html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Зальцбургский фестиваль уходит в историю с "Трубадуром" и Штраусом

Концертом Берлинского филармонического оркестра завершается в воскресенье Зальцбургский фестиваль-2014. Это крупнейшее собрание в области классического музыкального искусства и театра за годы существования стало одним из главных культурных институтов.

ЗАЛЬЦБУРГ, 31 авг – РИА Новости, Андрей Золотов. Концертом Берлинского филармонического оркестра под управлением Саймона Рэттла с программой Рахманинова и Стравинского завершается в воскресенье Зальцбургский фестиваль 2014 года.

По своей насыщенности этот фестивальный день не уступает предшествующим: утром концерт амстердамского оркестра "Концертгебау" во главе с одним из самых признанных музыкантов современности, латышским дирижером петербургской школы Марисом Янсонсом. Днем – последнее представление оперы Россини "Золушка" с блестящей Чечилией Бартоли в главной партии. Вечером – итоговый концерт берлинского оркестра. Разве что драматические спектакли уже закончились, а на центральной Соборной площади Зальцбурга разобрали сцену, на которой из года в год ставят пьесу одного из основателей фестиваля, поэта и драматурга Гуго фон Гофмансталя "Имярек" (Jedermann) – своего рода талисман этого города. Но нарядная публика в вечерних туалетах, галстуках-бабочках и австрийских национальных костюмах все еще будет заметна в воскресенье на улицах Зальцбурга.

Это крупнейшее собрание в области классического музыкального искусства и театра, ставшее за 94 года своего существования одним из главных культурных институтов Европы и мира, поражает своим масштабом: более 200 спектаклей и концертов за полтора месяца, 270 тысяч слушателей и зрителей на 16 площадках, сотни первоклассных исполнителей со всего мира, отдельные программы и призы для молодых музыкантов, специальные детские спектакли, общий бюджет более чем 60 миллионов евро. Руководство фестиваля сообщило в этом году, что россияне вышли на пятое место среди покупателей билетов – после Австрии, соседних Германии и Швейцарии, а также Франции. А уж российские исполнители давно и прочно утвердили свое место в его богатой программе.

"Это высшая планка. Здесь жив дух Моцарта, Бетховена, дух (дирижера Герберта фон) Караяна, дух (дирижера) Карлоса Клайбера. Здесь сохраняется потрясающая традиция, и здесь особая публика", — сказал РИА Новости прославленный российский дирижер, народный артист СССР Владимир Федосеев после своего концерта с оркестром "Моцартеум", когда отгремели аплодисменты и крики "Браво" с характерным для Зальцбурга топотом ног в знак особой благодарности за трепетное и мощное исполнение Третьей симфонии Бетховена.

"Трубадур" в музее

Главным событием фестиваля этого года Федосеев назвал постановку оперы Верди "Трубадур". В этой оценке он не одинок. Спектакль латвийского режиссера Алвиса Херманиса со звездным составом, включавшим Анну Нетребко и Пласидо Доминго, собрал в основном хвалебные отзывы критики и имел грандиозный успех у публики. Российские зрители вместе с телезрителями из многих других стран мира могли увидеть трансляцию этого спектакля 15 августа в эфире канала "Культура".


© Salzburger Festspiele / Forster

Режиссер (он же сценограф) поместил запутанное средневековое действие этой популярной оперы Верди в музей изобразительных искусств, где экскурсоводы и смотрители поют "презентационные" арии, рассказывающие страшную историю гибели младенца и разделенных ненавистью братьев, как бы повествуя о сюжетах картин, а затем сами перевоплощаются (и переодеваются) в их героев. Итог не вполне удовлетворил ни сторонников "традиционных", ни любителей "современных" постановок, но получился спектакль о преображающей силе искусства. Он буквально завораживает зрителя сменой на сцене картин классиков Возрождения (этот эффект несравненно сильнее в театре, чем в телевизионной версии), которые дополняют захватывающую музыку Верди в темпераментной интерпретации итальянского дирижера Даниэля Гатти и никак не мешают ее слушать. А каждый зритель охотно может представить себя в роли посетителя музея, которые перемешиваются на сцене с танцующими цыганами и поющими аристократами.

Для Нетребко этот спектакль стал новой вехой в ее трансформации последних лет из лирико-колоратурного в лирико-драматическое сопрано. Она органично чувствует себя во всем диапазоне партии Леоноры и играет двойную роль скромной музейной служительницы и влюбленной герцогини с явным удовольствием. "Нет такой похвалы, которая была бы достаточна для Анны Нетребко в партии Леоноры. Невозможно представить себе, что не так давно эта артистка пела партии Норины и Адины. Сегодня это сказочный вердиевский голос!" — написала в своей рецензии на спектакль главный редактор ведущего венского оперного журнала Neuer Merker Зиглинде Пфабиган.

Для 73-летнего же Доминго – некогда выдающегося тенора-Манрико – выступление в баритоновой партии графа ди Луна стало большим испытанием. Перед началом представления 15 августа директор фестиваля объявил, что у Доминго респираторные проблемы, но он решил петь и просит о поддержке публики. А на следующий день Доминго объявил, что все же заболел окончательно, и на остальных спектаклях на сцену выходил польский баритон Артур Ручински. В партии же Манрико блистал яркий итальянский тенор Франческо Мели.

Юбилей основателя и "Кавалер розы"

Все 45 дней на фасаде Большого фестивального дома, где проходят основные спектакли и концерты, висел портрет Рихарда Штрауса – одного из основателей Зальцбургского фестиваля. В этом году отмечается 150 лет со дня рождения композитора, и естественно, что его музыка стала здесь одной из основных тем программы.

В числе восьми (а если считать детские постановки, то и десяти) опер, поставленных в этом году, был его "Кавалер розы" в версии одного из видных оперных режиссеров старшего поколения, наследника традиции реалистического музыкального театра Гарри Купфера. Постановщик перенес действие, придуманное Гофмансталем, из Вены XVIII века в период написания оперы – начало XX века. Получилась история, похожая на другую оперу Штрауса, "Арабелла", — о столкновении аристократии и буржуазии в эпоху наступающего модерна через богатую комическими ситуациями матримониально-эротическую коллизию. В нее вовлечены влиятельная Маршальша, ее юный любовник и грубоватый провинциальный кузен, пытающийся жениться на дочери столичного богатея. Провинциал оказывается посрамлен, а мудрая Маршальша великодушно отпускает своего возлюбленного (он и есть кавалер розы по имени Октавиан) к буржуазной девице, уж коли между молодыми воспылала страсть. Все это происходит на фоне проецируемых на задник фотографий венских зданий и парков в обстановке бегущих глянцевых полов, стенок и узнаваемой мебели в стиле модерн.

В вокальном отношении здесь на голову выше других исполнителей была замечательная болгарско-венская сопрано Красимира Стоянова (Маршальша), чей богатый и теплый голос с лихвой компенсировал недостаточно, может быть, импозантную для княгини внешность. Срывал аплодисменты эффектно игравший роль похотливого провинциала барона Окса австрийский бас-баритон Гюнтер Гройсбек. Французская меццо-сопрано Софи Кох выступила вполне достойным Октавианом. А немецкая сопрано Мойца Эрдманн в роли своенравной юной невесты Софи была настолько хороша собой, что могла бы, в принципе, и не петь. Главным героем этого сдержанно принятого критикой спектакля стал Венский филармонический оркестр под управлением техничного Франца Вельзер-Места, который виртуозно исполнял роскошную партитуру Штрауса, по существу гораздо более щедрую на гармонии, чувства и оттенки, чем происходившее на сцене действо.

Музыка Рихарда Штрауса звучала и в многочисленных концертах фестиваля. Популярный ныне венесуэльский дирижер Густаво Дудамель темпераментно и с обилием внешних эффектов продирижировал Венским филармоническим оркестром с программой, включавшим его симфонические поэмы "Смерть и просветление" и знаменитую "Так говорил Заратустра". А немецкая сопрано Диана Дамрау спела изысканный концерт из песен Штрауса и Антонина Дворжака в ансамбле не с фортепиано, как они были написаны, а с арфой в исполнении француза Ксавье де Местра, который поднял этот скорее декоративный ныне инструмент до небывалых высот музыкантского мастерства. В результате публика не только услышала прекрасный ансамбль с нюансированным исполнением сложных камерных произведений, но и смогла оценить прекрасное созвучие голоса и арфы – один из изначальных музыкальных ансамблей со времен античности.

Антологии в концертах

Главный оркестр Зальцбургского фестиваля – Венский филармонический – вообще много работал в эти полтора месяца. Он не только участвовал в оперных спектаклях, но и сыграл несколько циклов концертов. Один из них – антология всех симфоний Антона Брукнера с крупнейшими мировыми дирижерами. За пультом стояли и Бернард Хайтинк, и Даниэль Баренбойм, и Кристоф фон Донаньи, и Марк Минковски. В день 25-летия со дня смерти великого Герберта фон Караяна, который был художественным руководителем Зальцбургского фестиваля с 1956 года до конца жизни в 1989 году, мемориальным концертом дирижировал Рикардо Мути, который в прошлом также играл одну из главных ролей в создании образа музыкального Зальцбурга. В этот день прозвучали 4-я "Трагическая" симфония Франца Шуберта и 6-я симфония Брукнера. Как всегда у Мути, удивительно тонко и точно был выстроен баланс инструментов в оркестре, и если симфония Шуберта прозвучала как трепетное камерное произведение, то в Брукнере поражали певучесть и тревожные контрасты.

Программа 94-го фестиваля была отмечена и другими антологиями. Так, один из признанных фортепианных исполнителей наших дней австриец Рудольф Бухбиндер сыграл в цикле концертов все 32 сонаты Бетховена (этот же цикл он играл в Москве в прошлом году). Другими знаменитыми пианистами, выступавшими в Зальцбурге, стали такие звезды, как Евгений Кисин, Григорий Соколов и Ланг Ланг.


© Фото: Salzburger Festspiele / Silvia Lelli

"Фестиваль мечты"

Главными программными достижениями уходящего фестивального сезона организаторы считают "Духовную увертюру" — цикл концертов христианской и мусульманской музыки, включая выступления никогда раньше не игравшей публично группы представителей суфийского тариката (ордена) "Аль-Газулия", — и программу, посвященную 100-летию начала Первой Мировой войны. В этом контексте была поставлена сатирическая драма Карла Крауса "Последние дни человечества" — центральное произведение этого мало известного в России, но очень важного для австрийской культуры писателя. Другой спектакль в цикле – драма австрийского писателя Эдена фон Хорвата "Дон Жуан приходит с войны". В музыкальном разделе военная тема была представлена премьерой специально заказанной оперы-зингшпиля французского композитора Марка-Андре Дальбави "Шарлотта Саломон", основанной на дневниках и картинах молодой берлинской художницы, погибшей в Освенциме.

Интендант фестиваля Александр Перейра, которого многие критики считают далеко не лучшим лидером этого культурного института за его историю, заявил в конце августа, что завершающийся праздник искусства стал "фестивалем его мечты".

Сам Перейра – харизматичный импрессарио, прошедший немало скандалов, в том числе и с перерасходом бюджета фестиваля, служит в Зальцбурге в воскресенье последний день. С 1 сентября он становится директором миланского театра "Ла Скала". Этот переход, из-за которого Перейра прервал свой контракт с Зальцбургом, также был связан со скандалом. Как сообщает австрийская пресса, Перейра продал несколько зальцбургских постановок миланскому театру без согласия его правления, и в итоге его шестилетний контракт был сокращен до одного испытательного сезона, после которого контракт, может быть, продлят, а может быть, и нет. Программу следующего, 95-го фестиваля, предстоит объявлять немецкому режиссеру (в том числе и оперному) Свену-Эрику Бехтольфу, который сейчас возглавляет его драматический раздел, а со следующей недели становится временным интендантом (директором) сроком на два года.

В 2017 году к руководству фестивалем придет австрийский пианист и арт-менеджер Маркус Хинтерхойзер, возглавляющий сейчас Венский фестиваль с акцентом на новаторском искусстве. Сегодня критики обвиняют Зальцбург в излишнем традиционализме и недостатке рискованных проектов, так что в ближайшие годы можно ожидать радикальные премьеры.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ria.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ria.ru
          • фестиваль
          • классика
          • австрия
          • фотогалерея
          • домен ria.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции