html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Гарольд Ллойд: Сыграть комика

В рубрике «Больше ста» — юбиляр прошлого месяца Гарольд Ллойд, человек в очках, воплощение американской хватки. Однажды ухватившийся за часы, Ллойд преодолел все перипетии времени и остался в истории «третьим гением» немой комедии. Алиса Насртдинова рассказывает о комике, которому исполнилось 125 лет.

Очки в роговой оправе, белозубая улыбка. Лицо с подвижной мимикой, но без выразительных черт — в нем узнавали себя миллионы американцев 1920-х. Мелкие конторщики, работники галантерей, буфетчики, таксисты — энергичные, деятельные, не упускающие своего шанса. Образ Гарольда Ллойда, одного из мастеров «немой комической», опознается мгновенно. История не предала его имя забвению, хотя подобной судьбы не избежали многие звёзды одначастёвых комических лент: Бен Тёрпин, Монти Бэнкс, Роско Арбакл… Часто ли вспоминают их, когда-то оригинальных и неожиданных и не сходивших с киноафиш?

Впрочем, и память о Ллойде могла бы быть не столь долговечной, если бы не очки в роговой оправе!

Неутомимый в желании преуспеть, Ллойд и сам был похож на своего персонажа. Комики-современники приходили в кино из цирка и варьете; у Ллойда был за спиной лишь театральный опыт. Комическую он выбрал ради денег. В результате получил и славу — но прежде понадобились годы упорного труда и перебор «масок»: для комика Гарольд Ллойд развивался медленно.


Гарольд Ллойд с продюсером и режиссером Хэлом Роучем

Первое появление «третьего гения» на экране относится к 1913 году, повсеместное признание — к началу 1920-х. До того, как обрести узнаваемые очки и своего персонажа (Glasses character), Ллойд, как и многие другие комики, имитировал Чаплина. В 1910-е «бродяга» Чарли воспринимался как очередная маска, чей успех заключается в удачном костюме и гриме — этого было достаточно, чтобы получать свой недельный гонорар. То, что образ Чаплина устроен в разы сложнее, открытие 1920-х.

От маски к персонажу

Серия лент с персонажем-подражанием Чаплину — Одиноким Люком — с усиками, в тесном блейзере и укороченных брюках, имела коммерческий успех. Режиссер Хэл Роуч и французская компания Патэ, по заказу которой снимались короткометражки о путаник Люке, впоследствии с трудом согласились на смену Ллойдом имиджа. Однако образ оставался безликим — зрители не обращали внимания на имя актера, им нравились только гэги и фарсовые погони.


Гарольд Ллойд в образе Одинокого Люка

Впрочем, по собственным словам, Ллойда и «не собирался вечно быть третьеразрядным подражателем кого бы то ни было, даже такого гения, как Чаплин». Довольно скоро Ллойд понял границы возможностей Одинокого Люка — тот оставался комической маской, лишенной потенциала стать самостоятельным персонажем. Несколько лет Ллойд пытался найти то, что сделало бы его экранный образ не просто индивидуальным — уникальным. На этом пути попытка подражания Чаплину сыграла свою роль.

Одна из главных черт Одинокого Люка — стремительность. Порожденная бешеным темпом комических лент, она впоследствии зарифмовалась с образом жизни вечно спешащего горожанина, «персонажа в очках». Люк был равен жанру комической, и оттого в фильмах, полных грубых и жестоких гэгов, герой Ллойда оказывался так же груб и жесток. Логика поведения изменилась не в одночасье; довольно долго он оставался героем комедии затрещин.

Новая комическая маска Ллойда — те самые очки и белоснежная улыбка — именовалась Glasses character, и парадоксальным образом строилась на ее кажущемся отсутствии. Типическое работает через уход от конкретного: Ллойд менял костюм из фильма в фильм, подтверждая, что его героем мог стать кто угодно. Бесхитростные очки в роговой оправе — атрибут усредненного горожанина — Ллойд возвращает реальности уже как элемент стиля. Хипстерский шаг.

В фильмах с персонажем в очках отказ от трюков, провоцировавших полное хаоса внутрикадровое движение, позволил перейти к более локальным сюжетам из повседневной жизни. Они были на каждом шагу, и требовали смены оптики. Так, план в фильмах Ллойда укрупняется оттого, что его персонаж вступает во взаимодействие с бытовыми предметами. Мимика актера, ежесекундно меняющаяся, отныне тоже часть повествования. Динамика прямых действий усложняется и поддерживается актерскими реакциями. В картине «Убирайся или прячься» (1920) персонаж Ллойда вместо того, чтобы прогнать надоедливого мальчишку Сэмми, подыгрывает ему. И кожура от банана, на которой поскальзывается герой, не появляется на дороге невесть откуда, как это было принято в комических студии Keystone. Ее бросил Сэмми. Так гэг мотивируется внутри сюжета. Здесь рукой подать до открытия, совершенного двумя годами позже в «Бабушкином внучке» (1922). Персонаж важнее трюка, понимает Ллойд — и как раз вовремя, чтобы одолеть рубеж полнометражных фильмов.

Актерская составляющая трюков Ллойда — главное, что отличало их от трюков Бастера Китона. Последний совершал куда как более головокружительные и опасные гэги, но они не производят столь устрашающего эффекта. Механистичные трюки с предметами наделяли и самого героя Китона механистичностью; его персонаж обыгрывался Китоном-режиссером как центральная «неодушевленная» вещь в фильме; комический эффект рождался в череде случайностей. Персонаж Ллойда же существовал как определенный человеческий тип, рожденный самим временем, «ревущими» двадцатыми.

В приближении экранного мира к действительности, обращении к привычной логике событий кроется поворотный момент для комедий Гарольда Ллойда. На экране разворачивается не тот невозможный мир, где по стенам разъезжают на велосипеде, выпадают из окна и продолжают идти как ни в чем не бывало. Мир, в котором существует персонаж в очках — неотъемлемо правдоподобен. Пространства в фильмах узнаваемы: предместья Нью-Йорка; шумные Бродвей и Уолл-стрит; городские парки, пляжи, бега, трамваи, кафе и магазины, скромные отели и роскошные особняки. Но Ллойд не просто фиксирует образ будничной Америки 1920-х. Он его создает. Спешащий и суетящийся герой заставляет работать каждый квадратный метр городского пространства благодаря своим зрелищным трюкам, и обнаруживает новые качества предметов повседневной жизни. Гарольд, повисший на стрелке гигантских часов на углу здания в «Наконец безопасности!» (1923) — самый тиражируемый кадр немого кино, разошедшийся на десятки цитат.

Мистер Ллойд в стране большевиков


«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Реж. Лев Кулешов. 1924

Если мысленно перебросить персонаж Ллойда через океан, он придется к месту и тут. В первой половине 1920-х советский экран почитал американскую комическую за наиболее приемлемый киножанр для нового уклада страны, отрицавшей декадентство и переживания прошлого. Так же, как и в Америке, у фильмов с Ллойдом в эти годы больше поклонников, чем у картин Китона или Чаплина. Зрелого Чаплина советский зритель почти не видел и был знаком с ним, в первую очередь, как с режиссёром «Парижанки» (1923), а трагикомический образ и юмор Китона был слишком тонок и требовал усилий. Здоровый оптимизм Ллойда вкупе с динамичностью жанра «комической», напротив, идеально укладывались в образ энергичного американца посреди ревущей моторами, гудящей заводскими гудками индустриальной Америки. Он равно восхищал представителей советского киноавангарда и рядового зрителя. Последнего — возможностью соотнести себя со спешащим жить и походя совершающим героические поступки современным горожанином, слишком далеким, чтобы расслышать эхо драматичных событий, перестроивших шестую часть мира.

Советская комедия не раз обращается к маске Ллойда. Поначалу как к уже знакомой составляющей западного мира — по экранам проносится мистер Вест. С 1930-х ллойдовская маска заимствуется, перерождаясь в комсомольца в очках. Она кочует из фильма в фильм. В «Крупной неприятности» (1930) персонаж — один из организаторов прогрессивной молодёжи провинциального городка, дублируемый школяром ровно в таких же круглых очках. В «Наследном принце республике» (1934) — архитектор, устроитель нового типа советского жилья (здесь, пожалуй, очки единственный раз срабатывают как повод для гэга — их надевают на другого героя; жанр в этой немой картине задан чище, чем в прочих). В «Частной жизни Петра Виноградова» (1934) — робкий студент-изобретатель, добивающийся взаимности своим постоянством. В «Лаврах мисс Эллен Грей» (1935) комсомолец-ударник, теряющий очки в воде и тем самым подытоживающий мораль, что спорт доступен всем и каждому, даже очкастому недотепе.


«Семеро смелых». Реж. Сергей Герасимов. 1936

Из комедий персонаж в очках переходит и в соседние жанры. Так, в «Семеро смелых» (1936) единственным героем, трагически погибающим в картине, оказывается трогательный метеоролог-очкарик Ося Корфункель. Разве что, очки у него, несмотря на схожесть формы, не в тяжелой роговой оправе, а в тонкой металлической, да и улыбка не такая ослепительная. Приглушенная комическая маска срастается с образом нерешительного интеллигента и дарит советскому кинематографу целый ряд негероических героев, начиная от эксцентричного профессора в «60 днях» (1940), нескладного директора клиники в «Парне из нашего города» (1942) и заканчивая математиком-лейтенантом в «Солдатах» (1956).

Востребованный советским кинематографом героизм не был чужд оригинальному персонажу Ллойда. Он то и дело совершал подвиги, сам того не желая. Повышая ставки, Ллойд неоднократно и, конечно же, безуспешно, пытался покончить с собой. Советские кинодеятели не преминули взять на вооружение этот прием — отсюда в «Катьке — бумажный ранет» (1926) появляется неудачное самоубийство Вадьки. Об обращении к характерной черте ллойдовского персонажа, перепуганного до ужаса, и ее переосмыслении в метафору взволнованного «коллективного сердца» потемкинцев в «Броненосце Потемкине» (1925) писали Эйзенштейн и его современники. Так, самый известный фильм Гарольда Ллойда «Наконец в безопасности!» можно назвать почти что киноманифестом. Ллойд последовательно шел к тому, чтобы всерьез напугать публику. Страх воздействовал сильнее и с большей вероятностью, нежели смех, мог подключить зрителя к происходящему на экране. Ллойдовская аудитория переживала за героя и спешила в кинотеатр на каждый следующий фильм с ним — за своей долей волнений и восторга.

Порожденный безудержными двадцатыми, образ Гарольда в следующее десятилетие растерял привлекательность, но вовсе не из-за прихода звука: напротив, зрители ждали, что Ллойд заговорит. Спешащий к успеху Гарольд стал неуместен в эпоху Великой депрессии. Природный оптимизм и белозубая улыбка плохо вязались с изменившимся укладом жизни и удручающими настроениями. Голос, напротив, не подвел — после ухода из кино Ллойд найдет работу на радио.


Гарольд Ллойд, Чарли Чаплин и Дуглас Фербенкс

Успешные комические образы всегда добавляли к смешному основанию второе несущее качество: трагичное в лентах Китона, трогательное у Чаплина. Ллойд работал с захватывающим — и точно попадал в свое время, пока оно само не растеряло этот пыл. Чтобы преодолеть жанр, всем троим нужно было попрать его чистоту, а значит, оставаться комиком было недостаточно — нужно было становиться актером. Чаплин и Китон эту работу проделали, уже будучи сложившимися комедиантами. Гарольд Ллойд прошел ровно обратный путь. Заштатный статист с драматическим талантом, он выбрал роль комика и все годы своей работы в кино добросовестно старался ей соответствовать. Он был лучшим актером, когда-либо исполнявшим роль комика.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • режиссеры
          • комедии
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции