html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Грамотный пересказ и благозвучная речь: миссия выполнима!

Чем меньше ребенок, тем сложнее ему дается выражение своих эмоций и мыслей с помощью слов. Особенно это видно по деткам в возрасте около двух лет, когда пассивный словарный запас уже накопился, малыши понимают обращенную к ним речь, но, когда отчаянно пытаются вступить в равноправный диалог — мало что получается, и начинаются слезы, ребенок может даже кричать, бросать предметы с досады и топать ножками.

Но ребенок растет, начинает называть предметы или действия своими именами, потом формирует предложения — и, как утверждают специалисты, именно с этого момента начинается кропотливая работа родителя по формированию у малыша грамотной активной речи. Сначала мама и папа стимулируют договаривать фразы, детские стихотворения и несложные поговорки, затем задача усложняется — ребенку нужно предлагать рассказать о событиях своего дня, содержании любимого мультика. Как же приучать ребенка к пересказу правильно?

3 марта во всем мире празднуется День писателя, и MedAboutMe беседует с педагогами и детскими психологами о том, как облегчить родительскую задачу по формированию красивой речи — как устной, так и письменной.

Основа гармоничного роста — общее развитие ребенка

Следует отметить, что развитие того или иного интеллектуального навыка у ребенка не идет отдельно от физического развития. Для реализации талантов и творческих способностей нужно следить за тем, чтобы ребенок вовремя получал курсы витаминов, до конца долечивал респираторные инфекции. Хорошо, если он посещает любой вид спортивной деятельности, который ему по душе — будь то бассейн, спортивная гимнастика или футбол. И, конечно, не стоит на ребенка «давить» и заставлять заниматься из-под палки. Элемент игры и юмора — ключ к развитию с удовольствием.

Комментарий эксперта
Екатерина Ремизова, преподаватель по развитию речи в Детской школе искусств имени М. А. Балакирева, психолог, кандидат психологических наук
Екатерина Ремизова, преподаватель по развитию речи в Детской школе искусств имени М. А. Балакирева, психолог, кандидат психологических наук

Формирование навыка пересказа является неотъемлемой частью развития устной речи и мышления ребенка. Способность к пересказу — это хорошее подспорье к планированию собственной деятельности во взрослой жизни. Это значит, что тренируя у ребенка навык последовательного изложения текста, мы также формируем способность выстраивать стратегию собственных суждений и действий.
Пересказ как средство формирования связной речи необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. На занятиях по развитию речи у детей 5-6 лет я активно использую различные способы пересказа текстов. Самый популярный и полюбившийся детям способ — это мнемотехника во всевозможных ее проявлениях. Заключается эта техника в том, что дети составляют к тексту таблицу со схематическими образами, последовательно иллюстрирующими ход событий. Эта таблица служит своеобразным планом, по которому впоследствии составляется пересказ. Также дети с большим успехом учат стихотворения по мнемотаблицам. Эта методика является очень удобной для детей 5-6 лет: дошкольники не владеют в достаточной мере навыками чтения и письма, в то время как зрительный образ эффективно выполняет роль опорного пункта в плане пересказа. Все это формирует в будущем не столько навык, сколько интуитивное желание расставить точки в нужных местах и следовать заданному плану в своих действиях.

Как научить ребенка выражать свои чувства?

Как научить ребенка выражать свои чувства?

Крайне важный вопрос для любого современного ребенка — научиться выражать словами свои эмоции: как положительные, так и отрицательные. Вовремя сказать, если что-то не нравится («не нужно меня обзывать, мое имя Ваня»), уметь отказать, если не хочется откликаться на явную манипуляцию. Тем более важны умения утешить, поддержать в трудную минуту.

Комментарий эксперта
Елена Рябухина, педагог-психолог, кандидат психологических наук
Елена Рябухина, педагог-психолог, кандидат психологических наук

В психологии есть такое направление — библиотерапия. Она направлена на то, чтобы активизировать мышление ребенка к отражению и описанию своих эмоций и чувств.

Формы работы различные:

  • театрализация и проигрывание прочитанного,
  • чтение с музыкальным сопровождением,
  • слушание и одновременное раскрашивание картинок,
  • зарисовки прочитанного,
  • придумывание и сочинение продолжений и окончаний произведений.

Есть логические игры, например, «Снежный ком»: дети по очереди сочиняют рассказ, сказку, а затем, в зависимости от возраста, записывают или зарисовывают ее. Именно с зарисовок к пересказу и изложению (записи) развивается креативное мышление. Когда созревает система образов и направляет их в память, последняя посылает сигнал о новых воображениях. Возникший инсайт (озарение) создает ситуацию необходимости зафиксировать свои мысли и дает толчок тому, чтобы выплеснуть чувства на лист бумаги.

Почему мы часто не понимаем, что хотят сказать наши дети

Наиболее выраженно этот вопрос стоит перед родителями подростков — если между поколениями остались с детских времен недосказанности и недопонимание, гормональный всплеск не только их обнажит, но и может выстроить из них, как кирпичиков, недобрую «стену» отчуждения. Но ведь начинается этот процесс глубоко заранее и, может быть, не очень заметно («дьявол в мелочах»), но в силах родителей предотвратить подобный сценарий.

Комментарий эксперта
Щагина Татьяна Владимировна, директор ГБОУ СОШ № 857
Щагина Татьяна Владимировна, директор ГБОУ СОШ № 857

Общаясь с детьми, нередко подмечаешь, что часть истории, которую тебе рассказывает ребенок, приходится самостоятельно додумывать, достраивать, исходя из собственного опыта и представлений о его, ребенка, жизни. Без дополнительного перевода с «детского» на «взрослый» история может быть вовсе непонятна. То же самое касается и пересказа — неважно, говорим мы о сказке или, к примеру, мультфильме, или о содержании того, что именно Петя с третьей парты рассказал про Васю с первой и почему из-за этого именно Вас вызывают в школу.

Практически каждый разговор с ребенком, нередко эмоциональный, а от того еще более запутанный, становится лишним напоминаем о том, какую работу ему — и нам, взрослым, родителям и школе, — придется проделать, чтобы пройти весь путь становления новой личности.

Вместе с речью в ребенке воспитываются его коммуникативные навыки, логичность и последовательность мышления, любые другие личностные особенности.

Практические советы, как развивать благозвучную речь

Практические советы, как развивать благозвучную речь

С самых первых времен, когда речь ребенка только проходит этапы своего становления, ребенка стоит активно побуждать рассказывать об увиденном и услышанном, научить умерять эмоции в пользу связного рассказа, рассуждать и выражать свое мнение о текущих семейных вопросах — так формируются и лидерские качества, и постепенное осознание себя как личности.

Комментарий эксперта
Щагина Татьяна Владимировна, директор ГБОУ СОШ № 857
Щагина Татьяна Владимировна, директор ГБОУ СОШ № 857

Развитие речевых навыков — важный и кропотливый труд, который, повторюсь, самостоятельно проделать никому не под силу. Сложность этой работы связана, в первую очередь, с ее внешней рутинностью — необходимостью упражнять и упражняться в речи каждый день. Недостаточное, как, впрочем, и слишком пристальное, насильственное, внимание к речи может отвратить от учебы, заглушить таланты и мотивацию, задавить рано проявляющиеся лидерские качества.

Кроме того, остается проблема вовлеченности ребенка. Понятно, что принуждать нельзя — нужно заинтересовывать. Но как? Как именно раскрыть талант к пересказу, научить грамотно излагать свою мысль, сначала — устно, потом — на бумаге, и, самое главное, сделать это безболезненно, а значит, вызвав искренний интерес у ребенка?

Начинать можно с пересказа, а вовлечь в занятие проще всего, конечно, играя. К примеру, попробуйте, вместе с ребенком, составить пересказ или придумать рассказ по карточке. Сначала устно, по очереди с ребенком составляя фразы. В самом начале первые предложения рассказов будут за Вами, но через пару-тройку домашних уроков ребенок начнет перехватывать лидерство. Занятие интересное, а ведь оно помогает развить еще и фантазию! В конце концов, Вам останется только — ненавязчиво! — поправлять мелкие речевые ошибки.

Также нельзя забывать о пользе чтения вслух. Вместе с навыками непосредственно чтения и дикции, оно поможет развить речь, воображение и память: при чтении вслух слова, словосочетания, фразы и предложения — любые речевые паттерны проходят и речевой, и слуховой, и зрительный центры. Развитие памяти — важный нюанс при развитии навыков пересказа. При чтении — и особенно чтении вслух — растет активный словарный запас и становится легче избавиться от косноязычия, запинок, слов-паразитов.

Не забывайте читать ребенку. Слушание не менее полезно, чем чтение, причем, и детям постарше, подросткам (тут вспоминается эссе «Как роман» Даниэля Пеннака — французского писателя и педагога, более 25-ти лет проработавшего с детьми с задержками развития).

Не забывайте читать вместе с ребенком: к примеру, чтение по ролям (которое, кстати, как и слушание, гораздо шире используют при обучении иностранным языкам) может стать не менее увлекательным делом, чем придумывание и пересказ историй по картинкам-карточкам.

Чем больше Вы будете говорить с ребенком, читать, придумывать, тем проще ему будет и обращаться к новым выразительным средствам языка. Тем легче ему будет и писать: ваша устная работа с карточками станет хорошей основой сначала для написания мини-сочинений, зарисовок, а из них вполне способны вырасти грамотные изложения (пересказы) и сочинения. Ребенок уже сможет высказать свою мысль и не потеряется (потеряется гораздо меньше), когда на письме ему придется следить еще и за орфографией, пунктуацией и другими нюансами письменной речи. База для дальнейшего изучения и совершенствования языка, знаний о нем будет заложена.

Однако следует также помнить, что помощь в развитии речи — дело не только родителя. Школы не должны ограничиваться ставшими привычными вариантами преподавания чтения (литературы) и русского языка. Возможно, реферирование, по крайней мере, в курсах истории и обществознания, было бы неплохо заменять написанием эссе.

А уж появление (возвращение) именно в школьную программу риторики, развития речи, основ логики (о логике почему-то часто забывают, говоря о «гуманитарных» дисциплинах) становится не просто интересным вариантом факультатива. В современном мире — это практическая насущная необходимость.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с medaboutme.ru

11

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • medaboutme.ru
          • гимнастика
          • витамины
          • домен medaboutme.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции