html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

И творчество, и садоводство // Анна Толстова о Manifesta 12

Анна Толстова о Manifesta 12

Европейская передвижная биеннале Manifesta, кочующая по городам и странам, на этот раз — двенадцатая по счету — обосновалась в Палермо. Пятьдесят участников показывают свои работы на двадцати различных площадках по всему городу — от роскошных дворцов и церквей до неблагополучной криминальной окраины. Но неблагополучие — лучшая почва для современного искусства: Manifesta 12 вновь обрела радикальность, утраченную было в предыдущие годы

В район ZEN на самом севере Палермо идет один-единственный городской автобус и без особого энтузиазма едут таксисты. Название его не имеет никакого отношения к буддизму, это аббревиатура: Zona Espansione Nord, этакий неофункционалистский городок солнца, проектировалась еще в конце 1960-х по всем правилам социально ответственной архитектуры. Но градостроительный эксперимент не отвечал интересам мафиозных кланов: в 1980-е кварталы с не сданными в эксплуатацию домами и непостроенными объектами инфраструктуры начали заселять семейства сквоттеров — как из местной бедноты, так и из нелегальных мигрантов, сквоттерская молодежь пополняла низовые, боевые, быстро редеющие и быстро обновляющиеся ряды мафии. Палермо — город восхитительных живописных руин, и ZEN тоже представляет собою чрезвычайно живописное зрелище, но оно не располагает к буддийской медитации: пустыри на месте так и не возведенных супермаркетов, школ и клубов постепенно превратились в вонючие мусорные терриконы, красиво поросшие сорняками. Тут сразу вспоминаешь о том, как много ботанических метафор — «трущобы», «джунгли» — используется для описания урбанистических проблем. Группа парижских художников-активистов Coloco, взявшаяся разбить сад на месте одного такого пустыря, вовлекая в работу местных жителей, прежде всего вывезла с будущего социально-ботанического полигона тонны мусора. Сейчас здесь кипит работа: огораживаются клумбы, высаживаются деревья, гремит музыка, Coloco и их добровольные помощники снуют взад-вперед с лопатами, граблями и тачками, из окрестных домов сбежались мадонны с младенцами — это как-никак единственное на весь район подобие детской площадки.

Про Сицилию в целом и Палермо в частности всем и каждому известны три вещи: там цветущая природа, там процветает мафия, там пышным цветом расцвели бедность и социальная напряженность. Этим стереотипам в той или иной степени соответствуют три секции биеннале: «Сады потоков», «Пространство вне контроля» и «Город на сцене». Экологический, политический и социально-урбанистический разделы объединяет общая тема Manifesta 12 «Планетарный сад: Культивируя сосуществование» — она восходит к идее «jardin planetaire» знаменитого французского ландшафтного архитектора и садовода-философа Жиля Клемана, автора садов возле Большой арки Дефанса и в Музее на набережной Бранли. Клеман и сам участвует в биеннале: он консультирует артивистов Coloco, разбивающих парк в ZEN в соответствии с клемановской концепцией Земли как сада без насилия над природой и человека как садовника своего счастья.

Трудно представить себе такой проект на предыдущих «манифестах», петербургской и цюрихской, где живое искусство душил в имперских объятиях великий музей с областной судьбой или же не замечал вполне благополучный в плане художественной жизни швейцарский город. Но в Палермо такие радикальности стали возможны благодаря горячей поддержке мэра Леолуки Орландо, левака и борца с мафией, недавно вернувшегося на пост городского главы после многолетнего перерыва. Пламенными речами о том, что плевать он хотел на евросоюзную миграционную политику и любого человека, поселившегося в Палермо, готов считать гражданином города, мэр Орландо удивлял даже давно привыкшую к безответственной левацкой болтовне международную арт-тусовку. В этом году Палермо объявлен также «итальянской столицей культуры» — оба плаката, «Manifesta» и «Capitale italiana della cultura», приветствуют вас в аэропорту столицы Сицилии, программы обоих мероприятий распространяются почти на весь остров. Новые власти Палермо делают ставку на культуру и мультикультурализм, не считая, что эта идея себя дискредитировала.

Manifesta 12 отказалась от фигуры звездного куратора-диктатора — вместо него биеннале, как сад, заботливо взрастила группа «креативных медиаторов» в составе голландской кинодокументалистки Брегтье ван дер Хак, испанского архитектора Андреса Жака, швейцарского куратора Мириам Варадинис и итальянского архитектора Ипполито Пестеллини Лапарелли, уроженца Сицилии и сотрудника рем-колхасовского бюро OMA. И в приветственном тексте мэра Орландо, и в манифесте «креативных медиаторов» в качестве источника вдохновения упомянута картина основоположника сицилийского пейзажа Франческо Лояконо «Вид Палермо» из городской Галереи современного искусства: все изображенные живописцем растения, которые мы сегодня считаем типично сицилийскими, завезены мигрантами — с Ближнего Востока, из Центральной Азии, Мексики, Японии, Австралии. Кажется, Manifesta вместе с городским руководством взялись сконструировать новую идентичность для Сицилии в целом и Палермо в частности: остров посреди Средиземного моря, место перекрестного опыления культур, некогда — древнегреческой, арабской, византийской, норманнской, ныне — африканских и азиатских, ведь Сицилия приняла на себя первую волну нынешнего великого переселения народов. К открытию Manifesta 12 презентовали «Palermo Atlas»: урбанистическое исследование города, сделанное архитектурным бюро OMA, представляет Палермо местом слияния и взаимовлияния различных потоков — людских, товарно-денежных, информационных, флоральных и даже бактериальных.

«Итальянская столица культуры» не пытается пускать пыль в глаза: каждому, кто побывает в Палермо, придет на ум сравнение с Венецией — не только из-за невероятной концентрации шедевров средневекового, ренессансного и барочного зодчества, превращающих центр города в многоактный архитектурный спектакль, но и потому, что эти шедевры, кажется, умирают на наших глазах. Брюссельский Rotor, еще одна группа художников-активистов, приглашает манифестную публику посетить другую достопримечательную окраину города, Pizzo Sella. Склон горы на северо-западе Палермо, откуда открываются изумительные виды, когда-то облюбовала мафия — теперь виллы «крестных отцов» секвестированы, но не снесены и разрушаются сами собой, так что остовы мафиозных палаццо превратились в настоящий заповедник стрит-арта, что, правда, справедливо и в отношении всей сицилийской столицы. Остальные части биеннале открывают для публики обычно закрытые дворцы, церкви и общественные здания в историческом центре. Палаццо Аютамикристо, палаццо Бутера, палаццо Форчелла Де Сета — где-то уже почти закончен ремонт, где-то лишь начинается: неистребимая плесень, осыпающаяся лепнина, растрескавшаяся майолика, щербатые мозаики, дыры в плафонах, открывающие чудовищные ребра прогнивших балок,— венецианская меланхолия то и дело накатывает здесь острыми приступами. Штаб-квартирой биеннале стал заброшенный театр Гарибальди с каменным костяком лож — от театра открывается вид на обширный пустырь, образовавшийся посреди древнего арабского района Кальса вследствие бомбардировок 1943 года, и Manifesta 12 превратила его в главное публичное пространство города, устроив на открытии фестиваля грандиозный концерт африканского фолк-рока под открытым небом. Однако следуя «манифестационными» маршрутами, можно увидеть изнутри и тот Палермо, какой обычному туристу явлен лишь фасадами.

Так, например, миланский дуэт MASBEDO въехал во двор барочного палаццо Костантино на «Видеомобиле», воскрешающем революционные практики передвижного кинематографа, а свою собственную видеоработу «Protocol no. 90/6» разместил в большом зале Государственного архива Палермо, расположенном в бывшем монастыре театинцев. В торце колоссальной монастырской трапезной, сверху донизу забитой кипами старинных дел, возвышается огромный экран с традиционной сицилийской марионеткой, в ужасе озирающей это бумажное море информации и закрывающей лицо руками. О закрытости итальянских архивов давно поведал миру великий историк культуры Карло Гинзбург, но MASBEDO удалось не только втереться в доверие к архивариусам, но и найти секретную папочку «no. 90/6» с полицейским досье, собранным на Витторио Де Сета, кинорежиссера-бунтаря родом из Палермо, и других непослушных мастеров культуры.

Впрочем, не стоит думать, что «креативные медиаторы» намеренно культивируют одно только политическое искусство. Просто Сицилия — с ее локальными бедами вроде нищеты и мафии, к которым в последнее время добавились глобальные в виде миграционного кризиса и американских военных баз,— дает плодородную почву для политических дискуссий планетарного масштаба. Кубинская художница Таня Бругера сделала остроумную агитпроповскую инсталляцию в сотрудничестве с активистами сицилийского движения No MUOS, борющимися с расположенной на острове станцией спутниковой связи военно-морских сил США. Американская кинодокументалистка Лора Пойтрас, прославившаяся великолепными фильмами про Эдварда Сноудена и Джулиана Ассанжа, работала вместе со студентами итальянских киношкол и простыми кинолюбителями над видеоинсталляцией «Signal Flow»: главная сенсация — тайная съемка американской авиабазы Сигонелла, контролирующей всю Европу и Ближний Восток, сделанная ее отчаянно храброй съемочной группой. Британский коллектив Forensic Oceanography представил видеоинсталляцию, подробно рассказывающую, как Средиземноморье превращается в военизированную пограничную зону, где беженцы обречены на смерть. Однако и в работах, не столь публицистически острых, нельзя не увидеть политических подтекстов. Даже в, казалось бы, далеких от международной повестки проектах Таус Махачевой и Сергея Сапожникова, русских участников Manifesta 12 (в параллельной программе стоит обратить внимание на превосходную интервенцию Евгения Антуфьева в Археологическом музее и выставку группы AES+F в Театро Массимо), ощущается локальное — дагестанское или ростовское — социальное напряжение.

Часть художников Manifesta 12 высадилась в Ботаническом саду Палермо, и благодаря им прогулка по красивейшему парку не станет легким развлечением. Скажем, в одной из оранжерей демонстрируются результаты «Сицилийской экспедиции» колумбийца Альберто Барайи: его прелестный псевдонаучный гербарий составлен из искусственных цветов и плодов, найденных в Палермо и окрестностях, но очаровательная пародия полна политических намеков. Вот обломки деревянных побегов аканта, обвивающих мебель, вот керамические фрукты, которые так любят класть на витрины ресторанов, а вот пластиковые розы, какими украшают статуи святых во время столь популярных на Сицилии религиозных процессий, надгробия или, допустим, дерево возле дома прокурора Джованни Фальконе, убитого мафией вместе с женой в 1992-м. Мемориальному дереву Фальконе посвящена также мультимедийная инсталляция швейцарца Уриэля Орлова в палаццо Бутера: этот новейший культ сопоставляется с почитанием священного дерева святого Бенедикта Африканского, первого чернокожего, канонизированного католической церковью.

«Планетарный сад» показывает, что куда бы ни вперил свой уставший от политики взор любитель изящного — в зелень листвы или в синеву морских волн,— взгляд его обязательно упрется в то, чего он бежит. Настоящие шедевры Manifesta 12 — бесконечно остроумные и артистичные видеоинсталляции голландки Мелани Бонайо и каталонца Жорди Коломера: высмеяв все дешевые приемы и стратегии прямолинейного политического искусства, оба изящно раскладывают перед нами пасьянс проблем — социальное расслоение, коррупция, гомофобия, расизм, сексизм,— какие не решаются в уютных оазисах художественных пространств. И как бы напоминают, что маоистское «пусть расцветают сто цветов» едва ли можно примирить с вольтерьянским «надо возделывать свой сад».

Пусть расцветают тысячи цветов — мы должны возделывать свой сад.

Manifesta 12. Палермо, до 4 ноября

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • театр
          • музей
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции