html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Физика в школе

Мнения экспертов ПостНауки об основных проблемах преподавания физики в средней школе
В формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения по поводу основных проблем преподавания физики в школе.

Эмиль Ахмедов

доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова, доцент кафедры теоретической физики МФТИ, доцент факультета математики НИУ ВШЭ


Для начала следует сказать пару слов об общей ситуации в нынешнем школьном образовании. Средний уровень абитуриентов сильно упал по сравнению с тем, что был лет 5–10 назад (не говоря уже о более ранних годах). Однако до сих пор лучшие выпускники школ нередко бывают самого достойного уровня, ничуть не хуже, чем в прошлые годы. И таких немало! Плохо то, что в сильных вузах они равномерно размазаны по общей массе слабо мотивированных абитуриентов.

Причем среди сильных абитуриентов есть интересная и, если задуматься, понятная корреляция: чем дальше школьник учился от Москвы, тем более он мотивирован и даже нередко лучше образован. Выпускник хорошей московской школы обычно неплохо знаком с предметом, но очень слабо мотивирован и не готов трудиться. Тогда как выпускник школы какого-нибудь маленького городка бывает образован практически так же (нередко даже лучше), но при этом готов работать не покладая рук. И соответствующие результаты видны, если он попадает с первого курса в правильные руки.

Не могу удержаться, чтобы не сказать, что если дать ребятам с такой мотивацией возможность работать, то, уверен, они за одно поколение способны произвести прорыв в любом направлении науки или техники. К сожалению, однако, столкнувшись с реалиями нашей жизни, большинство из них теряет свой пыл уже к окончанию высшего учебного заведения.

Что с этим следует делать? Сначала надо определиться с задачей, которую мы преследуем, обучая физике в школе. Можно выделить два основных направления работы. Первое — это образование, общее для всех выпускников школы. То есть повышение их общего уровня. А второе — это работа с отдельными школьниками, которые видят своим призванием работу в науке или технике.

Повышение общего уровня образования, на мой взгляд, крайне важно для расширения общего кругозора выпускников да и всего общества в целом. Задача научить выпускника умению продавать результаты своего труда тоже, наверное, важна, хотя бы по той причине, что она развивает инфраструктуру связей между учеными и инженерами. Но не менее важно и расширение кругозора. Например, нередко возникает следующая проблема: общаешься с каким-нибудь высокопоставленным начальником, ответственным за науку, а убедить его в необходимости продолжения работы в той или иной области науки крайне трудно из-за его узкого кругозора и в силу утилитарного отношения общества к науке в целом.

Лично меня интересует именно работа с наиболее мотивированными школьниками. Хотя мне и не близок этот термин, но за неимением более адекватного назовем это работой над «элитарным» образованием. Решать две задачи (общее образование и «элитарное» образование) одновременно крайне тяжело. Если общее образование нацелено на то, чтобы школьник знал предмет, то в «элитарном» образовании необходимо как-то научить ребенка не столько знать что-то конкретное, сколько уметь думать. То есть критически относиться к той информации, которая ему преподносится. Уметь задавать вопросы. А это «штучная работа». Требуется личный подход, и необходимо желание ученика этим заниматься. Поэтому, к сожалению, невозможно научить всех критически воспринимать изучаемый предмет.

Что касается «элитарного» образования, тут общих рецептов нет. Просто нужно поддерживать людей, которые умеют это делать. Их, очевидно, не так много. Да и «научить думать» вообще, надо признаться, невозможно. Тут скорее учитель должен не мешать ученику самому идти по этому пути. Однако есть один важный общий принцип: учителю надо не просто сообщать ученику какой-то материал, а скорее задавать наводящие и каверзные вопросы на эту тему.

Тимофей Углов

кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего кафедрой физики элементарных частиц факультета общей и прикладной физики МФТИ


Абитуриенты, приходящие в вуз сегодня, радикально отличаются от тех, которые были всего несколько лет назад. Основное различие — в отсутствии мотивации и привычки к самообучению. «Я бы в физики пошел, пусть меня научат» — мысль, с которой школьники приходят в институт. Именно эта философия «пусть меня научат» и является главным недостатком нынешнего абитуриента. По какой-то непонятной причине выпускники решили, что все, что они должны знать о физике по окончании школы, написано в их учебнике. Идея о том, что школа и институт всего лишь предоставляют возможность учиться, а учится человек всегда сам, глубоко чужда современному школьнику. А отсутствие желания и привычки самостоятельно и непрерывно расширять свой научный кругозор делает человека малопригодным для научной работы. Следствием неумения самостоятельно учиться является скудная научная эрудиция выпускников школ.

Даже самые мотивированные на занятия наукой абитуриенты с трудом могут назвать 5 научно-популярных книг (или других внешкольных источников информации) по интересующей их теме. И только единицы их действительно читали.

Причиной такой ситуации представляется сам подход к преподаванию естественно-научных дисциплин в школе. В большинстве школьных курсов на ученика выливается широкий поток фактов, законов и правил, которые нужно выучить. В то же время при изучении конкретных физических законов практически не уделяется внимания их месту в общей картине мира. Таким образом, школьнику просто предлагается овладеть набором инструментов для решения задач из задачника вместо того, чтобы продемонстрировать ему внутреннюю логику мироздания, в терминах которой многие из этих законов кажутся тривиальными или выводятся, что называется, «на пальцах». Одним из возможных путей изменения ситуации могло бы стать изменение подхода к изложению материала: переход от преподавания физики как уже сложившегося корпуса знаний об окружающем мире к историческому, где демонстрировался бы ход человеческой мысли, последовательно раскрывающей тайны природы и устанавливающей связи между различными явлениями.

Дмитрий Васильев

кандидат физико-математических наук, начальник лаборатории методов математической физики Института теоретической и экспериментальной физики


Мне как физику, конечно же, ближе аспекты образования, позволяющие развиваться будущим ученым, но сначала я бы хотел сказать пару слов о физическом образовании в общей школе. Физика в школе является самым подходящим предметом для развития у ребят рационального мышления, и очень важную роль в этом играет эксперимент. К сожалению, в классическом варианте преподавания ему уделяется очень мало времени. Школы, в которых хорошим тоном является проведение или лабораторной работы, или хотя бы демонстрации на каждом уроке, являются скорее исключением из правил.

В специализированном школьном физическом образовании дела обстоят лучше, сейчас в России действует много физико-математических лицеев очень высокого уровня. Мне кажется, что это было достигнуто благодаря той свободе, которая была у людей, реализующих экспериментальные формы обучения в 90-е годы. Сейчас я не вижу каких-то новых физических школ высокого уровня, но многие продолжают работать очень эффективно.

Одним из вопросов, связанных со школьным физическим образованием, является вопрос подготовки ученых-физиков. Наиболее эффективными в этой связи являются системы, реализующие непрерывное образование — от старших школьников через студентов к аспирантам и квалифицированным ученым. К сожалению, успешно работавшим в конце 1990-х — начале 2000-х коллективам (и физикам, и математикам) пришлось в силу разных, в первую очередь бюрократических причин разнести работу по разным площадкам, что приводило и к разделению коллективов. Еще я бы отметил, что сейчас развиваются скорее не лицеи/гимназии, а организации дополнительного образования, где условия работы более свободные и при поддержке администрации/внешнем финансировании развитие возможно, хотя иногда оно сводится преимущественно к подготовке олимпиадников, а не к обучению школьников самостоятельно разбираться в сложных физических вопросах. Из действительно правильно работающих центров — в смысле подхода к соотношению обучения физике/самостоятельным исследованиям — я бы выделил пару лет назад созданный «Московский физический центр».

Дмитрий Горбунов

доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник отдела теоретической физики Института ядерных исследований РАН, лауреат Премии президента Российской Федерации в области науки и инновации для молодых ученых


Есть общая проблема, связанная с тем, что объем знаний со временем накапливается, а время, которое отводится школьникам на их усвоение, остается тем же самым. Нужно производить перегруппировку: решать, насколько больше времени уделять новым знаниям, какую новую информацию вводить, чтобы школьники представляли, о чем идет речь, если говорить о фундаментальной науке и новых технологиях. Это как в литературе: со временем появляется все больше и больше авторов, но при этом старые авторы никуда не делись. Чтобы все вместить в один курс, нужно делать перегруппировку. То же нужно делать и в физике, потому что знания, которые были получены, должны быть хотя бы крупными мазками донесены до учеников. Я понимаю, что школьный курс физики призван скорее подготовить человека к повседневной жизни в этом мире, а то, что я говорю, это не совсем повседневная жизнь. В то же время человек, окончив школу, должен определиться, идти ему в институт или на работу и так далее. Чтобы ему сориентироваться в таком вопросе, нужно представлять, как устроены и как работают современные приборы. В этом может помочь и физика в том числе.

В физике, как и в остальных предметах, сейчас идет переход на «замечательные» тесты (ЕГЭ). С одной стороны, тест учит давать правильный ответ из набора вариантов, что, наверное, продиктовано бытовой потребностью. (Если вы приходите в магазин, вы должны быстро выбрать товар. А консультант должен быстро давать консультацию. При этом сама по себе консультация очень простая.) Так понимаю, что тесты именно на развитие таких навыков и ориентированы.
Но важная роль физики состоит в том, что она учит думать. Да и в целом, как мне кажется, важная роль школы — научить человека думать. Не обязательно, чтобы он в будущем занимался физикой. Но логика, которая используется при построении цепочек от начала решения к получению ответа, общая и работает не только в физике. Обучение логике получения ответа — очень важная вещь, ее нельзя упускать.

Кроме того, к сожалению, объем часов, которые уделялись физике и другим точным дисциплинам, уменьшился. Я так понимаю, это связано с введением новых дисциплин гуманитарного профиля, которых раньше не было в программе. Я не хочу сказать, что это не важные дисциплины (хотя по каждой конкретной есть что обсуждать).

Также я общался с учителями физики, которые заинтересовались возможностью поехать в ЦЕРН на Большой адронный коллайдер, послушать, поучаствовать, понять, как он устроен, и потом рассказать об этом своим ученикам. Но это группа людей «избранных», а не общая ситуация среди учителей физики, которые решили что-то новое выучить, чтобы потом рассказать своим ученикам. Это очень специфическая аудитория, и в ней все было прекрасно, замечательные учителя, которые многое знают. Более того, они обменивались друг с другом разными «премудростями», хитрыми постановками вопросов и постановками опытов, которые они используют в своих курсах, чтобы заинтересовать детей. Это совершенно замечательные учителя разного возраста. Но еще раз повторю, что «срез» только самого верха.

ПостНаука

редакция проекта ПостНаука

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

26
    +8 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • физика
          • школа
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции