html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Халат, коньки и письма Тургенева из Парижа // Культурная политика

Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ   |  купить фото

Культурная политика

Выставка в Историческом музее, посвященная 200-летию со дня рождения Александра II, создана для того, чтобы посетитель немного подумал, но ни в коем случае не озадачился. О том, как могла бы выглядеть эта выставка и чего здесь не хватает, размышляет заместитель главного редактора “Ъ”.

Конечно, мы всегда мечтаем о других исторических выставках в других исторических музеях. Коронационные кареты, кавказские шашки, балканские фески, панорамы Английской набережной Ниццы 1870 года, манифесты — и к ним перо, используя которое император Александр II стал «Освободителем» в 1861 году. Жанр такого рода выставок — демонстрация ожидаемого с поучительным добавлением к ожидаемому некоторого дополнения, намека на неоднозначность эпохи, небольшой недосказанности в нужном и диктуемом нынешней эпохой направлении. Здесь не нужны предметы неудобные, не поддающиеся прямой трактовке. Вот историческое перо — пожалуйста, прекращение крепостной зависимости крестьян — часть Великих реформ, с которыми спорят только экстремисты всех мастей. Писал манифест, что будет особо подчеркнуто, не какой-нибудь либерал, а митрополит Филарет Дроздов. И черновики несостоявшейся конституции, написанной Михаилом Лорис-Меликовым,— тоже пожалуйста. В конце концов, несостоявшаяся конституция хороша тем, что безопасна.

Ну а что там вообще можно показать так, чтобы по выходе с выставки действительно было о чем подумать? Конечно, мне бы хотелось, чтобы в отдельной витрине был выставлен домашний халат императора. Ведь он уже выставлялся в конце XIX века в том самом Малом Мраморном дворце, откуда изгнан сейчас Европейский университет в Санкт-Петербурге, княгиней Юрьевской, Екатериной Михайловной Долгорукой, второй женой Александра. Когда императора все же убили, она сделала второй этаж дворца Кушелева-Безбородько домом-музеем убитого императора — ведь это был дом его семьи. Потом Долгорукая и дети императора от этого брака, заключенного лишь в 1880 году, эмигрировали в Ниццу — частный музей Юрьевской не пользовался популярностью, ибо не пользовались популярностью ни она, ни император, ни его реформы. Никто об этом прямо не писал, ибо это неприлично, но и преобразования, и семейная жизнь Александра II воспринимались едва ли не всем образованным обществом сходно: все это приемлемо и даже где-то необходимо (в конце концов, не жить же императору с умирающей от туберкулеза нелюбимой императрицей?), но кто не увидит на этом печати греха и порока — и на ситуации, и на всех этих, прости господи, реформах?

И конечно, в этой части экспозиции хотелось бы видеть кислородные подушечки Александра II, которыми ему в этом доме приходилось пользоваться слишком часто — император был тяжелый астматик, ему нельзя было нервничать и невозможно было не нервничать.

Реформы, конечно, тоже необходимая часть витрифицированной экспозиции. Впрочем, обычную их часть я видел в том же Историческом музее, построенном по указанию самого Александра. Кстати, в том же 1873 году были большие споры, что, собственно, нужно показывать в музее — военные требовали от него храма воинской славы, чиновники — поучительную историю государства, историки — быт народа. Как и во многих таких случаях, Александр принял все три точки зрения — за что, собственно, теперь и расплачивается на выставке, посвященной своему 200-летию: о славе ли выставка, о народе или о государстве, так просто и не скажешь. Да разве это не одно и то же, как тогда всех спрашивал историк Иван Забелин?

Да нет, не одно. Если мы о реформах — я бы хотел видеть письмо Ивана Тургенева Александру из Парижа, в котором он объясняется, почему не может приехать на допрос в Сенат и дать показания о своих связях с лицами, «имевшими сношения с лондонскими пропагандистами» — с Герценом, с кем же еще. Приехать Тургеневу все же пришлось, не помогли и пожертвования двух золотых, двадцати рублей (а это немалая сумма!) в пользу русских солдат, раненных в усмирении польского восстания 1861–1862 годов. Можно было бы дополнить экспозицию лозунгом поляков, бунтовавших в 1866 году на сибирской ударной стройке, в Кругобайкальском восстании: «За нашу и вашу свободу».

И вообще, о политических процессах времен Александра мы знаем не так много, чтобы понимать, что происходило в это царствование. Например, «процесс ста девяноста трех» — история ареста нескольких тысяч подозреваемых в «народничестве» и подготовке к бегству Николая Чернышевского из вилюйской ссылки (автор «сна Веры Павловны» рассматривался при Александре если не как новый Пугачев, то по крайней мере как новый Радищев), сотня покончивших с собой, умерших и сошедших с ума еще до завершения следствия, четыре года пытавшегося доказать, что «хождение в народ» было попыткой государственного переворота. Но никого не повесили, большую часть оправдали, к каторге приговорили лишь 28 человек — а в итоге расстрелян был лишь Ипполит Мышкин, автор сенсационной речи на процессе, да и то за то, что в Шлиссельбургской крепости бросил тюремную миску в охранника. Впрочем, это было уже в 1885 году, когда Александра II тоже уже убили.

Вообще, мне бы хотелось увидеть экспонаты, которые объясняли и мне, и окружающим, почему невозможно и в России, и за ее пределами проводить реформы, будучи в положении арбитра, стоящего над схваткой. Стороны, которые вы высочайшей рукой приводите к компромиссу и к сотрудничеству, лишаются самого необходимого, что вне автократии приводит их к поражению или победе — и трансформации под влиянием этих временных поражения или победы. Когда в дело вмешивается Александр II, не либерал и не консерватор, а всего лишь император всех своих подданных, портятся все — и проигравшие, и выигравшие по высочайшему повелению. Проигравшие, как автор пятого покушения на Александра 2 апреля 1879 года, учитель Александр Соловьев, ночь на Пасху в поисках уверенности в себе проводят в публичном доме. Выигравшие в 1864 году арестовывают суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, и тот пишет своим последователям (а отбивать его из тюрьмы города Грозного пришли три тысячи чеченцев): отказывайтесь от любого насилия, укрепляйте веру, только она поможет вам в борьбе за свою независимость и за дело ислама,— и Кунта-Хаджи почти никто не слышит, и Чечня немирна, что бы ни писали об этом, и по сей день. Впрочем, что Кунта-Хаджи — переселение народов с Северного Кавказа начал не Сталин, а тот же Александр Освободитель.

Реформы сверху в этом смысле вообще всегда требуют адекватной компенсации их противникам, и в русской государственной традиции эта компенсация всегда одна — война: так действовал и Петр, и Екатерина, и даже Иван Грозный, если считать его реформатором, да кто только не пользовался. И можно даже подобрать подходящую войну, например, как Александр II — войну с Османской империей, освобождение Болгарии, славянское дело на Балканах. Но даже такую войну нельзя вести без того, чтобы не подыгрывать Федору Достоевскому, не спящему из-за невозможности водрузить в Константинополе крест над Святой Софией. И при этом никак нельзя его действительно водрузить — когда ты не часть одной стороны, а арбитр, вечно приходится идти на компромисс, который не устроит ни одну из сторон и который в итоге тебя и прикончит.

Поэтому на выставке очень хотелось бы видеть послевоенные сталинские учебники русской литературы. Именно в них до половины хрестоматий отдано этим совершенно непонятным для уже городских школьников спорам о мужике, этим Некрасову, Тургеневу, Чернышевскому, всему тоскливому и мрачному, совершенно бесстильному и аморфному времени Александра Освободителя. Даже император Павел успел создать свой большой стиль, не говоря уже о Николае I, Александре I, да и Александре III. Последний, кстати, лучше всего иллюстрирует, почему пребывание не над схваткой, а на одной из сторон всегда лучше для всех: сын Александра II, гораздо более резкий охранитель, как написали бы у Суслова, «махровый реакционер», вошел в историю как Александр III Миротворец: пока русский царь удил рыбу, Россия не воевала, не расширяла территории, а была занята почему-то другими делами. Например, писала стихи и картины, строила фабрики и пароходы и вообще предпочитала злобное, но результативное интенсивное развитие, а не экспансию. Так отчего-то выходит, что при несимпатичном генерале все как-то живее, чем при воспитаннике Жуковского, хотя вместо Великих реформ «подмороженная» страна — так и покажите нам на выставке, почему? Почему полная честность всегда окупается, даже если она несимпатична. Ведь и экономика при Александре II — это все больше экономический кризис, депрессия и рост госдолга. Даже бурное развитие железных дорог в России в это время не создает богатства, которое оно создавало во всей Европе,— они все больше интересуют военное ведомство, неистового Михаила Скобелева. Гражданские же пьют, разыгрывают сценки из «Бесов» и увлекаются радикальными социалистическими учениями. Или, если мужики, переселяются на Восток от безземелья: это движение, определяющее в истории России больше, чем книги Лассаля и Маркса, закончится лишь через 120 лет.

Впрочем, если мы говорим об Александре II как о человеке — мне бы хотелось видеть коньки, на которых он с детьми катался на первом в России публичном катке возле Мариинского дворца в Петербурге. Фигурное катание как наследие Великих реформ — да почему бы и нет? Это, по крайней мере, более понятно москвичам и гостям столицы, нежели демонстрация весной 2018 года в Историческом музее коронационной кареты.

Дмитрий Бутрин

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции