html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

FAQ: Эволюция российского университета первой трети XX века

6 фактов об истории дореволюционной и раннесоветской системы высшего образования

Русский университет первой трети XX века можно считать понятием парадоксальным отчасти потому, что туда входит два примерно равных по хронологии этапа — это университет дореволюционный и университет раннесоветский, и их историю до сих пор принято разделять на два почти не связанных между собою русла. Несмотря на отъезды многих ученых в связи с революцией, Гражданской войной, несмотря на приход новых людей и новой идеологии, основной корпус преподавателей российского университета до конца 1920-х годов оставался все же прежним, его развитие в годы нэпа базировалось на «старом» кадровом запасе. И именно с этими университетами связан взлет науки того времени и последующей эпохи. И физика Ландау, и математика Колмогорова, и открытия формальной школы в литературоведении так или иначе связаны именно с наследием университетов 1910–1920-х годов. Именно поэтому институциональный аспект университетского развития очень важен.

1. Университеты на Украине

Говоря «российский», мы сразу попадаем в невольную ловушку сегодняшнего взгляда, модернизации истории, потому что речь идет еще и об университетах, которые были на Украине и имели свою специфику. Три дореволюционных университета (в Киеве, Харькове и Одессе) были по составу преподавателей довольно консервативными, правыми по сравнению с университетами Москвы или Петербурга, и студенческие выступления на Юге в 1917 году были даже острее, а в годы Гражданской войны появилось немало университетов украинских. Тут нужно сказать, что в 1920 году, с установлением власти большевиков, все университеты там просто закрыли, точнее расформировали. На Украине до первой половины 1930-х годов вместо университетов были так называемые институты народного образования. Они были сильно украинизированы, направлены на профессиональную подготовку инженеров, техников и учителей, несмотря на то что в них зачастую работали старые преподаватели дореволюционных времен.

The Transformation of Higher Learning, 1860-1930: Expansion, Diversification, Social Opening, and Professionalization in England, Germany, Russia, and the United States. / Ed. by K.H. Jarausch. Stuttgart, 1982.

2. Направления обучения в университетах XIX века

В развитии университетов как учреждений важно подчеркнуть два момента. С одной стороны, важно оценивать объективно их научную продукцию — вклад в отечественную и мировую науку, с другой стороны, нужно понимать, как происходило их административное развитие: как менялись ставки, преподавательские места, сколько было факультетов. Очень важен, конечно, и географический фактор. В России к началу ХХ века было девять университетов, к которым потом добавился еще один — Саратовский (1909). То есть географически, помимо упомянутых двух столичных и трех южных университетов, существовали два восточных (в Казани и Томске) и два западных — Варшавский и старинный Дерптский университет, он же Тартуский, он же до 1917 года Юрьевский университет («избавленный» при Александре III от преобладавшего ранее немецкого влияния).

В университетах, как правило, было четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Например, медицинское образование как часть нашей высшей школы, очень важное для дореволюционного развития и для XIX века в целом, со временем ушло из университета, перестало быть с ним связанным. Также совершенно изменилось место и значимость юридического факультета, которого в университетах 1920-х уже попросту не было.

Иванов А.Н. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М.: Наука, 1991.

3. Социальная структура университетов

В социальном плане университет строился на трех базовых основах: с одной стороны, на студентах и, с другой стороны, на профессорах. При этом исследователи часто забывают третью важную «промежуточную» часть, которая была, возможно, определяющей в развитии всего университета того времени, а именно приват-доцентов, так называемых младших преподавателей. Они не имели права голоса в университетских советах, но часто по возрасту или по политическому радикализму были близки к студентам. В научном плане многие интеллектуальные новации и открытия как раз рождались в этой прослойке людей, которые еще не обрели полный интеллектуальный комфорт, благополучие и которые еще не позволяли себе читать «накатанные» курсы лекций по старым записям.

Описывая университет, не нужно забывать о том, что не только студенты или профессора были поляризованы, разделены социально и идеологически в начале ХХ века, но еще профессора и преподаватели также не всегда находили общий язык друг с другом по политической причине: либералы враждовали с консерваторами. Особенно такое разделение было характерно для дореволюционной России.

Университет и город в России (начало XX века) / Под редакцией Труде Маурер и Александра Дмитриева. - М.: Новое литературное обозрение, 2009.

4. Исторические этапы развития университетов

Важными историческими вехами развития университетов являются 1905 год и революция, когда почти полтора года университеты были закрыты и не работали из-за студенческих забастовок. В связи с этим преподавателям Варшавского университета, например, из-за ситуации в Царстве Польском пришлось, по сути, искать новое место для своего вуза.

Решение о расширении сети университетов, появление университетов в Ростове-на-Дону и Перми было принято в связи с Первой мировой войной еще старым царским правительством, прогрессивным министром Павлом Игнатьевым. Потом к ним добавляются уже в Гражданскую войну и сразу после региональные университеты в Закавказье и Средней Азии.

Эти кризисные годы революции и Гражданской войны тоже являются очень интересной главой из истории университетов, когда предоставленные сами себе и университеты, и университетское сословие ищут пути научного самоопределения. Внутри них и в естественных, и в гуманитарных науках появляются специализированные исследовательские институты, в которых как раз и сосредотачивается академическая жизнь.

Очень сильно меняется студенческий состав за счет людей, пришедших с низов через появившиеся рабочие факультеты, за счет вернувшихся с фронтов Гражданской войны из бывших красных (или порой и белых). Тогда приходит новое поколение, нашедшее какие-то общие пути взаимодействия с прежним профессорским корпусом и новыми преподавателями, которые за счет пертурбаций времен Гражданской войны получают невиданные ранее возможности развития. И в этом смысле университет 1920-х годов, конечно, уже не похож на университет дореволюционный. Но связи с ними, безусловно, сохраняет.

Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х — 1930-е годы) / А.Н. Дмитриев (Ред.). М.: Новое литературное обозрение, 2012.

5. Автономия университета

До революции университеты подчиняются Министерству народного просвещения и попечителям учебных округов, но в тоже время часто пытаются от этой зависимости отрешиться. Но в годы Гражданской войны университет оказывается действительно достаточно автономным учреждением. И новая глава в истории университета наступает в 1921–1922 году. Новое, казалось бы, леворадикальное правительство большевиков, состоящее в том числе из бывших студентов тех же университетов, начинает себя вести по отношению к высшей школе методами иногда более драконовскими и жесткими, чем это делала старая администрация царских времен. Новое правительство начинает насаждать свою идеологию, новое мировоззрение, связанное уже с марксизмом, революцией и победившей партией и ее утилитарной концепцией научности.

Однако эта марксистская индоктринация высшего образования, если смотреть на нее теперь, со столетней дистанции, была понятием довольно сложным. Она не сводилась только к тому, что какие-то «плохие» люди из нового наркомата просвещения вроде Луначарского или Покровского навязывали всем старым «хорошим» профессорам явные идеологические догмы. В действительности все обстояло сложнее, потому что эти бывшие приват-доценты, многие из которых были преподавателями гуманитарных дисциплин, сами были готовы перестроиться в марксистском духе. Иногда в плане изучения социально-экономических отношений, истории труда этот марксистский подход значительно содействовал изучению истории общества с его конфликтами и противоречиями, пониманию развития истории «снизу». Стоит напомнить, что русские формалисты тоже себя связывали с революцией, с новыми процессами, начавшимися в России после 1917 года, а не со «старым миром». Большевики ставили на то, чтобы разделить университеты на обучающую часть, где преподавали бы лояльные профессора, и академические подразделения, где уже работали бы только ученые, не соприкасаясь со студентами.

И вот как раз таких потенциально оппозиционных ученых нужно было оставить или в Академии наук, или в системе институтов, подальше от преподавания и студентов, так чтобы у тех не было связи с прежними традициями и автономистскими запросами.

Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Е.А. Вишленкова, И.М. Савельева (Ред.). М.: НИУ ВШЭ, 2013.

6. Наследие университетов первой трети XX века

Самый, казалось бы, неблагоприятный политический и экономический период — время Первой мировой войны, наступление немцев, потом Гражданская война, полный экономический кризис и коллапс — в плане научного и институционального развития дал для российской университетской системы очень многое: появились и новые университеты, и новые факультеты, изменился сам состав и содержание дисциплин, которые там преподавали.

После этих исторических событий наша университетская система получила важный импульс для обновления. В это же время она начала отделяться от западной системы, которая пошла по пути создания исследовательских университетов. В 1920-е годы наши университеты в первую очередь становились некими фабриками социализации — получения образования, в том числе через рабочие факультеты, через максимальное расширение социального доступа к образованию. Однако все это сказалось на хаотизации университетской жизни, снижении качества и способствовало становлению той «китайской стены», которая потом, уже после Второй мировой войны, возникла между нашим и западным академическими мирами.

Наследие университетов первой трети XX века остается амбивалентным. В связи с этим гораздо чаще сейчас принято апеллировать как раз к дореволюционному университету, хотя развитие этого института было особенно продуктивным еще и в 1920-е годы. И здесь мы видим, что развитие науки и охват образованием наиболее широких слоев — задачи не всегда успешно сочетаемые. Но опыт вековой давности позволяет отчасти самортизировать этот процесс, учесть возникающие тут противоречия и конфликты интересов.

Александр Дмитриев

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, доцент Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

14

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • эволюция
          • университет
          • россия
          • познавательно
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции