Особо экзотические извращения над F-16 и F-18 - концепция VATOL
В 1970 U.S.Navy носилось с сомнительными фантазиями насчет использования вертикально взлетающих реактивных истребителей. VTOL истребители, теоретически позволяли малым кораблям нести авиацию, и в ситуации бюджетных ограничений позволяли флоту сохранить господство в воздухе без необходимости иметь гигантские авианосцы. В итоге, как мы знаем, идея с треском провалилась.
Но в то время одной из предложенных концепций вертикального взлета и посадки была VATOL - Vertical Attitude Take Off and Landing, иными словами - tailsitter (самолет, садящийся на хвост вертикально). Большинство предложенных конструкций не были буквально садящимися на хвост как Convair Pogo, они были концептуально близки скорее к Ryan X-13. Они не могли сесть хвостом на горизонтальную платформу, но могли "прилепиться сбоку к вертикальной, брюхом". Платформа могла например висеть снаружи борта судна, что позволяет простым поворотом на 90 градусов решить проблему эксплуатационного обслуживания, и полностью решает проблему воздействия реактивной струи с палубой.
Существенной проблемой концепции VATOL был обзор - в вертикальном положении пилот не видит где он находится, пока лежит на спине. Решением была идея наклонять кабину на 90 градусов - когда самолет находится в вертикальном положении, кабина по прежнему в удобном горизонтальном. Так как подобное конструктивное решение еще не было никем воплощено, специалистам из NASA-Langley (американский аналог ЦАГИ) были построены масштабные модели Northrop F-17 и F-16 с кокпитами, которые могли поворачиваться вперед на угол 90 градусов и лететь в вертикальной позиции. Испытания показали что идея в принципе воплотима, но весовые издержки и стоимость воплощения поставили на ней окончательный крест. VATOL F-16 и F-18 нельзя считать реальными концептами, никто серьезно не рассматривал их вертикально взлетающие версии, но они были удобными подопытными кроликами для испытания концепции. Фото показывает испытания 1975 года.
По материалам http://up-ship.com/blog/?p=8422
К посту прилагается отчет испытаний модели в аэродинамической трубе с схемами, графиками АДХ и фото.
Тебе это не нравится?
You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.