html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Гонщик и губернатор. История пилота, сломавшего командную тактику

Формула-1

Автоспорт в Аргентине всегда был популярен, но в этот раз Гран-при Формулы-1 особенно привлекал зрителей — поул-позицию завоевал Карлос Ройтеман, 29-летний дебютант из числа местных. Так ровно 46 лет назад — 23 января 1972 года — началась карьера Карлоса Ройтемана в «Больших призах». Он гонялся более 10 лет, выступал в одной команде с Грэмом Хиллом, Ники Лаудой и Марио Андретти и стал лучшим аргентинским пилотом со времён Хуан-Мануэля Фанхио.

Дотянуться до чемпионства Ройтеману так и не удалось, однако в истории Формулы-1 он остался как один из самых талантливых пилотов своего поколения, а своих главных побед добился уже после завершения спортивной карьеры.

Рассказываем о Карлосе Ройтемане — известном пилоте Формулы-1 и экс-губернаторе провинции Санта-Фе.

Гонщик Экклстоуна

О Карлосе паддок впервые услышал за год до дебюта — молодой пилот, лишь в прошлом году перебравшийся из родных пенатов в Европу, сходу занял второе место в Формуле-2 и блеснул за рулём старого «Макларена» третьим местом во внезачётном Гран-при Аргентины. Внимание на Ройтемана обратил Берни Экклстоун, руководитель «Брэбэма», и в сезоне-1972 Карлос стал напарником Грэма Хилла в Формуле-1.

Блестящая квалификация в первой гонке чемпионата сенсацией не завершилась — уже на старте Карлос пропустил Джеки Стюарта, чуть позже откатился на четвёртое место, а вскоре провалился в самый конец пелотона из-за лишнего пит-стопа. На следующем этапе в ЮАР Ройтеман вообще до финиша не доехал — отказала топливная система, зато через три недели он выиграл внезачётный Гран-при Бразилии, первый в истории «Интерлагоса». Набрать зачётные очки, увы, удалось лишь в предпоследней гонке сезона, но вины пилотов в этом нет — Экклстоун только-только избавился от Рона Торанака, и «Брэбэм» находился в процессе перестройки. Грэм Хилл в том году тоже не смог подняться выше пятого места.

Карлос Ройтеман: Если сдаёшься, то останови машину прямо сейчас, посреди трассы, и катись домой. Если сдался — это конец, ты больше не гонщик.

С приходом Гордона Марри и Херби Блаша дела в “Брэбэме” постепенно пошли на лад. Уже в 1973-м Ройтеман завоевал подиумы в Ле-Кастелле и Уоткинс-Глен, а на третьем этапе сезона-1974 — Гран-при ЮАР — принёс команде первую за четыре года победу. Под занавес сезона Карлос выиграл ещё две гонки — в Австрии и США, и в паддоке заговорили о том, что именно «Брэбэм» станет главным фаворитом сезона-1975.

И год действительно начался здорово: Ройтеман приехал третьим в Аргентине, а его новый напарник Карлос Пасе победил в Бразилии. Однако затем инициативу перехватили Ники Лауда из «Феррари» и лидер «Макларена» Эмерсон Фиттипальди. На «Нюрбургринге» Ройтеман завоевал для «Брэбэма» ещё одну победу, но занял в чемпионате лишь третье место, а «Брэбэм» в Кубке конструкторов остался вторым — в 18 очках позади «Феррари».

Экклстоун надеялся, что удастся отыграться в 1976-м — с новыми моторами «Альфа Ромео», но итальянские двигатели оказались слишком тяжёлыми и ненадёжными. В 12 первых гонках Ройтеман лишь трижды добрался до финиша и когда Ники Лауда выбыл из-за аварии в Германии, Карлос договорился с Экклстоуном о расторжении контракта, чтобы заменить австрийского чемпиона в «Феррари».

Худший кошмар чемпионов: история провала «Альфа Ромео»
«Альфа Ромео» во второй раз возвращается в Формулу-1. В предыдущий получилось не очень.

Из «Феррари» в «Лотус»

Мало кто мог в это поверить, но после жуткой аварии и чудовищных ожогов Ники Лауде потребовалось всего полтора месяца, чтобы вернуться за руль — проехав за «Феррари» всего одну гонку, Карлос Ройтеман оказался на скамейке запасных. Но по окончании сезона «Скудерию» покинул Клей Регаццони, и новым напарником Лауды стал Ройтеман. Поначалу аргетинтинец даже опережал Лауду, а после двух первых гонок выбился в лидеры чемпионата.

Но вскоре стало ясно, что Лауде Карлос не соперник — пока Ники один за другим покорял подиумы, Ройтеман был нестабилен. Во второй половине сезона на фоне постоянных успехов Лауды, который уверенно шёл ко своему второму титулу, Карлос совсем сник — один-единственный подиум и четвёртое место по итогам сезона.

Тем не менее в «Феррари» не теряли веры в аргентинца, и с уходом Лауды именно он стал новым лидером команды при молодом напарнике Жиле Вильнёве. Но в 1978 году на трассах господствовали «Лотусы» с «граунд-эффектом», и Ройтеман, несмотря на четыре победы, остался только третьим. Задерживаться в «Скудерии» Ройтеман не стал — аргентинцу удалось договориться о месте в «Лотусе» на сезон-1979 — казалось, это будет его лучший шанс стать чемпионом.

Фрэнк Уильямс: Почему мне вообще должно быть дело, кто из этих чёртовых гонщиков будет первым? В конце концов, они просто наёмные сотрудники.

Однако, как показало будущее, 1979-й оказался первым годом кризиса «Лотуса». Колин Чепмен, Мартин Огилви и Тони Радд были уверены, что будущее за «граунд-эффектом», и на свет появился «Лотус» 80 — автомобиль, который по замыслу создателей должен был стать воплощением этой концепции. И днище автомобиля действительно генерировало огромную прижимную силу — настолько большую, что команда всерьёз тестировала конфигурацию вообще без антикрыльев. Тогда за рулём машины на «Сильверстоуне» работал как раз Ройтеман.

Но тут же стали видны фундаментальные недостатки «граунд-эффекта». На высокой скорости аэродинамика работала превосходно, но на торможениях и в медленных поворотах болид был абсолютно непредсказуем. Кроме того, стоило лишнему воздуху хотя бы немного попасть под днище на малейшей неровности или бордюре, и машина в буквальном смысле взлетала. «Лотус» 80 оказался настолько плох, что команде пришлось вернуться к прошлогодней 79-й модели, но та уже не могла тягаться с новыми «Феррари» и «Уильямсом».

Компромиссы с жизнью. Какой была Формула-1 70-х?
В широкий прокат выходит фильм "Гонка", посвящённый дуэли Ханта и Лауды. В связи с этим вспоминаем, в какой атмосфере проходили гонки 70-х.
Последний шанс

В 1980 году Карлос Ройтеман неожиданно перешёл в «Уильямс» и вновь оказался за рулём машины, способной выиграть чемпионат. Новая глава карьеры началась прекрасно: Карлос победил в Монако, завоевал несколько подиумов и вместе с Аланом Джонсом, который стал чемпионом мира, принёс «Уильямсу» первый Кубок конструкторов с рекордными на тот момент 120 очками.

На следующий год Джонс и Ройтеман остались фаворитами первенства — и понимали, что, скорее всего, сражаться за титул будут друг с другом. Первую гонку выиграл Джонс, но во второй — в Бразилии — в лидеры выбился Ройтеман. В «Уильямсе» считали лидером Джонса и приказали Ройтеману пропустить напарника, но тот проигнорировал распоряжение командного мостика и пересёк линию финиша первым. «Когда я увидел сигнал с пит-уолла, передо мной встала дилемма, — рассказывал впоследствии Карлос. — Я всегда выходил на старт с намерением выиграть, а тут мне говорят: сдайся, отдай победу. И я сказал себе: если сдаёшься, то останови машину прямо сейчас, посреди трассы, и катись домой в Аргентину. Если сдался — это конец, ты больше не гонщик».

Гран-при Бразилии положил начало настоящей вражде между Джонсом и Ройтеманом — чемпион мира посчитал себя преданным и понял, что не может рассчитывать на помощь в борьбе за титул. Выходкой Ройтемана остались недовольны и в «Уильямсе» — за нарушение контракта Карлоса оштрафовали, однако в боксах с этого момента отношение к гонщикам стало равным, но бороться они стали каждый за себя. В то же время к лидерам подтянулся Нельсон Пике — новый лидер «Брэбэма». Пике победил в Аргентине, Сан-Марино и Германии и сумел дотянуться до Ройтемана — перед финальной гонкой их разделял всего один балл.

Судьба титула решалась в Лас-Вегасе, претендентов на чемпионство осталось трое: Ройтеман, Пике и лидер «Лижье» Жак Лаффит. Джонс к тому моменту лишился даже математических шансов отстоять титул, однако помогать напарнику всё равно не собирался. Ройтеман и Джонс стартовали с первой линии стартового поля, но вперёд сразу вышел британец, в то время как Карлос начал терять позиции. Пике тоже потерял четыре места и откатился на восьмую строчку.

Положение на трассе поначалу устраивало Ройтемана, но уже на третьем круге на его «Уильямсе» выпала четвёртая передача. Темп Карлоса совсем упал, и на 18-м круге его прошёл Пике. Бороться Ройтеману оставалось только с болидом, но к финишу неисправная машина приехала лишь восьмой. Пике же закончил гонку пятым и вырвал чемпионство с перевесом в один балл. При этом, если бы не проблемы с Гран-при ЮАР, который был не засчитан из-за конфликта FISA и FOCA, Ройтеману, выигравшему ту гонку, хватило бы очков опередить Пике.

На волоске от титула. Как Хэмилтон, Вильнёв и Мэнселл чемпионаты теряли
Авария в Сингапуре может лишить Феттеля титула Ф-1. Вспоминаем фатальные ошибки претендентов на чемпионство.
Возвращение в родной Санта-Фе

Это поражение надломило Ройтемана, и к Формуле-1 аргентинец стал охладевать. «Уильямсу» удалось удержать Карлоса на сезон-1982, и на Гран-при ЮАР он финишировал вторым — это произошло день в день через 10 лет после дебюта в Аргентине. Однако этот подиум стал для гонщика последним — в апреле разразилсь Фолклендская война, отношения между Аргентиной и Великобританией испортились, и Ройтеман решил, что с «Большими призами» пора завязывать. Война, впрочем, стала только поводом: «Его сердце больше не принадлежало гонкам», — вспоминал позже Патрик Хэд.

Тремя годами позже Ройтеман выступил на Ралли Аргентины и занял третье место — он до сих пор является единственным пилотом Формулы-1, которому удалось пробиться на подиум этапа WRC, даже Кими Райкконену это оказалось не под силу. Что же до «Больших призов», то за 10 лет Ройтеман одержал 12 побед и по этому показателю входит в число 25 наиболее успешных пилотов в истории чемпионата мира, опережая таких современников, как Джеймс Хант, Джоди Шектер и Жиль Вильнёв.

Но, пожалуй, главное, чем запомнился Карлос в автоспорте, это его демарш в Бразилии в 1981-м, когда он отстоял своё право бороться с чемпионами на равных. В тот момент он знал, что за свою выходку может лишиться места в лучшей команде чемпионата, но даже в таких условиях не был согласен добровольно стать вторым. В конце года Ройтеман пытался помириться с Джонсом, но тот не стал слушать. Зато своим поступком Карлос умудрился задеть самого Фрэнка Уильямса.

«Тогда на этот счёт было много шума, но, если честно, мне всё это казалось скучным, — вспоминал много лет спустя вражду своих пилотов основатель „Уильямса“. — Пока команда набирает очки, меня не волнует, кто именно их приносит. Почему мне вообще должно быть дело, кто из этих чёртовых гонщиков будет первым? В конце концов, они просто наёмные сотрудники».

Ройтеман с Деймоном Хиллом на Гран-при Аргентины – 1995

Ройтеман с Деймоном Хиллом на Гран-при Аргентины – 1995

Фото: Reuters

В 2016 году учёные Шеффилдского института методологии опубликовали работу «Формула успеха: многоуровневый анализ эффективности пилота и конструктора, 1950-2014», в которой с помощью различных математических моделей попытались вычислить лучших гонщиков Формулы-1, независимо от скорости машин, на которых они выступали. Согласно выводам учёных, лучшим пилотом в истории «Больших призов» был Хуан-Мануэль Фанхио, за ним следуют Ален Прост и Михаэль Шумахер. 27-е место в этом рейтинге занял Карлос Ройтеман, он, например, выше Даниэля Риккардо, Кими Райкконена и Нико Росберга.

За 10 лет Ройтеман одержал 12 побед и по этому показателю входит в число 25 наиболее успешных пилотов в истории чемпионата мира.

Тем не менее главные успехи ждали Ройтемана после Формулы-1. Хустисиалистская партия Аргентины выдвинула популярного спортсмена на пост губернатора провинции Санта-Фе и тот успешно выиграл выборы 1990 года, а в 1998-м переизбрался на эту должность во второй раз. В роли губернатора Ройтеман проявил себя отличным стратегом, а в годы экономического кризиса, результатом которого стали массовые беспорядки и досрочная отставка президента Фернандо де ла Руа, умудрился удержать Санта-Фе на плаву. Многие хотели, чтобы Ройтеман выставил свою кандидатуру на выборах нового президента, но тот отказался. Вместо этого Ройтеман победил на выборах в Национальный сенат, в котором и заседает до сих пор — после двух переизбраний его мандат действителен до 2021 года.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с championat.com

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • championat.com
          • чемпионат
          • аргентина
          • бразилия
          • гонки
          • домен championat.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции