лагерь



Мне иногда приходится иметь дело с текстами научных новостей, которые пишут начинающие журналисты. Очень часто это «статичные» и очень скучные тексты, похожие на энциклопедические статьи, где по пунктам объясняются значения терминов.

Между тем именно наука может дать отличный материал для мифологического нарратива, в котором герой-ученый оказывается перед лицом некоей проблемы («недостачи», в терминологии Проппа) и пытается преодолеть ее, используя «магические средства» и «волшебных помощников». Артур Кларк говорил, что достаточно развитая наука неотличима от магии. Это правда еще и в том смысле, что и рассказывать об ученых можно только как о магах (ну или суперменах).

С одной стороны, любой научный поиск очень похож на мифологический сюжет поиска святого Грааля, с другой — только выстроив свой текст по законам фольклорного нарратива, мы сможем сделать мир науки достаточно понятным для читателя. Любой научный журналист знает, что объяснить множество вещей в науке нельзя без метафор и образов — по сути, это означает, что мы отказываемся описывать науку в ее настоящем виде, что мы рисуем мифологический образ науки и ученых-суперменов и волшебников (посмотрите, кстати, мультсериал «Ученые-супергерои») — без белых пятен, без отрицательных результатов — только чудеса, никакого разоблачения.

Так мы сможем сформировать партию людей, которым нравится наука — пусть и издалека, людей, которые убеждены в том, что наука важна и нужна, что она крайне интересна и увлекательна, что она поможет им жить лучше и дольше, что она когда-то сможет вознести их на небеса или установить контакт с потусторонним миром (да, с инопланетянами, но с точки зрения функции это все тот же иной мир).

Партия эта будет крайне полезна для ученых, в демократическом обществе она может спасти их от прекращения финансирования. Но существует и другая партия: противников ГМО, сторонников теорий заговора, любителей всего натурального, просто людей, считающих ученых частью бюрократии и потому уверенных, что они обманывают и воруют. Структурно эти два мифа — про ученых-суперменов и ученых-злодеев — одинаковы: любая мифологическая система герметична, логически завершена и кажется достаточно убедительной тем, кто в нее верит. Поэтому она не может быть поколеблена с помощью аргументов из противоположной системы.

Поэтому в каком-то смысле дело «просветительства» безнадежно, поскольку никакие аргументы «партии науки» не смогут переубедить противоположный лагерь, что хорошо видно по бесплодным интернет-спорам со сторонниками гомеопатии. Но мы можем привлечь на свою сторону колеблющихся и безразличных, тех, кто никогда не интересовался существованием науки и не знал, зачем она нужна. И если мы хотим достичь в этом успеха, не будет лишним знать кое-что о гуманитарной науке — например, о том, как строится мифологический нарратив.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • физика
          • литература
          • память
          • ученые
          • законы
          • инженер
          • языки
          • эксперименты
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции