html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Грузовики Великой Отечественной

Отмечая очередную годовщину Великой Победы, нельзя не вспомнить ее автомобильных рядовых — грузовые автомобили, служившие в Красной Армии и работающие в тылу: отечественные, лендлизовские и даже трофейные.

Эти машины несли свою нелегкую службу в страшном 1941-м, оборонялись, а потом наступали до Берлина и Праги. Ну а затем многие из них участвовали в восстановлении разоренной войной страны — не стройках, на заводах, в колхозах. Каждый из этих гвардии рядовых Великой Отечественной внес свой посильный вклад в Победу…

Грузовики Великой Отечественной

Один из самых массовых грузовиков СССР — ГАЗ-АА и его модернизированный вариант ГАЗ-ММ — любимая шоферами за простоту и выносливость полуторка. Во время войны делали упрощенный вариант с деревянной кабиной, без передних тормозов, а иногда и с одной фарой. Двигатель в 50 л.с. разгонял автомобиль грузоподъемностью 1500 кг до 65 км/ч. С 1941 по 1945 год включительно произвели более 110 тысяч бортовых грузовиков и шасси. После войны полуторки еще много лет работали в народном хозяйстве, особенно в провинции.


Трехосный ГАЗ-ААА, выпуск которого начали в 1934-м, предназначали в первую очередь именно для армии. Машины грузоподъемностью до 2000 кг оснащали 40-сильными, а с 1938 года 50-сильными моторами. ГАЗ-ААА имел в трансмиссии демультипликатор. Производство официально свернули в 1943-м после бомбежки Горького и завода. Последние автомобили дособирали в 1944-м. всего с 1941-го сделали лишь 9724 бортовых ГАЗ-ААА и шасси.


Самый массовый отечественный грузовик Великой Отечественной — трехтонка, она же ЗИС-5, она же Захар Иваныч, как уважительно называли машину шоферы. «Шестерка» объемом 5,55 л развивала 73 л.с. Во время войны трехтонки в упрощенном варианте выпускали в Москве, возобновив производство после эвакуации, и в куда более скромных масштабах, в Ульяновске и на Урале в Миассе. Всего с 1941-го по 1945-й сделали более 145 тысяч автомобилей, включая шасси и удлиненные версии. А вообще, «Захаров» всех модификаций построили под миллион, на Урале их делали до середины 1950-х, а работали отдельные машины еще как минимум лет десять.


ЗИС-6, хоть и не был полноприводным (колесная формула 6х4), в первую очередь шел в армию. Машина с 73-сильным двигателем имела понижающую передачу в трансмиссии. С 1933-го по 1941 гг., когда производство свернули из-за эвакуации завода из осажденной Москвы, изготовили 21 239 машин, в 1941-м — лишь 3935. На шасси ЗИС-6 монтировали, в частности, топливозаправщики, а также первые гвардейские минометы — знаменитые «Катюши».


Полугусеничные автомобили в 1930-х виделись многим фирмам удачной конструкцией для преодоления бездорожья. Самые массовые советские подобные грузовики Красной Армии — ЗИС-22 и модернизированный ЗИС-42 (с 1942 г.) грузоподъемностью 2250 кг. ЗИС-22 изготовили около двухсот, ЗИС-42 вплоть до 1946-го — 6372. Максимальная скорость машин была до 40 км/ч. В основном их использовали в качестве артиллерийских тягачей.


Мощности Ярославского автозавода — единственного отечественного производителя автомобилей грузоподъемностью до 5000 кг — были очень невелики. С начала войны и до 1943 года изготовили лишь 1330 двухосных ЯГ-6 с 73-сильными моторами ЗИС-5. Армии куда нужнее были трехосные ЯГ-10 (на фото), но их производство свернули еще в 1940-м из-за нехватки американских двигателей Hercules мощностью 93,5 л.с. Последние машины 1940 года оснастили слишком слабыми, хоть и форсированными отечественными 82-сильными моторами. Всего сделали лишь 307 ЯГ-10.


Знаменитый Студер — Studebaker US6 грузоподъемностью 2500 кг оснащали 87-сильным (по стандарту SAE — 93 л.с.) мотором. Грузовики поставляли в вариантах 6х6 и 6х4. Из 200-220 тысяч выпущенных машин около 80% отправили в СССР. Часть грузовиков, как и другие лендлизовские модели, собирали на наших заводах, в частности в Горьком. Студеры участвовали в Параде Победы летом 1945-го. Отдельные экземпляры сохранились до наших дней.


Американский Dodge WC серии 50 — универсальный грузопассажирский и командирский автомобиль. Его оснащали 92-сильным мотором объемом 3,8 л. У нас машину называли «Додж три четверти» — по грузоподъемности 750 кг, но, в основном, использовали для перевозки личного состава, в частности орудийных расчетов. Во время войны выпустили около 260 тысяч таких автомобилей, из них 20-25 тысяч (в том числе машинокомплекты для сборки) поступили по договору лендлиза в СССР.


Полноприводные полуторатонные Chevrolet G7100 оснащали 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3,9 л, мощностью 83 л.с. Часть американских машин дособирали в СССР, в том числе на Горьковском автозаводе. Всего в СССР поставили около 48 тысяч таких Chevrolet.


GMC CCKW производили в 1941-1945 годах. Шестицилиндровый двигатель развивал 90 л.с. при 2750 об/мин. Коробка передач — 5-ступенчатая, пятая — повышающая. Всего изготовили 562 750 автомобилей, но в Красной Армии их было совсем немного — около 7 тысяч.


Тяжелый грузовик Mack серии NR перевозил до 10 000 тонн и был оснащен 6-цилиндровым 131-сильным двигателем. По лендлизу в СССР поставляли версии NR9 (1943-1944 гг.) и NR14 (1944-1945 гг.). Всего в Красной Армии служило чуть больше 900 таких автомобилей.


Американский тяжелый тягач Diamond T980, способный буксировать прицепы массой до 10 000 кг, оснащали 6-цилиндровым 11-литровым двигателем в 150 л.с. Таких машин в СССР было менее 500 штук. Однако некоторые из них работали в народном хозяйстве и после войны.


Гражданский Ford 6 колесной формулой 4х2, приспособленный к армейской службе, в основном версии G8T, привозили в СССР готовыми или в виде машинокомплектов для сборки. Американские автомобили перевозили до 2000 кг груза и были оснащены 90-сильными двигателями V8. В СССР в общей сложности оказались более 60 тысяч таких машин. Многие работали в глубинке еще лет десять после войны. Кстати, у вермахта была аналогичная машина производства кельнского филиала компании Ford.


В Красной Армии, пусть и в куда меньших количествах, нежели американские грузовики, использовали и трофейные машины. В том числе тяжелый Bussing-NAG 500 грузоподъемностью 5000 кг — одноклассник наших ярославских грузовиков. Немецкий грузовик оснащали шестицилиндровым дизелем мощностью 107 л.с. До конца войны выпустили около 15 тысяч таких машин.


Самый массовый грузовик вермахта — Opel Blitz — имел колесную формулу 4х2, грузоподъемность 3300 кг и 68-сильный 3,6-литровый 6-цилиндровый двигатель. С 1937 по 1944 год построили более 80 тысяч таких машин. После бомбардировки завода Opel в Бранденбурге грузовики в упрощенном виде выпускали на заводе Daimler-Benz. До 1944 года сделали и около 25 тысяч полноприводных машин на базе стандартного Blitz с 75-сильным мотором. После Победы Опели передали в народное хозяйство. На некоторых автобазах, скажем, в Прибалтике, они работали до начала 1960-х, но, конечно, уже сильно переделанные.

  • Фотоподборку «Автомобили Великой Отечественной — битва конструкций» смотрите здесь.
  • Самые массовые грузовики СССР мы собрали тут.
  • История символа Великой Отечественной — командирского ГАЗ-67Б — по этой ссылке.

Фото: из архива автора
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с zr.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • zr.ru
          • ford
          • модель
          • лето
          • газ
          • завод
          • берлин
          • ссср
          • армия
          • война
          • домен zr.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции