html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Голос Америки // Умер Том Вулф

Фото: Bebeto Matthews / AP

Умер Том Вулф

В Нью-Йорке на 88-м году жизни умер Том Вулф, лучший журналист среди писателей и лучший писатель среди журналистов США второй половины ХХ века.

«Отец ''новой журналистики''» — этот титул намертво закрепился за Вулфом. Хотя точнее назвать его идеологом направления, обрушившего в 1960-х годах всю привычную иерархию литературных жанров. Сам термин «новая журналистика» Вулф ввел в оборот, как считается, в 1973 году, а два года спустя закрепил его в легендарной одноименной антологии.

В тени иных авторов, включенных в антологию,— Нормана Мейлера или Джоан Дидион — сам Вулф, возможно, выглядел не столь эффектно. Он не растворялся с риском для разума и жизни в брутальном безумии своих героев, как Хантер Томпсон в «Ангелах ада». Не возводил на материале зверского массового убийства готический замок психопатологического романа, как Трумен Капоте в «Хладнокровном убийстве». Не нырял во вьетнамский ад, как Майкл Герр в «Кесане». Его слава началась в 1962 году с репортажей о скромных домашних американских радостях: быте Лас-Вегаса, конкурсах красоты или фестивалях автомобилей. Гораздо позже настанет час эпических документальных романов. Это будет прежде всего одна из главных книг о контркультуре — «Электропрохладительный кислотный тест» (1968) о кочующем «кислотном» карнавале, устроенном Кеном Кизи, автором «Полета над гнездом кукушки», и его бандой «Проказников». И, конечно, история (1983) космической гонки между США и СССР «Битва за космос» («Парни, что надо»), тут же экранизированная Филом Кауфманом. А еще блестящие эссе «Раскрашенное слово» (1975) и «От Баухауса до нашего дома» (1981), в которых Вулф, нагло пользуясь статусом живого классика, не оставил мокрого места от модернистских живописи и архитектуры, объявив их сплошным надувательством. Особенно славно это звучало из уст автора, буквально втолкнувшего современную журналистику в ряд модернистских искусств.

Величие Вулфа как первопроходца — величие барометра.

В начале 1960-х он действительно первым — еще до трясины вьетнамской войны, до хиппи, до кровавых мятежей в негритянских гетто и сериала политических убийств — почувствовал, что американскую реальность лихорадит, трясет, корежит. И вместе с ней лихорадит, трясет, корежит англо-американский язык, в своем благообразном варианте абсолютно не пригодный для описания этой реальности.

Старых слов не хватает, необходимо создавать новый словарь, переходить, если и неологизмов не хватает, на звукоподражание, сленг, в крайнем случае — рычание и урчание. Старомодными казались — хотя без них «новая журналистика» не могла бы состояться — даже величайшие образцы американской социальной документалистики 1910–1930-х годов: книги Линкольна Стеффенса, Эптона Синклера, Джона Рида.

Да что там говорить. Чтобы понять шок, испытанный читателями начала 1960-х, достаточно прочитать начало очерка Вулфа «Лас-Вегас (Что?) Лас-Вегас (Я вас не слышу! Слишком шумно!) Лас-Вегас!!!»: а начало это не что иное, как 57 раз повторяющееся слово «х..ня». Или даже не зачин, а просто название репортажа о том самом фестивале автомобилей: «Ур-ра! Ур-ра! Вон она — та самая Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка!» Или нырнуть в захлебывающиеся, без начала и конца, периоды «Электропрохладительного кислотного теста», вынырнув из которых никакого ЛСД в жизни принимать не будешь, потому что благодаря Вулфу уже увидишь все, что можно, и все, что нельзя, увидеть «под кислотой».

Литературный и журналистский цеха сразу же презрительно окрестили то, что «новой журналистикой» еще не именовалось, «паражурналистикой». Обвинили в лучшем случае в «импрессионизме». В худшем — во «вторжении во внутренний мир человека». Действительно, Вулф и его соратники просто-напросто зарезали священных коров профессии: «сдержанность» и «объективность». Ввели в ткань документального повествования весь арсенал чисто литературных средств, включая — подумать страшно — поток сознания. Не жертвуя, правда, во имя выразительности обостренной репортерской наблюдательностью, вниманием к, казалось бы, случайным деталям, придающим, однако, запечатленной реальности кинематографическую яркость.

Проще говоря, Вулф с сотоварищами научили Америку без страха и без оглядки на надуманные правила приличия говорить своим голосом.

В предисловии к антологии «Новой журналистики» Вулф насмехался над извечной мечтой любого американского журналиста написать Роман. Точнее говоря, Большой Американский Роман. Какой, к черту, роман! Американская жизнь — бестолковая, отчаянная, тщеславная, жестокая, наивная, идиотская, величественная — превосходит в своей немыслимости любой вымысел. Однако же сам Вулф — что очень трогательно — искуса Романом не избежал. В жанре fiction он дебютировал, когда ему было уже под шестьдесят, отменно неполиткорректным памфлетом «Костры амбиций» (1987). Через три года Брайан Де Пальма экранизировал этот роман в жанре «яппи в опасности» о «золотом мальчике» с Уолл-стрит, случайно зарулившем с любовницей в Южный Бронкс. За «Кострами» последовали романы «Мужчина в полный рост» (1998) и «Я — Шарлотта Симмонс» (2004), по мнению критики, литературной славы Вулфу не прибавившие. Впрочем, ни в какой дополнительной славе он к тому моменту уже не нуждался.

Михаил Трофименков

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • фестиваль
          • классика
          • убийство
          • мужчины
          • искусство
          • языки
          • ссср
          • война
          • америка
          • сериалы
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции