html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Точка зрения | Наука в регионах

Мнения экспертов ПостНауки о возможностях и академической карьере молодых ученых в провинции
В формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения, как заниматься в России наукой молодому ученому в своем регионе, не уезжая в научные центры.

Владимир Сурдин

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга МГУ, специалист по звездной динамике


Если говорить об астрономии, то в последние годы зависимость условий работы молодого ученого от места жительства существенно ослабла благодаря интернету. Разумеется, она не исчезла совсем, поскольку в крупных научных центрах и аппаратура лучше, и новые идеи «летают в воздухе» кабинетов и коридоров.

Но все же сегодня провинциальный астроном может дистанционно работать с телескопом, установленным в одном из лучших мест в мире — даже на другом континенте. Он может общаться с коллегами почти вживую по e-mail и Skype. Он может пользоваться лучшими библиотеками и базами данных всех мировых центров. Это приносит прекрасные плоды.

Вот живой пример: я пишу эти строки в горной обсерватории на высоте 3200 метров, вдали от цивилизации, но ощущаю себя почти как в московском кабинете. Да, телефонная связь здесь не очень устойчива и интернет не столь быстр, но зато не нужно ежедневно терять 2 часа в метро. В моем компьютере все нужные программы, и я могу работать не хуже, чем дома.

И все же… Общение с коллегами на конференциях и стажировка в мировых научных центрах — это ступени профессионального роста, которые необходимы молодому ученому, чтобы найти свое место в науке и взойти на ее вершину. Без этого он рискует навсегда остаться «подмастерьем» — полезным, но незаметным.

Катерина Губа

ассоциированный сотрудник Центра исследований науки и технологий ЕУСПб (при поддержке фонда Сколково по Science and Technology Studies), младший научный сотрудник НОЦ PAST-центр, НИ ТГУ


Для российской социологии я бы немного переформулировала сам вопрос: существуют ли стимулы для молодых выпускников столичных аспирантур заниматься наукой в регионе? Столичные магистратуры, ориентирующие своих выпускников на академическую карьеру, обладают мощной втягивающей силой студентов-бакалавров из региональных университетов. Однако далеко не все университеты могут обеспечить работой тех, кого они старательно в течение двух лет ориентировали на академическую карьеру. По сути, существует три академических трэка: постараться поступить на Phd в Европу или США, остаться в Москве или Санкт-Петербурге, уехать в один из региональных университетов. Кажется, что один из самых сложных трэков — это первый вариант, но иногда остаться сложнее, чем уехать. Если выпускник аспирантуры за время своего обучения не сможет встроиться в сеть, обладающей мощными ресурсами (в первую очередь исследовательскими или университетскими позициями), то его поиски работы едва ли увенчаются успехом. В российском академическом мире молодые ученые находятся в ожидании предложения, что совершенно не походит на открытый конкурс позиций в американских университетах.

В этой ситуации многие только в последнюю очередь станут рассматривать возможность уехать в регион и там продолжить заниматься наукой. Дело не только и не столько в том, что там их мало кто ждет, скорее в том, что мало кто хотел бы вернуться. Столичная магистратура дает знания, обеспечивает профессиональную коммуникацию, но, что не менее важно, она культивирует в своих выпускниках чувство своего особого положения. Это происходит через утверждение о том, что ее студенты в течение нескольких лет находятся в том месте, где вообще стоит заниматься наукой в России. Из социологии организаций известно о том, что если организация обеспечивает принадлежность к категории, которая позволяет ощущать себе лучше, чем если бы человек к ней не принадлежал, то такая организация занимает значимое место в его жизни. Немногим удается изжить этот вкус к своему особому положению и уехать туда, где университет не дает никакого вклада в идентичность ученого (в США обладатели престижных степеней испытывают похожую горечь, оказавшись в менее престижном университете, перебить которую полностью не может даже денежная пилюля). В регионе молодой ученый столкнется со многими вызовами, среди которых необходимость самостоятельно выстраивать профессиональную коммуникацию. В отсутствии интереса со стороны преподавателей она зачастую происходит со студентами, самые лучшие из которых при этом каждый год уезжают в ЕУ, Шанинку или Вышку. Все это будет происходить в отсутствии связи с организацией, которая могла бы стать прочным фундаментом для идентичности молодого социолога. Зачастую, чтобы всего этого избежать, выпускники столичных магистратур выбирают меньшее зло в виде обходного способа остаться рядом со значимой организацией, например, через административную карьеру. Предложения заняться администрированием случаются чаще, чем исследовательские вакансии.

Другими словами, заниматься социальными науками в регионах можно, но, возможно, это легче сделать, если оттуда вовсе не уезжать.

Дмитрий Галкин

доктор философских наук, доцент ИИК НИ ТГУ, старший научный сотрудник НОЦ PAST


Хочется, конечно, ответить словами из песенной ретро-лирики: «Для меня ничего невозможного нет!» И это правильные слова… На подъеме душевных сил влюбленного героя из песни, который благодарит судьбу, что свела его с любимым человеком. А с кем может свести молодого ученого региональная научная жизнь? Если может сводить с коллегами и создавать условия для насыщенного профессионального общения и интересной работы, тогда ответ на вопрос утвердительный. Если же нет… Ответ скорее отрицательный.

Я давно живу с этим вопросом и постоянно задаюсь им не только относительно собственной академической карьеры. И мне кажется, простой ответ, к которому я пришел, работая в Томском университете уже 15 лет, действительно… прост: возможно нормально трудиться в регионе и не Уезжая, но очень регулярно и качественно ВЫезжая в научные центры в России и за рубежом. Ответ прост и убедителен для меня потому, что нет никакой региональной науки — есть только международная, глобальная, если угодно, научная жизнь, и в ней надо участвовать. Проблема, стало быть, до некоторой степени вполне тривиально решается разными механизмами академической мобильности.

Но если бы все было так просто! В российском контексте у этой проблемы есть разные грани. Например, мотивация и возможности работать сильно зависят от региона и региональной научной инфраструктуры. В Новосибирске — одна история. В Воронеже — другая. Все будет сильно определяться и уровнем разработки конкретного научного направления, и наличием оборудования, и статусом научной школы, не говоря уже об условиях работы: стартовой зарплате, наличии жилья и т. д. Допустим, молодой социолог или философ науки, поклонник Брюно Латура или Эндрю Пиккеринга, решил заняться исследованиями в рамках Science and Technology Studies (STS). У этого направления в России еще только формируются перспективы. И тогда вполне логично отправиться в один из престижных западных центров STS. Но только если его амбиции не идут настолько далеко, чтобы создать самобытный российский центр (группу, лабораторию) в рамках данной традиции.

Мы не можем вычесть из этой ситуации и общую административную, и социально-географическую структуру России, когда столичный «пылесос» почти «естественным» образом поглощает перспективные научные кадры, причем не только в сферу науки. Есть ли здесь выход? Не уверен.

Виктор Вахштайн

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, профессор факультета социальных наук МВШСЭН


Последние двадцать лет в России не прекращаются попытки найти и поддержать (на худой конец, создать и профинансировать) «региональные научные школы». Начиная с программы поддержки кафедр (Фонд Сороса, 1992–2002) и заканчивая недавней концентрацией всех мыслимых ресурсов в крупных федеральных научно-исследовательских университетах. К сожалению, несмотря на титанические усилия и столь же титанические расходы, региональную науку (во всяком случае, в ее социально-гуманитарной версии) в России обнаружить не удалось. Люди, занятые производством идей, упорно оседают в Москве и Петербурге, а деньги фондов и налогоплательщиков расходуются на смазывание институциональной машинерии провинциальных вузов.

Так было далеко не всегда. Однако редкие периоды, в которые научное производство — производство новых идей и знания о мире — системным образом перемещалось из Москвы и Петербурга в регионы, связаны, как правило, с тремя типами событий:
1) Ссылки (в результате которых в начале ХХ века в Сибири сформировалась научная интеллигенция);
2) Эвакуации (благодаря которым в середине ХХ века сложилось несколько региональных научных школ);
3) Экономические кризисы (из-за которых в 90-е годы многие молодые и подающие надежды научные сотрудники вынуждены были вернуться в свои регионы).

Единственное известное мне исключение — новосибирский Академгородок, но это предмет отдельного исследования.

Впрочем, никакой трагедии в описанной ситуации я не вижу. «Можно ли заниматься наукой в регионах?» и «Можно ли в регионах жить интеллектуальной жизнью и участвовать в осмысленной коммуникации?» — это очень разные вопросы. За последние десять лет в региональных вузах — благодаря поколенческим сдвигам и медиатизации научного знания — сформировалась насыщенная интеллектуальная среда. (Чаще всего организованная в форме кружков, неформальных семинаров и “reading groups”). Сегодня в Волгограде, Самаре, Перми, Иркутске, Новосибирске, Томске и некоторых других городах шансы на осмысленную дискуссию не ниже, а выше, чем в Москве или Петербурге. Уровень общей научной культуры студентов по сравнению с 90-ми годами вырос многократно. Это дает надежду на то, что провинциальное мракобесие в духе «православной рериховской политологии», «социологии жизненных сил» и «теории минимального универсума» останется в прошлом.

Если бы наука была просто системой определенным образом организованной коммуникации, я бы сказал, что в регионах за последние десять лет появилась наука. Но, увы. Наука — это система влияния, а не форма общения. Идеи же, оказывающие влияние на исследовательскую повестку дня, язык описания и мышления о мире, производятся по-прежнему вдали от региональных центров коммуникации. Чтобы участвовать в их производстве, нужно переезжать.

Ольга Брилева

кандидат исторических наук, научный сотрудник истории материальной культуры и древнего искусства народов Кавказа отдела археологии Государственного музея искусства народов Востока


Высшее образование можно получить в регионе. Дальше все зависит от специализации. Если в том городе, где молодой специалист получил высшее образование, есть хорошая научная школа или академическая структура, а также человек, который потенциально мог бы стать хорошим научным руководителем, то это шанс, не уезжая из региона, сделать себе научную карьеру. Желательно, чтобы такой научный руководитель имел международный статус или был успешен хотя бы на российском уровне.

Если же по тому направлению, в котором молодой человек хочет развиваться в дальнейшем, в городе нет сильной школы или специалиста высокого уровня, тогда нужно ориентироваться на аспирантуру в столице, в ее академических структурах. А также заранее подыскивать себе научного руководителя в таком случае. После успешной защиты такой специалист может вернуться в регион. Если он найдет себе место в университете, в научных кругах в своем родном городе, то он сможет реализоваться уже на месте, получив степень. И благодаря грантам он сможет реализоваться в дальнейшем как хороший ученый. Но, повторю, все зависит от того направления, которое выбирает молодой специалист.

Максим Демин

кандидат философских наук, доцент факультета социологии ВШЭ (Санкт-Петербург)


Профессия ученого — это профессия, предполагающая высокий уровень мобильности. Уже в античности путешествия стали характерной чертой образа жизни людей, посвятивших себя интеллектуальным занятиям. На хрестоматийных примерах из истории античной культуры мы видим, как города, подобно Афинам в Древней Греции, столетиями развивали свою экономику, являясь привлекательными направлениями академического туризма.

Современная мобильность ученых и связанные с этим явлением интернационализация и глобализация науки ставят новые задачи. Современные научные центры оказываются в неравных условиях, имея разную степень доступа к интеллектуальным, экономическим и экологическим ресурсам. Возможность ученого перемещаться из одного интеллектуального центра в другой создает открытое пространство для конкурентной борьбы за талантливых исследователей, обеспечивая таким образом лучшие условия для лучших из них.

Горизонты конкуренции ставят университеты, исследовательские организации и их сотрудников перед сложным выбором альтернативных стратегий. Одна из них — стратегия воспроизводства сложившихся моделей, другая — реструктуризация и оптимизация. В этом отношении индивидуальный выбор ученого не так уже очевиден. Если он удачно включен в работу своей «родной» организации, вряд ли он будет заинтересован в привлечении со стороны сильных исследователей, потенциальных претендентов на уже занятую позицию. Создание конкурентных условий и планирование стратегии развития является делом игроков, заинтересованных в развитии всего академического сообщества.

Академическая мобильность является частью карьерного развития и социального роста исследователей. В этом отношении ученые не отличаются от остальных профессиональных групп. Как известно, квартирный вопрос в России всегда стоял очень остро и, говорят, сильно испортил москвичей. Иерархичность пространств нашей страны определяет направления научной миграции. И если говорить о ней в жестких терминах колониальной политики, то члены академического сообщества нередко оказываются в ролях своего рода конкистадоров и туземцев. Однако наше воображение должно работать не только в терминах центра и периферии.

Проблемы российских молодых ученых обусловлены тем, что условия игры и институциональные иерархии слабо проговорены, а локальный контекст и глобальный уровень не имеют промежуточных ступеней. Учитывая это, кажется важным развивать конкуренцию на внутринациональном уровне, создавая и дифференцируя центры притяжения, развивая открытые региональные рынки академического труда. Как ни странно, но обеспечить возможность молодому ученому конкурентно заниматься наукой в российском региональном центре оказывается задачей сложной и дорогостоящей. Однако развитие именно таких исследовательских кластеров, ориентированных на глобальную конкуренцию, делает систему более стабильной, а связь между международной и национальной наукой более прочной.

ПостНаука

редакция проекта ПостНаука

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

8

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • ученые
          • исследования
          • сколково
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции