html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Почему мы используем слова-паразиты?

Лингвист Вера Подлесская о трудностях спонтанного говорения, способах регулирования речевого потока и ответственности за свои высказывания

Совместно с сайтом «LookAtMe» мы запустили спецпроект, в котором просим наших ученых ответить на довольно простые, но не очевидные вопросы читателей. Для вас мы выбрали самые интересные ответы экспертов ПостНауки.

Неподготовленное устное общение на родном языке — это главная форма речевого поведения человека. БОльшая часть того, что мы производим на языке — и по объёму «продукции», и по продолжительности затраченного времени — это не написание текстов, не чтение вслух, не подготовленные устные выступления, а именно спонтанное говорение. Однако эта форма речевого поведения едва ли не самая трудная: за очень короткое время говорящий должен решить, что именно сказать (или, как говорят лингвисты, сформировать речевое задание), выбрать слова и конструкции, чтобы облечь свою мысль в языковую форму, передать задание анатомическим органам, отвечающим за произнесение (голосовые связки, язык, губы и прочее). Одновременно со всеми этими операциями говорящий ещё и производит оперативный мониторинг сказанного: контролирует, не произошло ли ошибки, полностью ли сказанное отвечает речевому заданию. Если его что-то не устраивает — исправляется («простите, я имел в виду не…, а …»).

Говорящий может быть более умелым или менее умелым, но и самые красноречивые далеко не всегда справляются со всем комплексом необходимых для говорения операций. Чтобы помочь говорящему преодолеть эти трудности и помочь слушающему правильно понять говорящего, в языке имеются специальные средства. Чаще всего это особые слова, которые не входят в структуру предложения, не передают собственно содержания, а помогают, как говорят лингвисты, регулировать речевой поток. Например, такие слова позволяют говорящему выиграть время, если он не может сразу подобрать нужное выражение: употребляя слова «там», «как это», мы даём слушающему понять, что заняты поиском, и просим набраться терпения, пока поиск не будет завершен. Некоторые слова такого рода могут даже подсказать слушающему, к какому грамматическому классу относится проблемное слово: если мы слышим «купи эту… как её…», мы уже знаем, что нас просят, скорее, купить картошку, а не арбуз и не огурцы; в противном случае было бы «как его» или «как их». Другой класс регулирующих единиц помогает говорящему снять с себя ответственность за точность высказывания: это, например, многократно заклеймённые «типа» и «как бы». С их помощью слушающему дают понять, что выбранное выражение, возможно, не самое адекватное, но лучшего не удалось подобрать, и тем самым слушающему предлагается принять посильное участие в достраивании нужного смысла. Отдельная большая группа регулирующих единиц помогает переходить в речи от одного смыслового фрагмента к другому. Например, слово «вот» часто является сигналом того, что закончен некоторый второстепенный эпизод, и говорящий возвращается к основной линии своего рассказа. А слово «ну», наоборот, начинает фрагмент, который каким-то естественным образом предопределяется тем, что было сказано раньше («Так ты сегодня в университет не пойдёшь? Ну, приходи ко мне!»).

Легко видеть, что в класс регулирующих единиц попадают именно те слова, которые в дискуссиях о культуре речи получили ярлык «слова-паразиты». Между тем, как мы видим, слова эти играют очень важную роль в процессе порождения речи, так что этот ярлык с академической точки зрения нельзя считать справедливым. Другое дело, что неумелые говорящие часто злоупотребляют этими словами. Регулирующими единицами злоупотребляют гораздо чаще, чем полнозначными словами, поскольку последние обязательно надо встраивать в структуру предложения, а это требует дополнительных усилий и времени. Гораздо проще в проблемных точках прибегнуть к единицам, которые можно вставить в любое место в тексте, причём можно безболезненно использовать одну и ту же единицу многократно. Для лингвистов наблюдение за «словами-паразитами» в живой речи даёт бесценный материал: фактически эти слова открывают доступ в «лабораторию говорящего», позволяя обнаружить болевые точки в процессе порождения неподготовленной речи и понять, какими способами преодолеваются речевые затруднения.

Вера Подлесская

доктор филологических наук, профессор, руководитель Учебно-научного центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

15

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции