html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Три заветных буквы Кирилла Серебренникова

Фото: Оля Иванова

Для Кирилла Серебренникова грядущий театральный сезон будет напряженным: после осенних показов «Мученика», свободной, «русифицированной» версии пьесы немца Майенбурга о мальчике с замашками тирана, превратившем библейские тексты в смертельное оружие, родной «Гоголь-центр» закроется на оперативный, но капитальный ремонт, после которого Кирилл обещает выпустить «Обыкновенную историю» с Федором Бондарчуком в роли дядюшки Адуева. Параллельно — балет «Герой нашего времени» в Большом театре, перформанс по латышскому классику Янису Райнису в Риге, спектакль по Кафке — в Праге, «Бориса Годунова» с Дени Лаваном — в Париже, оперу Рихарда Штрауса «Саломея» — в Штутгарте.

Серебренников фантастически, нечеловечески работоспособен. Я даже спрашивал его однажды, каким переводом стрелок он увеличивает количество часов в сутках — но кто же раскроет такую тайну. Говорить с ним всегда страшно интересно, поэтому и от желающих отбоя нет. «Я очень много даю интервью, мне кажется, это патология какая-то, — почти жалуется Кирилл. — Это надо, конечно делать иногда, потому что требуется рекламировать какие-то события или возникают сложные моменты жизни, и люди начинают спрашивать, и ты должен это все комментировать».

Сложных моментов в 2014-м было предостаточно, настолько, что в какой-то момент даже мне захотелось поговорить не про искусство, а про политику. Или то, что у нас под ней понимается. И к Кириллу обратиться как к историку, чем я его, кажется, изрядно удивил.

Потому что попадаю в разные истории? «Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!» Ты про это?

СНет, я имел в виду то, что ты видишь историческую перспективу, твои спектакли, тот же «Лес», например, похожи на исторические исследования, где то, как функционирует русская жизнь, продемонстрировано во всех деталях, винтиках и шпунтиках.

Да, иногда и вправду чувствуешь себя эдакой странной «Кассандрой». Начинаешь фантазировать по поводу прошлого, как, например, в «Золотом петушке» или в «Зойкиной квартире», а оно — раз! — и оказывается настоящим. В этом, впрочем, нет моей заслуги, наша история просто ходит по кругу.

 

СУ моего коллеги Алексея Алексенко есть отличная теория, что главное заблуждение человечества в том, что у каждого должно быть свое мнение по любому поводу.

У нас это от Толстого повелось — не могу молчать! Или от Чаадаева. И эти непримиримые люди, кстати, заплатили сполна за «свое мнение по любому поводу»: один — отречением от церкви, другой — психушкой. Или еще раньше: все пошло от мучеников веры, которых разрывали на части, жгли, снимали с них кожу, а они оставались при своем. «Радует» одно: цена «своего мнения» тогда или сейчас — не одно и то же. Произошла изрядная девальвация. Но тоже бывают неприятности.

Мы все понимаем, что от наших фейсбучных статусов бывают проблемы по работе. Люди, прочтя тексты, которые я публиковал, подходили и говорили: «Кирилл, не пиши этого, потому что у тебя будут проблемы». На днях один талантливый человек, который только что приступил к съемкам фильма, рассказал, что продюсеры потребовали удалить из ленты все «опасные» чекины — на «Окупай Абай», Сахарова и так далее.

СПогоди, но я совсем не такое молчание подразумевал. То, о чем ты говоришь, не очень здорово, нет?

Да, правда, и сам факт этой просьбы, и факт удаления — это такая стыдоба! Настоящий гребаный стыд. Свидетельство безобразия и беззакония. В ситуации, когда свобода слова есть, люди, занимающиеся творчеством, могут говорить ерунду, нести бред и высказывать любое мнение, не боясь ошибиться. А у нас из-за фейсбучных статусов, которые, как выяснилось, читает высокое начальство, часто возникают проблемы по работе.

Фото: Алекс Йоку/Гоголь Центр

СНе кажется тебе, что подобные просьбы возникают из-за чьей-то частной трусости?

Нет, мне советовали совсем не трусливые люди, которые просто понимают, что происходит в стране. «Убери эти статусы, убери эти ссылки, успокойся, не надо» — все говорилось из дружеских побуждений. А я ведь не экстремал, не радикал, не призываю к анархии, к разрушению всего, я, может, анархист на сцене, а в жизни, наоборот, мне насилие противно. Но мне всегда казалось, что одно самых сильных завоеваний 90-х годов — свобода слова, и я имею право высказать свою позицию, если даже она кому-то не нравится. Теперь, когда со свободой слова покончено, пытаются прикончить и свободу творчества. Вообще понятие «свобода» не является ценностью для россиян. Вот я был недавно в Мьянме. Буддистская страна, девяносто восемь процентов населения — верующие, каждый мужчина хоть раз в жизни должен побыть монахом. В Мьянме еще недавно был военный режим, там большие проблемы с правами человека, они тоже под санкциями из-за этого, но даже там люди называют три главные понятия, которые являются неоспоримыми ценностями для всех. Три «f»: fearless, freedom, fairness. Можно перевести как три «с»: смелость, свобода, справедливость. Это в Мьянме. А у нас что? Какие принципы? По-прежнему, как в 19-м веке, «самодержавие», «православие», «народность»? И возвращение идеологии совка как главной «скрепы» для нашего общества? Все плохое происходит довольно быстро, мы оказываемся в довольно мрачной ситуации.  Еще совсем недавно, например, людей по благонадежности не делили, а сейчас стали делить — на благонадежных и нет.

СНу и к чему такому страшному может привести, если какой-то чиновник сочтет тебя неблагонадежным?

К тому, что уже было в Советском Союзе: не дадут работать, лишат каких-то возможностей. Сделают жизнь невыносимой. Будут вынуждать уехать из страны. Дежавю. Скучно.

СВозможно, мне повезло, но я всегда работал в изданиях, которые ничего не стеснялись и себя ничем не сдерживали. И я не могу представить ситуацию, в которой пусть даже мой главный редактор будет диктовать, что мне писать, а о чем молчать.

Ты никогда не писал про политику. Кино, искусство — это всегда была такая легкомысленная сфера. Но и даже на нее сейчас тоже пытаются как-то давить. Потому что по-советски стали относиться как к «идеологической сфере». Говорят, что теперь все цензурируется по законам «военного времени». Все так увлеклись этим «военным временем», как будто только его и ждали! Мерзость! Я считаю, что так радоваться войне преступно, нет ничего отвратительнее самой войны и тех, кто эту войну развязывает. Им нет прощения — всем этим политикам, которые свели людей с ума и в 21-м веке в центре Европы устроили такое безобразие. Надеюсь, им теперь всегда будет плохо спаться. Убитые люди и те, кто потерял дом и чья жизнь оказалась разрушенной, будут являться им в страшных снах. Они теперь и всю нашу жизнь кроят по принципам «войны» с национал-предателями, «пятой колонной», «врагами России». Отсюда эта мания абсурдного запретительства. В культуре это особенно остро чувствуется.

СА почему, по-твоему, именно сейчас наша власть свои лапки протягивает и в эту сферу?

Это не только власть, думаю. Это еще и другое: какой-нибудь функционер от культуры, приближенный к начальству сановник, чуя тенденцию, решил побороться с либерализмом. В политическом поле с ним же борются, значит, надо бороться и в искусстве. И явить начальству отрубленные головы «либералов». Все страстно хотят быть «первым учеником Дракона».

Фото: Алекс Йоку/Гоголь Центр

СОткуда берется в людях это странное желание?

В наших людях? От невежества. Растерялись. Воля парализована. Им рассказали, что свобода — это «лихие девяностые» и больше ничего. И не надо вообще никакой свободы — это придумали «либерасты», это ценности «евросодома». Хотят не сами решать свои проблемы, а чтоб кто-то сильный все за них сделал. Несчастны. Запутались. «Что-то пошло не так». Есть ощущение надвигающейся беды. Общее ощущение. У всех, с кем ни заговоришь, есть ощущение катастрофы, и не понятно, что это за катастрофа — экономическая ли, политическая, но над нами что-то висит, это все мы чувствуем. Кто-то реагирует истерикой, кто-то затих. Я не знаю, что это висит — Третья мировая война, экономический кризис, мегаземлетрясение, прилетит планета Меланхолия — я не знаю, но ощущение эсхатологического кризиса — «при последних временах живем» — не отпускает. Объяснения этому нет, я здесь не могу привести доказательств — я «интуичу», как собака. Притом что декларируется, что «жить стало лучше, жить стало веселее».

СНо ведь это объективно так?

Стало больше денег. Но счастье измеряется не только деньгами и весельем в телевизоре. При объективно улучшившемся материальном положении многих людей за последние пятнадцать лет есть общее ощущение тревоги и  беспокойства, и это входит с декларациями об улучшении в когнитивный диссонанс, оттого мы и находимся в бесконечной маете, фрустрации психологической, она, как мне кажется, и заставляет людей совершать такие странные, неадекватные поступки.

СПо-моему, это отчасти проблема интеллигенции, которая любит изображать жертву. Этим летом в Сочи, на «Кинотавре», все было проникнуто состоянием обреченности, наступает конец как минимум свободы слова, впереди черная дыра и т. д. И через неделю оказался в родном Воронеже, где абсолютно другая эмоциональная обстановка. «Катастрофа? Ты вообще о чем?» При этом никакого ура-патриотизма, здоровый юморок по отношению ко всему, включая действия России на Украине.

Я думаю, ты прав. Все по-разному воспринимают ситуацию. Наша интеллигенция подвержена паническим атакам. Особенно в фейсбуке по вечерам. Но эта самая неврастения скорее похожа на то, что чувствовал протопоп Аввакум, когда менялась Россия. Есть ощущение — земля уходит из-под ног.  Я всегда думал, а почему люди эпохи раскола сжигали себя? Креститься двумя пальцами или тремя — какая разница? Писать «Исус» или «Иисус» — какая разница?! Нет, им казалось, что сходит земля с небесной оси, что Русь гибнет. Так, может быть, и наша неврастения связана с тем, что Россия очень сильно меняется, она меняется на наших глазах. А я не знаю, в какую сторону, я не могу понять, в лучшую или худшую; может быть, нам кажется, что в худшую, а для страны это способ выжить, сохраниться в этих границах,  приобрести запас резистентности, прочности, пройдя через испытания. Может быть, в «дивном новом» мире не надо быть «умником»? «Умники», возможно,  должны исчезнуть как класс, от них надо избавиться, здоровее и полезнее быть простыми и послушными? «Умники» ведь все время во всем сомневаются. И еще искусством интересуются... Интересоваться искусством тоже ведь не есть норма, это тоже неврастеническая ситуация, а нормальные люди живут, рожают детей, разговаривают с телевизором, работают, чтобы заработать и отвести ребенка в школу, идет нормальная обывательская жизнь. Страны все состоят из обывателей, и лучше сегодня стало жить российскому обывателю? Наверное, лучше.

Фото: Алекс Йоку/Гоголь Центр

СОткуда в обывателях возникает агрессия по отношению к искусству? Желание запретить что-то?

Обычным людям, обывателям, обычно на искусство наплевать. Агрессивны мещане, обыватели в кубе, — вот это основные противники искусства. Это они испытывают острый страх по поводу любых перемен, по поводу всего яркого и необычного — и в жизни, и на сцене. Мещане всегда трусы. Но я вообще-то о другом... Почему люди в России хорошо смотрят театр? Почему театр себя чувствует здесь важным и значительным, особенно в последнее время? В том числе от некоторой «наивности» зрителей. Здесь же вечевые колокола ссылали в Сибирь, уши им отрезали и языки им вырывали, то есть относились как к живым существам. Это известный эпизод про колокол из Углича, который звонил в момент убийства царевича Димитрия, потом за это триста лет был в ссылке в Тобольске и вернулся только в конце 19-го века. Понимаешь, какое отношение к колокольному звону? В России ты, занимаясь искусством, можешь оказаться, даже не предполагая, частью протеста, будоражащих вибраций, с тобой начинают бороться, тебя запрещают, про тебя пишут погромные статьи. А отчего это? От того, что многие у нас верят, что нарисованный бизон на стенке — это и есть бизон. Что колокол — это не кусок металла, а одушевленное существо. Может, это и хорошо.

СТак подобное можно встретить в любой стране. Притом что, скажем, спектакль Кастеллучии «О концепции Лика Сына Божьего», который в Париже католические экстремисты пикетировали, у нас прошел тихо и спокойно.

Да, никто не обратил внимания. Но у нас обратили все внимание на Pussy Riot.

СТак это потому, что они обидели лично президента Путина.

Потому что сверху указали на то, что надо обратить внимание и оскорбиться, иначе кто бы вообще заметил? Наши люди слишком доверчивы, они верят тому, что им говорят, верят пропаганде. Власти кажется, что пропаганда — удачная технология соединения общества, но рано или поздно станет понятно, что это катастрофа, люди, подвергшиеся пропагандистскому облучению, как наркоманы, подсаживаются на ложь, а когда пелена этой лжи спадет, впадут в страшную депрессию, которая традиционно ведет к агрессии. И эта агрессия обернется против тех, кто их все эти годы обманывал.

СТы в последних спектаклях тоже склоняешься к прямому и недвусмысленному высказыванию, нет? Московская версия «Мертвых душ», притом что очень похожа на рижскую, выглядит более однозначно: есть фрик-Россия, из которой хочется бежать.

Из России убежать нельзя. Россия всегда с тобой, в тебе.Здесь новые смыслы накручиваются на спектакль, иногда эти смыслы даже не планировались, но при встрече со зрителем может возникнуть какая-то неожиданная смысловая мутация. Театр ведь всегда зеркало. Все зависит от того, кто в него смотрится. Эффект от спектакля здесь, конечно, другой, чем в Латвии, потому что текст звучит по-русски, вылезли хари, морды, весь этот русский макабр, который у Гоголя в дикой концентрации буквально в каждой фразе. Его и при жизни обвиняли в ненависти к России, в, как бы сказали сегодня, «чернухе» и пессимизме. Но мне кажется, над всем этим у нас в спектакле есть карнавальный игровой прием, который выводит эту историю за рамки узкого социального высказывания: это история про игру, про шулеров, про обман, про бесконечные метаморфозы. Про то, что все не то, чем кажется. И про зыбкость правды. Эта тема есть и в «Мученике».

Фото: Алекс Йоку/Гоголь Центр

СВ «Мученике», конечно, много пластов, это очень остроумное высказывание о парадоксальности Библии, о самой природе христианства, природе религии, полной взаимоисключающих постулатов. Но почему герой в финале так резко стал стопроцентным мерзавцем?

Потому что это в общем-то история рождения монстра, история войны в обществе. Герой Никиты Кукушкина готов умереть ради веры в Бога, до середины спектакля люди ему верят — потому что всё не так, как кажется, — а потом ход событий сбивает их с толку. Некоторые упрекнули спектакль в плакатности, но это никак не плакат: плакат не вызывает эмоций, а я вижу, что люди в зале плачут, и персонажи на сцене сложные, разные, иначе за ними было бы неинтересно наблюдать.

СПочему у нас так редко появляются большие режиссеры? Мы с тобой знакомы с 2002 года, и за это время особых конкурентов у тебя так и не возникло.

Наша работа не скачки и не тараканьи бега. Это все придумки для маркетинга — «самый модный», «самый лучший». Ты не забывай, что я в Москву приехал в 30 лет, уже опытным человеком. Это вещь возрастная, во-первых, а во-вторых, многое зависит от возможностей. Вот смотри, например, композитор Илья Демуцкий, с которым мы сейчас работаем в Большом театре над балетом «Герой нашего времени», пишет оригинальную музыку — редкий случай в истории и Большого, и вообще музыкального театра, когда композитор сочиняет балет, а не берут готового Малера, Чайковского, Шопена. Я вижу, как он ладно и быстро делает оркестровки, как он свободен в этом сложном деле, какой он профессиональный — а ему мало лет, двадцать с чем-то, я говорю: «Илюша, а почему так?» — «Очень просто, могу объяснить». Он учился в Сан-Франциско, выиграв грант консерватории, «и там у нас был предмет под названием “оркестровка” и в распоряжении был симфонический оркестр». Студенты-композиторы работали с симфоническим оркестром! Это дает серьезнейшее владение профессиональным инструментарием и кажется мне очень важным и для режиссера, и для архитектора. Нельзя научиться делать спектакли, не ставя спектакли с настоящими актерами в настоящем театре. С другой стороны, а почему должно быть много режиссеров? Это действительно редкая профессия. Не нужно делать вид, что их должно быть много. Это совокупность умения, знания, опыта, мировоззрения, паранойи, извращений, многого чего. С какой стати нормальному человеку круглые сутки сидеть в театре? Почему нельзя ездить с друзьями на шашлыки — нет, надо сидеть в темном зале и смотреть на сцену, где странные люди громко разговаривают...

СЭто интересно.

Ну да, интересно, это интересно нам с тобой, мы больные, но таких больных не должно быть много, иначе тоже неправильно. Я много лет проработал в лучших театрах страны с лучшими актерами. И я представляю, как сделать «модный» спектакль с большим бюджетом, со «звездами». Мне, честно говоря, захотелось попробовать что-то другое, другой вид спорта.  Может, это проверка себя. Может, это глупость и ошибка. Но когда я принял для себя важное решение и  ушел из МХТ, жизнь стала мне предлагать творческие варианты, которые я считаю довольно «экстремальными». Сделать студию. Построить театр.  Практически с нуля. Сделать никому не известных актеров известными. Этому нигде не учат. Это игра ва-банк. Пока мне страшно интересно. И страшно, и интересно. Возвращаясь к твоему вопросу: да, действительно, людей, которые могут «сделать» не только спектакль, но и театр, крайне мало. Но опять же: почему их должно быть много? Опасность только в том, что нет ротации среди руководителей театров. Как это делается в Европе, в Германии, например... Капков попытался сделать это в Москве, и сам видишь, какой стресс вызвала новая культурная политика, какие болевые реакции, припадки. Хотя в целом оказалась очень эффективной и успешной: многие театры поменяли лицо. Но сколько еще предстоит...

Фото: Алекс Йоку/Гоголь Центр

СПо-моему, «Гоголь-центр» — идеальный пример того, как можно договариваться и объединяться. Часть актеров, боровшихся с тобой, сейчас активно заняты в постановках — и играют прекрасно.

Разумеется, но ты вспомни, какой был скандал, и подумай, на кого такой скандал негативно влияет прежде всего? На политиков. Они не хотят «в своем хозяйстве» болевых ситуаций, они нервничают, что это может плохо повлиять на их электоральный ресурс, и всегда предпочтут ничего не предпринимать, чем идти на радикальные изменения, которые иногда единственно необходимы. Потому случай с «Гоголь-центром» скорее исключение из правил.

СНо политики — конкретные люди. И их действия могут нарушать основной закон — Конституцию, про которую у нас почему-то забывают.

Разумеется. Но сколько уже всего ужасного произошло! И ничего. Никто, кроме небольшой группки людей, не сопротивляется. Вот мы все время говорим, что цензура в России запрещена конституционно, а при этом ты видишь, что творится. И все делают вид, что все это в порядке вещей. Мы даже выставку сделали «Запрещенный театр», чтобы просто людям напомнить, как это бывает, как зубодробительная статья воспринимается властью как руководство к действию и далее идут оргвыводы.

СНо тут мы меняем причину и следствие: в СССР газеты не были самостоятельны, они были рупором власти, и тут, скорее, обратная цепочка: любая зубодробительная статья была уже выражением властного мнения.

Но сейчас тоже такое есть. Есть печатные органы, которые становятся рупорами властной идеологии. Особенно лютует одна газета. Я не хочу это издание называть, чтоб не рекламировать...

СГазету, которую мы не будем рекламировать, никто не читает, это малотиражное издание.

Но что происходит — каждый федеральный театр обязан подписаться на это малотиражное издание. Это случилось совсем недавно — позвонили и обязали.

СНо как можно обязать?

Звонком.

СЗвонком нельзя обязать.

Еще как можно. Дальше — вдруг эта газета оказывается во всех «Кофеманиях». Как так? Все завсегдатаи «Кофемании» мечтают эту листовку ненависти читать?

СВопрос к «Кофеманиям».

Вопросов-то много, но главред этого издания, с какого-то перепугу посчитавшая сейчас себя главной в культуре, дает указания в Минкульте и в других инстанциях: «Мы считаем... Нам надо... Мы не потерпим». Хунвейбинка такая.  Да, на это можно было бы не обращать никакого внимания, но известно, что в России существует «административный ресурс». Мы можем тут кудахтать, а он работает.

СНу а что мы можем, кроме как кудахтать?

Три «с»: смелость, свобода, справедливость.Но к свободе еще долго идти, справедливости тоже нет.Так что пока только смелость. Что делать? Посылать на х...й. И смело делать то, что считаешь нужным.

СИ это сработает?

В какие-то моменты — да, в какие-то — нет. Но после этого становится легче.С

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • театр
          • режиссеры
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции