html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Культура гигиены лишает нас коммуникации»: парфюмер Сиссель Толаас о запахах тела, науки и городов

Из всех органов чувств обоняние — самое недооцененное. Если животные используют запахи для коммуникации и выживания, то у человека они находятся на обочине восприятия. Чем обоняние лучше зрения, как культура гигиены лишила нас возможности общаться запахами, чем пахнет Москва и зачем коллекционировать грязные носки — T&P поговорили с парфюмером Сиссель Толаас, участником конференции института «Стрелка» «Новая повседневность».

— С чего началось ваше увлечение запахами? Вы получили образование в математике, химии и лингвистике — не совсем обычно для парфюмера.

— Я защитила диссертацию в области химии, а после этого занималась различными темами, которые могли бы помочь мне понять невидимую жизнь — то, что окружает нас в воздухе. Я заинтересовалась возможностями человеческого тела и в процессе поняла, что от природы мы имеем восхитительный hard — наше тело — и не менее потрясающий soft — органы чувств. Мы живем в мире, в котором едва ли в полную силу используем только один из сенсоров, зрение. Люди зациклены на том, как все выглядит, а остальные чувства при этом остаются недооцененными, особенно обоняние. Нос как источник информации подавлялся в течение целых поколений. Причин этому множество: трудно говорить о запахах, и в нашем интеллектуальном мире запах рассматривался как что-то чересчур личное, эмоциональное и недостойное внимания.

«100% воспринятых запахов остается в вашей памяти спустя год, в то время как только 20% сохранится от объема зрительной памяти»

Я хотела попробовать изменить ситуацию и понять, как можно заниматься запахами, и включить их в интеллектуальный контекст. Можно анализировать мир разными способами, и мне было интересно выйти за пределы предрассудков нашего общества и гедонизма. Часто, говоря о запахах, мы имеем в виду, что что-то пахнет хорошо, а что-то плохо. Так что я училась разным дисциплинам, заново открывая мир с помощью своего носа. Это был очень амбициозный проект, о котором я ни разу не пожалела. Моя жизнь изменилась с того момента, как я стала использовать свой нос. Теперь я намного более счастливый и толерантный человек.

— Когда я планировала интервью с вами, то сразу вспомнила Пруста и его «В поисках утраченного времени» с печеньем «Мадлен». Так как все–таки работает наша память о запахах, она цепляется за другие воспоминания — зрительные, осязательные — как в истории с тем самым печеньем?

— Если работаешь с носом, то обязательно ознакомишься и с этим трудом — память является одним из важных аспектов обоняния. Как мы знаем, запах очень быстро запускает эмоции и бессознательное. Образ обрабатывается и анализируется, и затем может задействовать бессознательное и эмоции. Запах действует очень четко, память на запахи эффективна. 100% воспринятых запахов остается в вашей памяти спустя год, в то время как только 20% сохранится от объема зрительной памяти. Есть очень много факторов, с поправкой на которые нужно относиться к запахам намного более серьезно.

— Вы полагаете, что нам нужна осознанность в запахах? Или эта область человеческой жизни все–таки должна оставаться в области бессознательного? И как, кстати, более сознательное отношение к запахам влияет на вашу жизнь — запахи не так властны над вами?

— Сознательность по отношению к запахам очень важна. Мы знаем, что нам обязательно нужно дышать. Нам нужно также видеть и слышать, но как только мы перестанем дышать, мы умрем. С каждым вдохом мы вдыхаем множество молекул, у которых есть запах, и эти молекулы несут определенную информацию о ситуации. Этот процесс происходит даже когда вы спите, и происходит бессознательно. Я пытаюсь сделать его сознательным, потому что из этого можно извлечь выгоду, использовать по максимуму то, что нам дала природа. С другой стороны, антропология показала, что раньше люди относились намного более осознанно к запахам, которые они использовали и воспринимали. В некоторых культурах нос используется для сознательного анализа информации до сих пор. Интересно, что в этих культурах есть особый язык, окружающий запах. Эти вещи идут рука об руку: сознательное отношение к запахам является стимулом для языка.

— Вы считаете, что культура гигиены забирает у нас важную часть коммуникации?

— Да, и это очевидно: если мы все наденем одинаковые свитера, как мы сможем догадаться, кто есть кто? Запахи используются в нашем обществе бессознательно. Мы не просто пахнем и чувствуем запахи бессознательно, мы используем их бессознательно. Мы просто распыляем их вокруг себя, моемся, применяя ароматические средства, чистим пол в прихожей средствами, которые пахнут, и так далее. Для меня это все выглядит немного извращенно. Поменяйте свои привычки, спросите себя дважды, нужно ли вам это. Я не говорю о том, нужно ли быть чистым или грязным, а скорее о том, что нужно быть немного более сознательным. Наука показала, что некоторые бактерии в нашей микрофлоре нужны нам для определенной цели. Эта сильная микросистема, которую мы убивали на протяжении поколений, что породило человечество с аллергиями и другими болезнями. Наконец, очень мало говорят о том, что плохой запах — это симптом плохого самочувствия, есть много нюансов, касающихся запаха тела.

— Расскажите, пожалуйста, про вашу утреннюю медитацию, как вы тренируетесь работать с запахами.

— Как только я поняла, насколько эффективное средство анализа информации представляет собой мой нос, стало ясно, что с его помощью можно улучшить жизнь. Я начала принимать свой нос всерьез и включать его в ежедневную жизнь — рутину и ритуалы. Каждое утро я нюхаю набор запахов и только после этого читаю утреннюю газету, выхожу на пробежку, пью кофе и так далее. Все, что я делаю, связано с запахами, но я не работаю с ними круглосуточно — это сильно истощает. С профессиональной точки зрения я время от времени сознательно выключаю свой нос.

— Вы рассказывали, что помогаете своей дочери справляться с домашним заданием и поддерживаете ее память запахами: например, ей легче вспоминать абстрактные знания, если они подкреплены абстрактными запахами. Какие еще практические применения запахам вы можете придумать?

— Моя дочь жила в контексте запахов с самого раннего возраста и в этом плане отличается от многих своих сверстников. Она видела, что запахи могут творить чудеса — такие, какие другие инструменты не могут. Она начала использовать запахи для коммуникации уже в школе. Можно добавлять тот или иной аромат на тело, кожу или волосы, чтобы привлечь внимание, стать более привлекательными, мистическими и так далее — я говорю о тех обещаниях, которые так охотно дает нам маркетинг. Почему бы не начать использовать запахи, чтобы также сказать «слушай, я чувствую себя не очень хорошо, оставь меня в покое, не мешай мне»? Моя дочь именно так и делает.

Моя работа в целом посвящена тому, чтобы использовать запахи для коммуникации, и также деконтекстуализации запахов: я помещаю их в новый контекст, чтобы повысить осознанность в понимании запахов. Вот почему я работаю над всеми этим проектами, которые повышают толерантность к людям, городам и другим аспектам жизни.

«Моя цель не в том, чтобы создать эсперанто для носа. Моя цель сейчас — заставить человечество принимать запахи всерьез»

— Вы рассматриваете отдельные ноты запахов как слова в предложении и предложения — в нарративе. Можете привести, пожалуйста, пример на материале конкретного запаха? Может быть, на примере «Шведского запаха», который вы разработали для IKEA, H&M и Volvo.

— В любых проектах, которыми я занимаюсь, я стараюсь задействовать язык. Но я использую разные методы: например, переношу некоторые запахи в языковую реальность — прошу людей поговорить о них. Затем я собираю всю эту информацию и анализирую ее, нахожу совпадения и создаю термины. Пока это только проекты, и у меня нет мировой базы данных. Я работаю над этим, но хотела бы также подчеркнуть, что моя цель не в том, чтобы создать эсперанто для носа. Моя цель сейчас — заставить человечество принимать запахи всерьез. Что касается языка, который при этом используется, для него пока нет никаких правил — пока важен сам по себе тот факт, что вы это делаете. Меня восхищает в работе с детьми то, что у них пока еще нет никаких предрассудков к запахам — они намного более открыты, а их органы чувств более обострены. Я учусь у них очень многому, в том числе и тому, какими мы могли бы быть, если бы с самого начала относились к запахам серьезно и сознательно.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее про вашу коллекцию запахов — известно, что у вас есть 40 вариаций грязных носков.

— У меня есть коллекция запахов из реальной жизни, состоящая из почти 7000 запахов. У меня также есть лаборатория из 3000 компонентов для запахов, это химические компоненты, с помощью которых я воспроизвожу реальность. У меня есть очень много формул для химически воспроизведенных запахов из реального мира. Это — моя жизнь и основа для всей моей работы.

— Вы делали исследование запахов различных городов — от Стамбула до Калькутты, в чем было главное различие? И чем, кстати, пахнет Москва?

— Во всех этих городах я делала исследования с различными целями и для разных клиентов — исследовала сегрегацию, толерантность, сознательность, загрязнение, навигацию, невидимые глазу факторы качества жизни и так далее. Этапы работы строились примерно одинаково — идентификация места с точки зрения носа, затем нужно было удостовериться, что место пахнет так постоянно, потом начиналась работа с идентичностью — я отправлялась внутрь и искала источник запаха, анализировала его.

У каждого города есть своя айдентика в терминах запаха — точно так же, как и у человеческого тела. Это зависит от географии, погоды и так далее. Что происходит в городе, что производится в городе — есть много тем, которые важны и влияют на тип запаха. В Москве я была только полтора дня — и была так занята, что у меня не было шанса поработать внимательно, хотя я и составила первое впечатление для дальнейшей работы. Надеюсь, однажды я смогу составить запах Москвы.

— Вы работали с запахом Первой мировой войны? Какой он?

— Это был один из проектов, в котором у меня не было источников, а обычно в подобной работе они есть, и я пытаюсь отыскать молекулы для конкретных элементов. В этом же случае мне нужно было опираться на описание армии, количества людей, документы переживших войну и описавших ее. На материале всего этого я составила запах, который стал кодовым для этой войны. Я сделала то же, что когда-то было сделано для газа. Газ не пахнет — ему была дана свободная композиция запаха, которая позволяет нам чувствовать газ, когда он утекает. Я же дала запах Первой мировой.

— Вы говорите, что есть несколько компаний, которые контролируют запахи на всей планете, что это за компании и какой властью они обладают? И понимают ли, какая у них в руках власть?

— В индустрии есть 3–4 большие компании и несколько маленьких. Мы знаем, насколько важны запахи, и легко понять масштабы их работы. Но не нужно думать об этом в терминах контроля — это слишком негативное слово, я бы не стала его использовать. Эти компании делают отличную работу для своих целей, но есть другие возможности, с помощью которых можно было бы использовать накопленные ими знания. По сути это единственные знания, которые существуют в мире запахов, и до сих пор многого еще не сделано. Я же хочу заполнить границу между наукой и корпоративным миром. В мире науки нужно оставаться объективным, в мире индустрии нужно тоже оставаться объективным, но немного по-другому. Я ученый, но я также и творческий ученый, поэтому я выбрала креативный мир — искусство, дизайн и архитектуру — области, где можно быстро показывать результаты своего исследования.

«Иногда я устраиваю обеды, где половину времени приходится есть, а половину — нюхать. Я пытаюсь везде, где могу, заставить людей использовать свои носы»

— У вас был обаятельный эксперимент с когнитивным диссонансом, когда вы пришли на Биеннале в Венеции, будучи роскошно одетой, но при этом надушившись запахом бездомных. Какие еще интересные эксперименты вы проводили?

— У меня есть не только гардероб одежды, но и гардероб запахов. Запахи стали моей невидимой одеждой. Я одеваюсь в запахи и использую их точно так же, как я использую другие средства коммуникации. Все, что я делаю, я делаю с целью сделать жизнь чуть более забавной, а коммуникацию чуть более живой. Нос позволяет в некотором роде стать ребенком — но в интеллектуальном смысле этого слова. Из экспериментов — иногда я устраиваю обеды, где половину времени приходится есть, а половину — нюхать. Я пытаюсь везде, где могу, заставить людей использовать свои носы.

— Каких новых подходов в дизайне, которые бы использовали запахи, вы ждете от будущего?

— Все это уже происходит — запахи для помещения, города, магазина и других парфюмированных пространств. То, что интересно мне, не так легко сделать элементом дизайна. Когда ты так сильно зависишь от химии, нужен спонсор и компания, которые вместе с тобой видят необходимость такого знания в креативном контексте. В противном случае это будет просто работа одного человека. Я стараюсь везде, где могу, дать стимул этому знанию и интегрировать его в новые области. Я стараюсь поддерживать эту тему интересной и обсуждаемой и надеюсь, что однажды индустрия скажет, что она готова к тому, чтобы перенести подобные исследования в лаборатории и институты. Думаю, что именно в этом — будущее.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

67
    +49 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • ученые
          • исследования
          • мыло
          • интервью
          • химия
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции