html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Герой без фона // Дмитрий Бутрин о «Деле Собчака»

Дмитрий Бутрин о «Деле Собчака»

В центре документального фильма Веры Кричевской и Ксении Собчак — самый драматический эпизод политической карьеры Анатолия Собчака: кампания, развернутая против него силовыми структурами в 1996 году. О том, какой эта история предстает сегодня и кто оказался настоящим героем «Дела Собчака»,— Дмитрий Бутрин

Смотреть документальные фильмы без заранее имеющегося предубеждения к тому, что покажут,— навык, которым владеют немногие. Документалистика — искусство переубеждения, предоставления нового знания ради исправления поверхностного и несовершенного существующего, то есть пропаганда в техническом понимании термина.

История, рассказанная в фильме Веры Кричевской и Ксении Собчак, опасна изначально — слишком хорошо понятно, насколько сложно дочери-соавтору рассказывать про отца, этот жанр не может быть чисто документальным. К тому же история сама по себе совершенно неинтересна. Разумеется, фильм почти ничего не сообщает о том, кем был политик Анатолий Собчак, умерший 18 лет назад, а ушедший с политического горизонта и того раньше, целую эпоху назад. Разумеется, мы и без фильма знаем, что мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак подвергался давлению силовых структур после того, как проиграл в 1996 году выборы, ему грозил арест и, возможно, смерть от инфаркта в СИЗО или в тюрьме, и его помощник Владимир Путин организовал экстренный и тайный вывоз его в Париж, в эмиграцию, продлившуюся три года.

Фильм, собственно, об этом, и главный вопрос Ксения Собчак задает сразу, хотя и не совсем точно: верно ли, что Владимир Путин стал президентом России в результате этой истории?

Чтобы найти ответ, надо предложить всем действующим лицам эту историю рассказать. В том числе и уже умершим — не исключая и Анатолия Собчака, есть ведь архивные видеозаписи.

То, что сам Владимир Путин (а с ним — и Дмитрий Медведев, и некогда охранник Собчака Виктор Золотов, и Алексей Кудрин, и Анатолий Чубайс, и Сати Спивакова, и еще десятки других действовавших лиц, недругов и союзников Собчака — здесь все подчеркнуто честно) тоже рассказывает эту историю, по нынешним временам несенсационно, он в последние годы снимается, когда считает это нужным. Дело не в этом, хотя, конечно, без главного героя — а это, конечно, Владимир Путин — ничего бы не состоялось.

В истории Собчака интересно именно то, как ее рассказывают ее участники сейчас — когда им уже известно, что было дальше. Ведь многое с тех пор произошло. Кто-то отсидел десять лет, кто-то умер в СИЗО, кто-то и прямо сейчас там, и ни у кого больше не получалось так круто спасти друга.

Самая важная находка Веры Кричевской в этом фильме — это способ съемки действующих лиц. Они почти все рассказывают свою историю на непроницаемом угольно-черном фоне, то есть без фона. Это поначалу очень раздражает, поскольку не бывает людей без бэкграунда, этот фон невольно тут же додумываешь — просто для того, чтобы не обращать внимания на то, насколько хорошо подобран галстук у Дмитрия Медведева, как органично смотрится в этой пустоте Золотов, как неотделимы от своей личной истории Чубайс и Кудрин,— и это против правил. Все они в одном несуществующем интерьере, все одинаково деликатно неярко освещены, всем поэтому вроде бы стоит доверять или не доверять в равной мере, и даже говорят они в единой сдержанной, не переоценивающей своей роли тональности. Конечно, это не суд. Это нечто противоположное суду — здесь никто никого специально не осуждает, даже если есть за что. Владимир Путин, к слову, выступает абсолютно наравне со всеми, он один из них. Из кого — из них? Ведь здесь не только друзья, здесь и недруги.

Единственный, кто исключен из этого правила отсутствующего фона,— Людмила Нарусова: она рассказывает свою часть истории дочери, Ксении Собчак, в своей петербургской квартире, во взятках ради которой обвиняли Собчака силовики из окружения президента Бориса Ельцина. Нет, не дворец, скорее чем-то похоже на музей, что уместно, поскольку Анатолий Собчак — личность в истории, а диван, стол, портьеры — ровно те же, что были в семейной обстановке при нем.

Да и, в сущности, вся рассказываемая в пустоте и в квартире история на поверку оказывается чисто семейной. Недаром Анатолий Собчак уже после поражения на выборах, будучи в отчаянии от непонятной ему ссоры с Ельциным, не находит иного способа послать личное письмо президенту, кроме как через друга двух семей — Сати Спивакову. И отвечает на письмо Собчаку не президент, а Наина Ельцина: «мне очень жаль, что так случилось».

Да, история взлетов, падений, спасения и гибели Анатолия Собчака, одного из популярнейших политиков 1990-х, первого избранного мэра города, наделившего нынешнюю Россию почти всей нынешней властью, в изложении действовавших лиц оказывается на поверку исключительно семейной. Кто-то косо глянул, кто-то считал кого-то другом, кто-то слушал одних своих ближних больше, чем других своих ближних, прошла трещина, холодок, но, кажется, поправимо, друзья качали головой, решали для себя, на что стоит пойти в этой поправимой пока ситуации и как не сделать ее непоправимой для себя. Вся эта политика происходит в ужасно тесном кругу, как и полагается борьбе на подступах к власти.

Анатолий Чубайс, впрочем, в один прекрасный момент уточняет: реальная власть в стране есть силовой аппарат. Он говорит о 1997 годе, но и о 2017-м тоже. Впрочем, сам силовой аппарат тут же дополняет: да нет, конечно, это тоже семейное дело, мы так же не вольны выйти из этого узкого круга яркого света в темноте, который и есть власть и который этим манит. Да и сам Борис Ельцин — уже с того света, но вполне подтверждает: конечно же, эти законы едины. Этого нет в фильме, но мы же помним: у Анатолия Собчака больное сердце, но ведь и у Ельцина больное сердце. Не потому ли он, вроде бы, вопреки личным убеждениям звонил прокурорским, идущим по следу Собчака,— хватит вам, лежачего не бьют? А те отвечали, хоть и не словами: простите, Борис Николаевич, правила игры не нарушаем, с младых ногтей в семейном кругу обучены этой игре — правила пишет выигравший.

Но что это за игра такая, за что она ведется — в том числе и Владимиром Путиным? Ведь речь идет о политике, о борьбе идей. И здесь Вера Кричевская ничего не может сделать, и тем более ничего не будет делать Ксения Собчак, которая в момент съемок уже играет в ту же игру. За что сражается Анатолий Собчак, за какие идеи Владимир Путин, рискуя не слишком устраивающей его в тот момент карьерой, идет наперекор зловещему генералу-астрологу в ФСБ, убеждающему Ельцина в том, что Собчак — враг? В конце концов, с какой противостоящей идеей борется Анатолий Собчак?

И здесь черный фон, пустота, берет наконец свое. Анатолий Собчак — представитель его избравшего народа. Он популярен. Его именем в московских универмагах называют клетчатые пиджаки. Он желает для Ленинграда, Санкт-Петербурга вновь открыть окно в Европу. Он кандидат народа и интеллигенции. Он против шоковой терапии Ельцина, хотя и понимает, что реформы необходимы. Он хочет, чтобы власть имели те, кому можно доверять. Те, кому можно доверять — близкие люди, фактически семья. В семье самое худшее — измена, и неважно, какие идеологические или иные причины на нее толкают. Демократия в понимании не только Анатолия Собчака, но и практически всех участников истории — это не идеи, а огромная, всеподавляющая и всеобъемлющая иерархия личного, родственного доверия. Это, правда, не то чтобы res publica, скорее cosa nostra, но это реальная жизнь. Сам Анатолий Собчак говорит в фильме: в «царя горы» нельзя выиграть, в эту игру можно только играть. А Ксения Собчак добавляет: можно играть в нее и целыми поколениями. Имя важно, но есть и фамилия.

Но что остается? Остается власть взаимно доверяющих депутатов, президентов, друзей, которые не оставят в смертельной опасности. Есть много стран, где так все это и работает. А какие альтернативы мы вообще можем всерьез рассматривать? Обычные люди в этом фильме тоже есть — они гневно кричат на площадях, они плачут в обкомах, они поддерживают тех, кому доверяют. Важно лишь говорить им правду. Столько, сколько можно ее сказать — остальное все свои и так знают.

Владимир Путин — главный герой фильма не потому, что на нем строится главный — единственный на самом деле — его сюжет. А потому, что, о чем бы ни спрашивала его Ксения Собчак по ходу действия, он отвечает на ее первый, главный вопрос. Отвечает Владимир Путин не 2018 года, а 2003-го, он и тогда знает, что люди не меняются, а фон неважен, фоном стоит пренебречь. Важно лишь то, что внутри, а внутри, поверьте, всегда одно и то же и теперь, и прежде, так и будет до самой смерти, своей или чужой. И даже после нее будет то же самое, поверьте. Мир состоит из тех, кого ты выбрал в друзья, в близкие, в семью (а это можешь сделать только ты сам) — и тех, кого ты в близкие не выбрал. Это выше политики, Чубайс неправ — силовики лишь инструмент, а власть есть узы близких.

Мы этому не поверим, но многим покажется убедительным.

В прокате с 12 июня

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • музей
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции