html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Хвост виляет собакой: почему IT-технологии в образовании не работают

Порой кажется, что новые технологии могут спасти в школе всех: и учителей, и учеников, и родителей, и руководство школы. Чем больше технологий — тем проще жизнь в школе. Хотя не всегда это работает именно так.

Рассылка «Мела»
Неверный формат e-mail
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Навеяно жизнью в Германии. Оба сына (13 и 26 лет) были очень разочаровны здешней информационно-технологической отсталостью: младший очень удивился, что в гимназии нет смарт-досок (и вообще техники очень мало), старший никак не мог понять, почему здесь не развиты мобильные сервисы — ставшие в Москве привычными мобильные приложения для оплаты, например.

Да, в немецком городе не нужно мобильное приложение, при помощи которого можно посмотреть, когда придёт автобус, потому что… автобус придёт по расписанию. Это было уже моё личное открытие — если рутинные бытовые задачи решены, то не надо создавать цифровых сервисов. Решать с их помощью нечего.

Очень скоро в Москве откроется очередной ММСО — Московский международный салон образования. Тема салона в этом году — IT-технологии, поэтому поданные на Салон заявки не по этой теме отклонены, Но! Спикерам предложено поучаствовать в дискуссии об IT. Оставлю за скобками тот факт, что люди видели тему, — она для них не показалась интересной, актуальной, проблемной. Появление нового технического средства не тянет на изменения в образовании, которое стоит обсуждать на салоне образования. Но организаторы — хозяева площадки, они в праве принимать решения, о чём пойдет речь на этой площадке. Они, видимо, видят проблемное поле для обсуждения. И в чём-то организаторы Салона правы — предмет для обсуждения есть.

У меня получилось несколько разрозненных тезисов.

1. IT — это средство, оно не определяет содержание, не раскрывает глубинных проблем образования, которые лежат в гуманитарной плоскости. Технологии — это всего лишь решение рутинной задачи. Вокруг технологии невозможно построить содержательный разговор о существующих в образовании проблемах — они касаются ценностей, связанных с уважением, человеческим достоинством, самостоятельностью, правами и обязанностями. Но, видимо, технологии становятся хорошим поводом для разговора.

2. Когда IT-решения в образовании стоят перед содержанием, складывается довольно невнятная и даже опасная ситуация: ради использования цифрового решения (упаковки в конкретную форму) разработчики пренебрегают содержательной частью образования.

3. Мобильные технологии облегчают нам жизнь, но только в том случае, если они дают решение для сформулированной задачи. Но когда их разработка становится сама по себе целью, они превращаются в мешающие костыли. Недавно в университете появилась идея — давайте разработаем электронный тренажёр по педагогике — соберём ситуации, с которыми сталкивается учитель на уроке и предложим их решения. Придумать кейсы можно, можно даже придумать варианты решений, но дальше мы утыкаемся в такую неудобную особенность педагогики — конечный правильный ответ в ней можно сформулировать только в отношении юридических документов, которые регламентируют работу учителя.

Как решать такую педагогическую задачу: «Петя не хочет выполнять задание. Что будет делать учитель?». Для принятия решения нужно задать с десяток дополнительных вопросов о Пете, о задании, о месте и времени, когда это происходит, об учителе и так далее. И судить о компетенции педагога можно на основании его умения задавать эти вопросы, а не выбирать предложенные ответы.


Я не против мобильных приложений и цифровых технологий для образования, но мне иногда кажется, что их значение сильно преувеличено. Мне нравится робот-пылесос, потому что благодаря его работе я могу поговорить со своими учениками, могу почитать, могу сварить себе кофе в турке. Мне нравится создавать презентацию к лекции, потому что это процесс упаковки моих идей в новую форму, которая требует «увидеть» их в новом формате. Однако мне не нравится идея любыми путями придумать способ электронной проверки знаний по литературе, если мы всё чаще говорим о том, что результат литературного образования — не знания, а читательская самостоятельность.

Фото: Shutterstock (Syda Productions)

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с mel.fm

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • mel_education
          • домен mel.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции